
Об обеспечении лекарственной безопасности пошла речь в докладе Крашенинникова Анатолия Евгеньевича, Генерального директора АНО «Национальный научный центр фармаконадзора». Эксперт считает, что на рынке лекарственных препаратов необходимо внедрять контроль со стороны пациентов: «Это повысит безопасность самих пациентов; позволит выявить врачебные ошибки; обеспечит экономию бюджетных средств благодаря использованию эффективных информационных технологий».
Тарасов Вадим Владимирович, Директор Института трансляционной медицины и биотехнологии, заведующий кафедрой фармакологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, рассказал о трансляционной медицине. Трансляционная медицина, по сообщению докладчика, основывается на трех принципах: оценка безопасности, целесообразность внедрения продукта в производство, потенциальный интерес к препарату инвестора. «На каждом этапе мы работаем с учеными, с бизнесом и с различными компаниями. На наш взгляд, это единственный ключ к успеху, чтобы доводить разработки ученых до рынка, до наших пациентов и до пациентов на международном уровне», – подчеркнул спикер.
«Нацпроект «Здравоохранение», в отличие от предыдущих крупных проектов в этой сфере, не увеличивает существенно бюджет здравоохранения, а лишь частично компенсирует его потери, в том числе инфляционные, за последние 5–6 лет», – поделился заключением президент Международного объединения разработчиков, производителей и пользователей медицинской техники Осипов Лев Васильевич. «Требуются гораздо большие суммы, поскольку объем вложений в основные фонды здравоохранения в России на душу населения очень низок», – уверен эксперт.
Мальцева Олеся Альбертовна, Управляющий директор по внешним связям АО «Технополис «Москва», презентовала московскую ОЭЗ как площадку для локализации компаний из отрасли медицинских технологий, оборудования и биофармы. «Помимо инфраструктуры (в том числе чистых комнат), линейки сервисов и мер поддержки, в особой экономической зоне столицы создан биофармацевтический кластер, который объединил более 20 резидентов. В состав кластера также могут войти московские компании, работающие в сфере здравоохранения», – сообщила Олеся Мальцева.
«Мы производим приборы для осуществления удаленного мониторинга пациентов с различными заболеваниями. Так, больные с хроническими заболеваниями могут более оперативно получать помощь и коррекцию текущей терапий», – доложила Плясунова Елена Викторовна, Генеральный директор ООО «Медтроник». Эффективность удаленного мониторинга сегодня не вызывает сомнений: сокращается время работы врача с пациентом; снижается количество приемов и средняя длительность госпитализации. Телемедицинские технологии также способствуют своевременному выявлению осложнений, что позволяет снизить нагрузку на отделения интенсивной терапии и реанимации.
Хабриев Рамил Усманович, Научный руководитель ФГБУН «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», остановился на том, как использовать цифровые технологии в части организации клинических исследований. «Если мы хотим сохранить такой способ оценки эффективности лекарственных средств и их безопасности, как наблюдательные исследования, то важно обеспечить достоверность результатов, которые будут достигнуты в рамках их проведения», – напомнил эксперт. Решить подобную задачу способно использование цифровых технологий, когда на платформе ведется сбор данных и производится обработка результатов исследования, а также сохраняется конфиденциальность персональной информации пациентов, задействованных в программе.
«Доля инновационных препаратов на рынке РФ продолжает снижаться с 2016 г., в 2018 г. она не превышала 11% в денежном выражении и 4% в упаковках», – такие данные привела Руководитель группы стратегического консалтинга Центра экономики и управления в здравоохранении Московской школы бизнеса СКОЛКОВО Ирина Евгеньевна Свято. Недостаточный уровень защиты интеллектуальной собственности приводит, по мнению спикера, к низкой конкурентоспособности России в области привлечения инвестиций. Болевые точки здесь – правоприменение, коммерциализация интеллектуальной собственности, низкая эффективность взаимодействия с государством. «Мы все время говорим об инновациях, но в Госдуме я слышала фразу: "Иностранные компании вывели 700 препаратов с российского рынка. Если они не хотят лечить наших детей, мы будем вводить принудительное лицензирование". Инновации и принудительное лицензирование – это два противоположных вектора», – обозначила свою позицию Ирина Свято.
