
Впервые президент высказался заявил о желательности и приемлемости софинансирования в социальных секторах, замечает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Опросы 2016 и 2017 гг. показали, что готовность населения доплачивать за получение бюджетных услуг более высокого качества за последние годы сильно возросла, говорит он, качественное образование и здравоохранение готовы софинансировать 41% россиян и готовность эта наблюдается почти во всех доходных группах.
При введении софинансирования может возникнуть угроза социальному равенству, продолжает Кузьминов, у малодоходных групп населения не будет возможности софинансировать высококачественные, а значит, дорогие социальные услуги. Вводить соплатежи нужно, но этот риск надо учитывать. Для тех, кто платить не может, должны быть программы, дополнительно финансируемые государством.
Софинансирование обсуждается и в Центре стратегических разработок Алексея Кудрина, и в администрации президента, и в Минэкономразвития, перечисляет Виталий Омельяновский из РАНХиГС, предполагается обязательный минимум бесплатных услуг, а остальные надо софинансировать. Можно и по-другому, продолжает он: доплачивать либо понемногу за все услуги, либо по достижении лимита. Какое-то количество посещений поликлиник – например, три – бесплатно, объясняет Омельяновский, дальше надо платить, но речь, конечно, не об инвалидах, детях или хронических больных. Или, замечает он, если человек не прошел диспансеризацию или вакцинацию, он несет большую ответственность за свое здоровье – государство делит ее с пациентом.
Обсуждается софинансирование ОМС в размере 2%, рассказывал «Ведомостям» чиновник финансово-экономического блока и сетовал, что неясно, как администрировать этот сбор, потому что человек должен понимать, за что платит.