
Журнал «Медицинский альманах» № 6 2017г.
Е.А. Евстифеева, С.И. Филиппченкова, ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет»
В локусе принципа партиципации персонализированной медицины концептуально обосновывается
конструирование психологической модели врачевания, релевантной онтологии индивидуального в медицинской практике, ее верификации в отечественном здравоохранении и медицинском образовании, внедрение нового психодиагностического инструментария в профессиональную деятельность врача. Базовый принцип партисипативности понимается как «сборка» всех субъектов лечебного процесса, сотрудничество врачей и пациентов, а также как активная, субъектная, мотивированная роль пациента в профилактике, лечении и реабилитации заболеваний. В проекции идеологии персонализированной медицины под психологической моделью взаимодействия субъектов врачевания понимается основанный на новых научных данных межличностный конструкт рефлексивного типа, позволяющий преодолеть существующую разобщенность биомедицинской и психологической парадигм в медицинской практике. Цель построения психологической модели взаимодействия субъектов врачевания состоит в рефлексии, стимулировании и пропаганде культуры здоровья, обосновании идеи конструирования «здоровья» через совместную деятельность «врач – пациент», расширяющей возможности самореализации человека в ситуации излечения.
Объяснение здоровья человека сегодня остается фундаментальной научно-концептуальной проблемой, поскольку понятие «здоровый человек» постоянно трансформируется, объем его содержания увеличивается, что указывает на его развитие, неоднозначность и многомерность [1].
Целостная картина здоровья требует все более расширительной трактовки. Как нам представляется, концепция персонализированной медицины (ПМ) и технологически обеспечивающая её психологическая модель врачевания служат новым подходом решения указанной проблемы.
Персонализированная медицина – одно из приоритетных направлений Национальной технологической инициативы, которое положено в основу разработки Стратегии социальноэкономического развития Российской Федерации до 2030 года в области здравоохранения. ПМ ориентирована на потенциал междисциплинарной научной парадигмы, как биомедицинского, так и психологического, социального, экономического знания и практической медицины. Среди четырех базовых принципов ПМ – принцип партисипатив ности, понимаемый как «сборка» всех субъектов лечебного процесса, сотрудничество врачей и пациентов, а также как активная, субъектная, мотивированная роль пациента в профилактике, лечении и реабилитации заболеваний [2]. Однако реализация этого принципа возможна при условии переориентации медицинской практики на психологическую модель врачевания, которая комплементарна физикалистской модели врачевания с её естественнонаучной трактовкой здоровья и стандартизированной технологией врачевания.
Психологическая составляющая на уровне предпосылочного и неявного знания всегда сопровождала профессиональную деятельность врача. Однако сегодня очевидна прогрессирующая редукция психологической составляющей вопреки тому, что роль психологического фактора в социальных, в том числе медицинских практиках, увеличивается. Он социально желателен и ожидаем, что инициируется общественно заданным вектором к «человеку психологическому». Вместо личности пациента врач зачастую видит перед собой объект воздействия, а процесс лечения алгоритмизируется и бюрократизируется. Остановить процесс дегуманизации лечения отчасти призвана психологически ориентированная модель врачебной деятельности. В проекции идеологии персонализированной медицины под психологической моделью взаимодействия субъектов врачевания понимается основанный на новых научных данных межличностный конструкт рефлексивного типа, позволяющий преодолеть существующую разобщенность биомедицинской и психологической парадигм в медицинской практике [3]. Основная цель построения психологической модели взаимодействия субъектов врачевания состоит в рефлексии, стимулировании и пропаганде культуры здоровья, обосновании идеи конструирования «здоровья» через совместную деятельность «врач – пациент», расширяющей возможности самореализации человека в ситуации излечения.
Концептуальными основаниями психологической модели взаимодействия врача и пациента в лечебной деятельности являются идеи и идеалы постнеклассической рациональности, методология системного анализа и конструктивизма, междисциплинарный тип знания, идея холистической трактовки феномена персонализированной, превентивной, предикативной и партиципационной медицины (РРРМ), субъектубъектный подход в профессиональной деятельности и партнерских коммуникациях в системе «врач – пациент» [4]. Ей имплицитно построение образа врача, отвечающего духу и психологическим запросам современности, трансформирующейся профессиональной идентичности, развитости рефлексивного сознания, особенностям констелляции личностных и субъектных качеств в профессиональной деятельности. Формирование и инициирование вышеуказанных качеств выступает условием разработки образовательных стратегий, адекватных современным российским реалиям высшего профессионального образования, ориентированных на расширение личностного потенциала и рефлексивного сознания в профессиональной детельности, а также когнитивную и профессиональную гибкость, атрибуцию ответственности, доверительности и мобильности в профессиональных коммуникациях.
