Top.Mail.Ru

Выполнение основных целевых показателей по снижению смертности от болезней системы кровообращения в субъектах РФ (по результатам контрольно-надзорных мероприятий Росздравнадзора)


Выполнение основных целевых показателей по снижению смертности от болезней системы кровообращения в субъектах РФ (по результатам контрольно-надзорных мероприятий Росздравнадзора)

В.С. ФИСЕНКО, канд. фарм. наук, начальник управления, Н.И. РОГИНКО, заместитель начальника управления А.В. КОРОЧКИН,, советник отдела государственного контроля за реализацией мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Управление контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения

В статье представлены результаты реализации мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным при сердечно-сосудистых заболеваниях (2008-2012 гг.). Дана информация о деятельности созданных в субъектах РФ первичных сосудистых отделений и региональных сосудистых центров. Перечислены регионы, в которых отмечается недостижение целевого значения индикатора по снижению смертности от болезней системы кровообращения. Названы основные причины повышения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, основные факторы, влияющие на снижение смертности при ССЗ, а также типичные нарушения, выявляемые в ходе контрольных мероприятий органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья:

Снижение смертности от болезней сердечно-сосудистой системы в Российской Федерации -- один из главных векторов государственной политики в области здравоохранения. Значимым шагом в этом направлении стало принятие в 2008 г. национального проекта «Оказание медицинской помощи больным с острыми сосудистыми заболеваниями». В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, в реализации мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным при сердечно-сосудистых заболеваниях в период с 2008 по 2012 гг. участвовало 76 субъектов Российской Федерации. Не участвовали в реализации программы 7 регионов: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Еврейская автономная область, Волгоградская область.

На реализацию мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации выделено 17 015 948,6 тыс. руб., из них:

- в 2008 г. -- 2 898 251,7 тыс. руб.;
- в 2009 г. 3 034 316,4 тыс. руб.;
- в 2010 г. 3 134 185,8 тыс. руб.;
- в 2011 г. 3 439 200,8 тыс. руб.;
- в 2012 г. 4 509 993,9 тыс. руб.

В рамках реализации мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным при сердечно-сосудистых заболеваниях в большинстве субъектов Российской Федерации были созданы и оснащены современным оборудованием первичные сосудистые отделения (ПСО) и региональные сосудистые центры (РСЦ).

Информация о деятельности первичных сосудистых отделений

По оперативной информации территориальных органов Росздравнадзора, в субъектах Российской Федерации открыты 316 первичных сосудистых отделений, из которых 307 функционируют в круглосуточном режиме (97%).

ПСО отсутствуют в 11 регионах (республики Алтай, Калмыкия, Тыва, Хакасия, Кабардино-Балкарская; Камчатский край; Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Волгоградская, Костромская, Магаданская области).

В 6 регионах ПСО работают не в круглосуточном режиме (республики Дагестан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Саха (Якутия), Чеченская Республика, Алтайский край).

В медицинских организациях, на базе которых созданы ПСО, функционируют 293 отделения лучевой диагностики с кабинетом компьютерной томографии и (или) кабинетом магнитно-резонансной томографии (в том числе в круглосуточном режиме - 268), что составляет 84,8% от всех созданных ПСО.

Отделения функциональной и ультразвуковой диагностики созданы во всех медицинских организациях, на базе которых функционируют ПСО, из них в круглосуточном режиме -- 77,8% Не обеспечен круглосуточный режим работы этих отделений в Республике Дагестан, Хабаровском крае, Архангельской, Брянской, Калининградской, Тверской, Тульской областях.

Функционируют 311 отделений клинической лабораторной диагностики, из них в круглосуточном режиме - 303 отделения (95,8%). Не обеспечен круглосуточный режим работы отделений в республиках Алтай, Северная Осетия – Алания, Саха (Якутия), Тыва; Волгоградской, Костромской, Пензенской областях и др.

