
Первые упоминания о заболевании, схожем с гриппом и ОРВИ, относятся к 412 г. до нашей эры. Гиппократ описал болезнь с аналогичными симптомами: жар, головные и мышечные боли, а также боль в горле. Именно тогда и зафиксирована первая эпидемия. Однако прошло очень много времени, прежде чем была установлена причина этой болезни. История открытия вирусов берет начало лишь в конце 19 века, продолжается она и в наши дни.
Не стопроцентная защита
С 1952 г. ВОЗ следит за заболеваемостью во всем мире и ежегодно определяет штаммовый состав гриппозных вакцин, которые являются эффективным методом защиты и позволяют контролировать эпидемическую ситуацию. Несмотря на это, ежегодно в мире до 10% населения, а при возникновении пандемий - до 50%, болеет гриппом и другими, сопоставимыми с ним по тяжести осложнений, острыми респираторными вирусными инфекциями. Состав современных вакцин, обновляемый ежегодно ВОЗ (1 раз для Северного и 1 раз для Южного полушария), может не соответствовать реально циркулирующим штаммам. И даже сейчас в развитых странах вакцинация охватывает далеко не все население. Кроме того, популяция эпидемических вирусов гриппа возрастает за счет их постоянно изменяющейся структуры, что приводит к одновременной циркуляции разных штаммов и затрудняет разработку вакцины для конкретной эпидемической ситуации.
Вирусное многообразие
Еще один важный момент: специфическая профилактика проводится только от гриппа, на долю которого, по разным оценкам, в зависимости от сезонности приходится от 5 до 30% случаев ОРВИ (при общем ежегодном числе случаев заболеваний острыми респираторными инфекциями в нашей стране около 30 млн). Количество возбудителей ОРВИ - более 200, многие из них наравне с гриппом могут вызывать тяжелые осложнения, опасные для жизни. Ежегодно фиксируется от 250 до 500 тыс. случаев смерти от осложнений гриппа и других ОРВИ (вирусные пневмонии, бактериальные тонзиллиты, PC-бронхиолиты, риносинуситы и др.). Под угрозой, в первую очередь, пожилые люди и дети до 14 лет, причем у последних случаи заболеваний регистрируются в 4 раза чаще, чем у лиц старшего возраста. ОРВИ также способны вызывать обострение хронических заболеваний и развитие осложнений, которые могут стать причиной смерти больного. Наличие хронических сердечно-сосудистых или легочных заболеваний повышает риск летального исхода при гриппе в десятки раз.
Многим лечебным учреждениям пока не доступны лабораторные методы определения возбудителей инфекции, поставить точный клинически диагноз – грипп или ОРВИ отличной этиологии – нередко затруднительно из-за схожих симптомов, а порой у одного пациента сочетаются сразу несколько ОРВИ. Учитывая многообразие вирусов негриппозной этиологии и изменчивость вирусов гриппа, ведущие специалисты рекомендуют дополнять специфическую профилактику терапией противовирусными препаратами, эффективными как против гриппа, так и против ОРВИ, например Кагоцелом, препаратом группы индукторов интерферонов.
ОРВИ без осложнений
Значительную долю в структуре ОРВИ составляет аденовирусная инфекция (более 50 серотипов). Для острых респираторных заболеваний этой этиологии характерно частое развитие бактериальных тонзиллитов на фоне затяжного и рецидивирующего течения, а также пневмоний, вызванных аденовирусами. В ходе исследования, проведенного на базе ФГБОУ ВО ВМедА им. С.М. Кирова МО РФ (Санкт-Петербург) с целью оценки клинической эффективности противовирусной терапии при острых респираторных заболеваниях аденовирусной этиологии, были проанализированы истории болезни 292 пациентов с аденовирусными заболеваниями средней тяжести1 . Больные находились на стационарном лечении, а диагноз был верифицирован лабораторными методами. В ретроспективный анализ были включены истории болезни пациентов, поступивших в стационар в первые 48 часов от начала заболевания, не имевших к тому моменту осложнений и не получавших дополнительного лечения интерфероном или индукторами интерферонов.
По данным медицинской документации было выделено 5 групп сравнения. 1-я группа (96 пациентов) получала только базисную терапию (режим, диета, поливитаминные и патогенетические средства). 2-я группа (47 пациентов) в дополнение к стандартной терапии получала человеческий лейкоцитарный интерферон 250 000 МЕ ингаляционно в аэрозоле. 3-я группа (58 пациентов) и 4-я группа (44 пациента) дополнительно к базисной терапии получали препараты-индукторы «ранних» интерферонов: меглюмина акридонацетат и тилорон соответственно. 5-ой группе (47 больных) в дополнение назначали индуктор «поздних» интерферонов Кагоцел. Группы были сопоставимы по срокам начала терапии, полу, возрасту, а также выраженности синдрома общей инфекционной интоксикации и лихорадочной реакции в начале заболевания.