Психологическая модель взаимодействия субъектов врачевания элиминирует стандартизированный подход к пациенту, в ней между врачом и пациентом формируются субъект-субъектные отношения и феномен «разделенной» ответственности за результат излечения путем восхождения к «рефлексивности». В современной модели «персонализированного» врачевания, элиминирующей стандартизированный подход к пациенту, пациент – фигура «разделенной» ответственности за результат излечения путем восхождения к «рефлексивности». От его рефлексивной позиции по отношению к реалиям заболевания зависит выбор пути нахождения медико-психологического «баланса» в диагностическом измерении качества жизни, связанного со здоровьем. Пациент – рефлексивная система, на которую «воздействуют» и которой управляют [5, 6]. Обладая определенной степенью рефлексивности, он отображает репрезентирует, проецирует, конструирует результаты медицинского воздействия в ситуации заболевания и реабилитации, а также способен адекватно принять наличную ситуацию со здоровьем, подняться над нею, самоопределиться и самоидентифицироваться. Высокий уровень рефлексивности обеспечивает превращение пациента в активного и ответственного субъекта управления своим здоровьем, мобилизует его психологические ресурсы к преодолению внешних и внутренних препятствий на пути улучшения качества жизни, связанного со здоровьем [7, 8]. Субъективность, рефлексивность, психологическая особенность восприятия медицинских действий и манипуляций могут существенно изменять результат этих действий, а также менять субъективные показатели качества жизни, связанного со здоровьем. Это те «внутренние переменные» рефлексивной системы, которые выдвигаются на первый план в медикосихологической реальности, становясь стержнем развития в ситуации врачевания.
В призме принципа партиципативности персонализированной медицины в психологической модели иерархическая организация взаимоотношений «врач – пациент» дополняется сетевой организацией общения между субъектами лечебной деятельности. Сетевые связи способствуют тому, что врач для пациента выступает и в роли наставника (профессионального авторитета), и в роли помощника (соратника) на пути к излечению. Актуальность восхождения к рефлексивности для врача и пациента диктуется новыми развивающимися медицинскими технологиями, с помощью которых можно получить лучшие результаты и сократить время лечения.
Необходимость разработки и внедрения в медицинскую практику психологической модели врачевания вызвана не только доминированием принципа стандартизации и проводимой технократической политикой в современной медицине, но также «линейностью вектора» в профессиональной подготовке врача, где недооценивается социокультурная обусловленность медицинской профессиональной деятельности, роль рефлексивных, субъектных и личностных факторов в профессиональном становлении медика, в системе «врач – пациент» элиминируется их психологическое взаимодействие и его возможный синергетический эффект [9]. В настоящее время все чаще в своей профессиональной деятельности врачи сталкиваются с разнообразными задачами в условиях неопределенности (переход от ситуации «оказания помощи» к ситуации «предоставления услуг», к рефлексии того, что современная медицина – это прибыльный бизнес; возникновение конфликтов с пациентами и их родственниками; разрешение биоэтических дилемм и т. д.). Необходимость действовать в таких непредсказуемых ситуациях и принимать оперативные решения требует наличия у медиков высокого уровня компетентности, профессиональной адаптивности и мобильности, установления партнерских отношений в совместной деятельности врача и пациента. Это актуализирует проблему модернизации профессионального медицинского знания. В числе основных причин необходимости расширения психологического образования врача – его «неконгруэнтность» с радикальными изменениями в медицинских практиках, медицинское, а не проектное, навигационное понимание и видение здоровья, неумение оказывать психологическое воздействие на пациента, пользоваться психодиагностическим инструментарием в исследовательских работах, линейная ограниченность профессионально-личностного развития специалиста, заданная принципом стандартизации образовательная модель. Заметим, что в системах диагностики и трактовки медицинских исследований, в диагностическом суждении преломляется субъективный, профессиональный опыт врача, изменяется круг рассматриваемых признаков и стратегий лечения и диагностики, а также диапазон возможных интерпретаций результатов, если в рассмотрение «пути к здоровью» пациента включены его психологическое содержание, рефлексивная и субъектная позиции.