Функционируют 42 отделения рентгенхирургических методов диагностики и лечения, из них в круглосуточном режиме -- 29 отделений (9,1% от всех созданных ПСО). Не обеспечен круглосуточный режим работы в республиках Карелия, Марий Эл, Мордовия; Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Курганской, Сахалинской областях и др.

Функционируют 123 операционные для проведения экстренных операций больным с сосудистыми заболеваниями, из них в круглосуточном режиме – 109 отделений (34,5% от всех созданных ПСО). Не обеспечен круглосуточный режим работы операционных в Республике Карачаево-Черкесия, Чеченской Республике, Краснодарском крае, Кировской, Курганской, Пензенской, Челябинской областяхи др.).

В среднем в ПСО субъектов Российской Федерации отмечается дефицит:

- диагностического оборудования -- на 10%;
- лечебного оборудования -- на 9%;
- реабилитационного оборудования -- на 22%;
- врачебных кадров -- на 28%;
- среднего медицинского персонала -- на 19%.

По данным органов государственной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, в регионах имеется необходимость дополнительного открытия более 80 ПСО.

Информация о деятельности региональных сосудистых центров

По оперативной информации территориальных органов Росздравнадзора, в субъектах Российской Федерации открыты 108 региональных сосудистых центров, из которых 106 функционируют в круглосуточном режиме (98,1%).

РСЦ отсутствуют в 8 регионах, или их функция осуществляется с нарушением нормативных требований (республики Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Хакасия; Ненецкий автономный округ; Еврейская автономная область; Волгоградская, Вологодская, Костромская области).

Не обеспечен круглосуточный режим работы РСЦ в республиках Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия -- Алания, Вологодской области.

Во всех медицинских организациях, на базе которых созданы РСЦ, функционируют отделения лучевой диагностики с кабинетом компьютерной томографии и (или) кабинетом магнитно-резонансной томографии, из них в круглосуточном режиме -- 94,4%. Не обеспечен круглосуточный режим в следующих регионах: республиках Алтай, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия -- Алания, Удмуртия, Чеченская; Алтайском крае; Воронежской, Новгородской, Ростовской, Псковской областях.

Во всех медицинских организациях, на базе которых созданы РСЦ, функционируют отделения функциональной и ультразвуковой диагностики, из них в круглосуточном режиме -- 94,4%. Не обеспечен круглосуточный режим работы отделений в республиках Дагестан, Калмыкия, Карелия, Коми, Чеченской Республике; Пермском крае, Еврейской автономной области; Мурманской и Тульской областях.

Во всех медицинских организациях, на базе которых созданы РСЦ, функционируют отделения клинической лабораторной диагностики, из них в круглосуточном режиме -- 97,2%, отделения рентгенхирургических методов диагностики и лечения, из них в круглосуточном режиме -- 84,2%, операционные для проведения экстренных операций больным сосудистыми заболеваниями, из них в круглосуточном режиме -- 90%.

В среднем в РСЦ субъектов Российской Федерации отмечается дефицит:

- диагностического оборудования -- на 7%;
- лечебного оборудования -- на 8%;
- реабилитационного оборудования -- на 17%;
- врачебных кадров -- на 17,6%;
- среднего медицинского персонала -- на 15,8%.

Дефицит помещений отмечался в 44 регионах (республиках Адыгея, Дагестан, Коми; Пермском, Ставропольском, Хабаровском краях; Вологодской, Ивановской, Курганской, Магаданской, Московской, Псковской, Саратовской, Тверской, Тюменской, Ульяновской областях и др.).

По данным органов государственной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации, в регионах имеется необходимость дополнительного открытия около 30 РСЦ.

Контроль за снижением смертности и достижением регионами сигнальных (индикативных) показателей, характеризующих снижение смертности в регионе, в том числе от болезней сердечно-сосудистой системы, является одним из приоритетных направлений в деятельности Росздравнадзора при соблюдении прав граждан за получением качественной и доступной медицинской и лекарственной помощи.