Наиболее важным критерием эффективности препаратов при лечении больных ОРВИ аденовирусной этиологии является снижение частоты развития осложнений, а также уменьшение количества случаев затяжного течения и рецидивов заболевания. Анализ результатов в разных группах показал, что Кагоцел в сравнении со стандартной терапией достоверно уменьшал частоту развития пневмоний более чем в 9 раз. На фоне приема препарата зафиксировано сокращение в 7 раз затяжного и в 2 раза рецидивирующего течения заболевания. Кроме того, в данной группе наблюдалось снижение длительности ринита (на 3,4 дня) и кашля (на 4,7 дня). Применение индукторов «ранних интерферонов» (тилорона и меглюмина акридонацетат) достоверно не влияло на длительность общих инфекционных, респираторных и нереспираторных синдромов при терапии аденовирусной инфекции, а в группе, получавшей препарат интерферона, отмечено лишь улучшение по критерию длительности фебрильной (от 38 до 390 С) лихорадки. Применение этих препаратов не уменьшило частоту развития осложнений, а также затяжного и рецидивирующего течения аденовирусной инфекции.
Вопреки изменчивости гриппа
Эпидемическая ситуация нередко характеризуется одновременной циркуляцией разных штаммов и типов вирусов, что становится причиной выявления микст-инфекции: присоединения к гриппу других ОРВИ у одного пациента. В таких условиях врачу необходимо иметь в своем арсенале препарат, эффективный вне зависимости от этиологии выявленного респираторного возбудителя.
В исследовании на базе Тихоокеанского государственного медицинского университета при комбинированной терапии гриппа, вызванного вирусом А (H1N1)pdm09, было показано, что сочетанное применение препаратов с прямым противовирусным действием (осельтамивир и умифеновир) и индуктора интерферонов Кагоцела более эффективно, чем монотерапия прямого противовирусного действия. Это подтвердилось сокращением длительности лихорадки, уменьшением общей интоксикации и катарального синдрома, а также снижением случаев возникновения пневмоний и синуситов2 . Кроме того, комбинированная терапия показала снижение частоты таких симптомов, как кашель, слабость и снижение аппетита.
При любой этиологии
Способность индуктора интерферонов снижать частоту развития осложнений и предотвращать затяжное и рецидивирующее течения гриппа и ОРВИ также подтверждена в ходе международного неинтервенционного исследования «Лечение ОРВИ и гриппа в рутинной клинической практике (FLU-EE)»3 . В него было включено 18 946 пациентов в возрасте от 18 до 93 лет с установленными диагнозами ОРВИ и гриппа из 262 медицинских центров России, Молдавии, Армении и Грузии, которые проходили амбулаторное лечение у специалистов первичного звена: терапевтов, семейных врачей и врачей общей практики. Для анализа результатов лечения пациенты были разделены на две группы, в одной из которых в составе комплексной терапии пациенты получали Кагоцел. Результаты показали, что данная схема лечения гриппа и ОРВИ способствует сокращению числа осложнений в 1,65 раза и снижению числа назначений антибиотиков в 1,51 раза, ведет к улучшению исхода заболевания и более быстрому выздоровлению. В данной группе регистрировалось более быстрое, чем в группе сравнения, купирование клинических симптомов (озноб в 1,4 раза, боль в мышцах/суставах в 2,2 раза, ринит в 2,5 раза, кашель в 1,8 раза, зуд в горле в 3,2 раза).
Полученные в ходе проведенных исследований данные подтверждают безопасность и хорошую сочетаемость противовирусных средств с симптоматической терапией и с другими противовирусными средствами с отличным механизмом действия.
1 Малышев Н.А., Н.И. Львов, О.В. Мальцев «Оценка эффективности и безопасности комплексной терапии острых респираторных заболеваний аденовирусной этиологии у молодых лиц», журнал «Лечащий врач», 2018; 5: 89-94.
2 Popov A. F., Shchelkanov M. Yu., Dmitrenko K. A., Simakova A. I. «Сombined therapy of influenza
with antiviral drugs with a different mechanism of action in comparison with monotherapy» // J. Pharm. Sci. & Res. 2018, V.10 (2), 357–360.
3 Фазылов В.Х., Ситников И.Г., Малышев Н.А., Силина Е.В., Шевченко С.Б., Еганян Г.А., Корсантия Б.М., Гроппа Л.Г. «Влияние противовирусной терапии на частоту развития бактериальных осложнений и назначения антибактериальных препаратов для системного использования у пациентов с ОРВИ и гриппом (результаты международного когортного наблюдательного исследования FLU-EE), журнал «Антибиотики и химиотерапия», 2016, т. 61, №11-12, 39-47