Тему инноваций в здравоохранении продолжил Натензон Михаил Яковлевич, Генеральный директор ООО Научно-производственное объединение «Национальное телемедицинское агентство». Он отметил, что государство начинает разворачиваться в сторону создания современной системы здравоохранения. Пока не хватает практических инструментов реализации этой цели, но постепенно появляются и они. В первую очередь, это использование инновационных технологий, искусственного интеллекта и телемедицины.
Пастухов Борис Иванович, член Генерального совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Председатель совета директоров ООО «Национальная медицинская компания», объяснил, что сложившаяся поведенческая модель населения подразумевает невнимательность к здоровью, несвоевременное лечение, самолечение, недоверие к врачу в сочетании с вредными привычками. «Чего хочется добиться – проактивной позиции, принятия на себя ответственности за свое здоровье и здоровье членов семьи. Что этому может способствовать? Вовлечение пользователей в процесс взаимодействия с цифровыми медицинскими технологиями, популяризация базовых цифровых механик в работе системы здравоохранения. И нужно это делать быстрее. Причем не только с помощью государства», – резюмировал спикер.
В качестве вызовов, стоящих перед российской системой здравоохранения, участники Секции отметили:
- низкий объем вложений в основные фонды здравоохранения в России на душу населения;
- отсутствие четко определенных терминов “терапия прорыва”, “инновационные препараты”;
- в работе на российском рынке инновационные компании сталкиваются с высокими рисками, связанными с законодательными изменениями, нестабильным курсом валют;
- закон о телемедицине не доработан; тарифы по оказанию телемедицинских услуг появляются, но тарифов на устройства с удаленным мониторингом до сих пор нет;
- нехватка высококвалифицированных кадров и среднего медицинского персонала;
- недостаточный уровень защиты интеллектуальной собственности приводит к низкой конкурентоспособности России в области привлечения инвестиций. Основные проблемы здесь – правоприменение, коммерциализация интеллектуальной собственности, низкая эффективность взаимодействия с государством;
- применение механизма принудительного лицензирования способно привести к резкому сокращению прямых инвестиций и репутационным потерям;
- инновации зависят от уровня защиты интеллектуальной собственности и объективно коррелируют с ожидаемой продолжительностью жизни. При этом в рейтинге стран по уровню защиты интеллектуальной собственности Россия занимает 29 место из 50;
- неэффективное расходование бюджетных средств на здравоохранение;
- сложившаяся поведенческая модель населения подразумевает невнимательность к здоровью, несвоевременное лечение, самолечение, недоверие к врачу в сочетании с вредными привычками.
- на рынке лекарственных препаратов необходимо внедрять контроль со стороны пациентов, что повысит безопасность самих пациентов; позволит выявить врачебные ошибки; обеспечит экономию бюджетных средств благодаря использованию эффективных информационных технологий;
- перенять зарубежную практику консенсусных форумов по новым медицинским технологиям для формирования согласованного мнения профессионалов по инновационным направлениям;
- простое импортозамещение высокотехнологичных медицинских изделий приведет к гарантированному отставанию от развитых и развивающихся стран. Приоритетом должен стать курс на создание инновационной отечественной экспортоориентированной продукции;
- локализация должна осуществляться на паритетных началах на основе использования российских ноу-хау и отечественных международных патентов с ориентацией на экспорт. При этом следует принять меры для защиты интеллектуальной собственности и предоставить приоритетную государственную поддержку отечественным предприятиям, готовым поставлять свою продукцию за рубеж;
- внедрить систему принятия решений и актов по поддержке инновационных проектов после обязательного согласования с профессиональными сообществами медиков и отечественных производителей медицинских изделий;
- разрабатывать тарифы на использование инновационных технологий и внедрять их в систему ОМС. Таким образом возможно ликвидировать барьер по доступу к высококачественной медицине;
- разработать государственную программу по ликвидации кадрового дефицита;
- разработать государственную программу по обеспечению доступности первичной медицинской помощи;
- стимулировать вовлечение пользователей в процесс взаимодействия с цифровыми медицинскими технологиями, разработать программы по популяризации базовых цифровых механик;
- разработать соответствующее распоряжение о сборе унифицированных, верифицированных для различных нозологий данных для наполнения big data.