Проводимые нами исследования по разработке психологической модели врачевания в медицинской практике и медицинском высшем образовании актуализирует принцип партисипативности РРРМ, который основан на осознанном, мотивированном, активном, ответственном участии человека в профилактике возможных заболеваний и их лечении [10]. Выявление психологических оснований партиципационного сегмента персонализированной медицины позволяет дополнить и расширить научные знания о содержании и междисциплинарных направлениях профессиональной деятельности врача в соответствии с психологической моделью взаимодействия субъектов врачевания.
Разрабатываемая психологическая модель взаимодействия субъектов врачевания позволяет получить новые научные данные в области профессиональной подготовки: дополнить профессиограмму врача новыми индивидуальнопсихологическим особенностями и субъектными качествами, лежащими в основе партиципационного взаимодействия в системе «врач – пациент».
Исследование направлено на развитие психологических технологий и методов психодиагностики, которые могут применяться в практической деятельности врача в парадигме персонализированной медицины. Проект предполагает разработку системы психологической помощи в лечебном процессе, базирующейся на результатах практической апробации стратегий и методов психологического сопровождения профессиональной деятельности врача и изменения отношения к болезни пациентов. Практический эффект заключается во внедрении новых психодиагностических методик как инструментов профессиональной деятельности врачей разного профиля, психологических дисциплин в профессиональные образовательные программы, повышающие эффективность профессионализации медиков в процессе вузовского и послевузовского обучения; программ тренингов и медикосихологического консультирования для субъектов лечебного процесса, оптимизирующих медицинскую практику.
Литература
1. Экология человека: Словарь-справочник / Под общ. ред. акад. РАМН Н.А. Агаджаняна. М.: Изд. фирма «КРУК», 1997. С. 73. Ekologiya cheloveka: Slovar-spravochnik / Pod obshch. red. akad. RAMN N.A. Agadzhanyana. M.: Izd. firma «KRUK», 1997. S. 73.
2. Проблема сборки субъектов в постнеклассической науке / Под ред. В.И. Аршинова, В.Е.Лепского. М. 2010. 271 с.Problema sborki subyektov v postneklassicheskoy nauke / Pod red. V.I. Arshinova, V.E. Lepskogo. M. 2010. 271 s.
3. Филиппченкова С.И. Построение модели врачевания: психололгические исследования поведенческих факторов. Тверь. 2011.Filippchenkova S.I. Postroyeniye modeli vrachevaniya: psikhololgicheskiye issledovaniya povedencheskikh faktorov. Tver. 2011.
4. Холистическое здоровье: Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб. 2006. С. 974. Kholisticheskoye zdorovye: Psikhologicheskaya entsiklopediya / Pod red. R. Korsini, A. Auerbakha. SPb. 2006. S. 974.
5. Лепский В.Е. Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию. М. 2009. С. 101-109.
Lepskiy V.E. Subyektno-oriyentirovannyy podkhod k innovatsionnomu razvitiyu. M. 2009. S. 101-109.
6. Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект// Проблема субъекта в психологической науке. М. 2002. Sergiyenko E.A. Priroda subyekta: ontogeneticheskiy aspekt// Problema subyektav psikhologicheskoy nauke. M. 2002.
7. Сергиенко Е.А. Психология субъекта: поиски и решения. Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 16-28. Sergiyenko E.A. Psikhologiya subyekta: poiski i resheniya. Psikhologicheskiy zhurnal. 2008. Т. 29. № 2. S.16-28.
8. На пути к постнеклассическим концепциям управления / Под ред. В.И. Аршинова, В. Е. Лепского. М. 2005. С. 56-70 (www.reflexion.ru). Na puti k postneklassicheskim kontseptsiyam upravleniya / Pod red. V. I. Arshinova,V. E. Lepskogo. M. 2005. S. 56-70 (www.reflexion.ru).
9. Борзенков В.Г. Единая наука о человеке: за пределами редукционизма. Человек. 2011. № 2. С. 24-40. Borzenkov V.G. Edinaya nauka o cheloveke: za predelami reduktsionizma. Chelovek. 2011. № 2. S. 24-40.
10. Филиппченкова С.И. Психологическая модель взаимодействия врача и пациента: Автореф. дисс. ... д. п. н. Москва, 2013. Filippchenkova S.I. Psikhologicheskaya model vzaimodeystviya vracha i patsiyenta: Avtoref. diss. ... d. p. n. Moskva, 2013.