Целью контроля является выявление негативных моментов в здравоохранении, не позволяющих достичь индикаторов, влияющих на снижение смертности от болезней сердечно-сосудистой системы.

Несмотря на проведенные ранее мероприятия, смертность от болезней системы кровообращения в ряде регионов остается на высоком уровне и занимает первое место в стране.

  Таблица 1. Регионы, в которых показатель смертности от БСС имеет наибольшее значение    
  Регион     2015 г. 
  2014 г. 
  2015 г. в % к 2014 г.
  Российская Федерация   666,5
  666,4
  100,0
  Псковская область   1134,8   1138,3   99,7
  Республика Крым   1055,4   1036,2   101,9
  Новгородская область   1047,4   1033,4
  101,4
  Орловская область   1042,4   1034,3   100,8
  Тверская область   995,0
  1040,6   95,6
  г. Севастополь   932,5
  870,6  107,1
  Ульяновская область   930,2   862,0   107,9
 Пензенская область
  924,5   921,1   100,4
  Еврейская автономная область   897,4   842,2   106,6
  Брянская область   897,3
  797,9   112,5
  Калужская область   893,9   873,3   102,4
  Костромская область   866,2   834,1   103,8
  Вологодская область   855,1   851,0   100,5
  Hижегородская область   842,7   853,1   98,8
Кировская область   838,6
  766,3   109,4

В 38 субъектах РФ отмечается недостижение целевого значения индикатора по снижению смертности от болезней системы кровообращения (табл. 2).


Fisenko_.jpg


 Таблица 3. Показатели мониторинга ключевых индикаторов реализации плана мероприятий по снижению смертности от ССЗ         
  №
Наименование индикатора   Целевое
 значение 
  Среднее
 значениепо РФ
Количество регионов,
которыми
не
достигнут
данный
показатель
  
 Регионы с наихудшими показателями
  1 
 «Доля больных с острым коронарным синдромом,
которым выполнен тромболизис (на догоспитальном
и госпитальном этапах)»
  20--25%   19,6%   
  36   Москва (2%),
Санкт-Петербург (2,1%),
Астраханская область (3,1%),
Камчатский край (3,1%),
Республика Алтай (4,4%),
Ульяновская область (4,6%),
Хабаровский край (5%),
Калининградская область (6,25%),
Чеченская Республика (6,3%),
Еврейская автономная область (6,6%)
  2   «Доля больных с острым коронарным синдромом,
которым выполнены чрескожные коронарные
вмешательства
(с подъемом и без подъема сегмента ST)»
  20-25%   18,5%   46 Удмуртская Республика (1%),
Забайкальский край (2,1%),
Республика Северная Осетия -- Алания (2,1%),
Республика Крым (2,8%),
Севастополь (3,2%),
Брянская область (3,6%),
Ямало-Ненецкий автономный округ (4,5%),
Тульская область (5,7%),
Мурманская область (6,3%),
Владимирская область (6,6%)
  3  
  «Доля вызовов скорой помощи по поводу
гипертонических кризов»
  не более 10%    8,7%   22   Республика Ингушетия (49,1%),
Республика Крым (40%),
Республика Северная Осетия-Алания (24%),
Севастополь (15,4%),
Воронежская область (15%),
Самарская область (14,7%),
Костромская область (14,5%),
Астраханская область (14,3%),
Орловская область (13,9%),
Ульяновская область (13,8%)
  4   «Доля лиц на одном терапевтическом участке,
находящихся под диспансерным наблюдением»
  не менее 25%    25,4%   35     Камчатский край (0,2%),
Республика Саха (Якутия) (0,7%),
Калининградская область (3,7%),
Приморский край (5,8%),
Республика Тыва (7,6%),
Ярославская область (9,3%),
Ивановская область (9,5%),
Тверская область (11%),
Санкт-Петербург (11,5%),
Московская область (12,4%)
  5  
«Доля больных с острыми нарушениями мозгового
кровообращения, госпитализированных в профильные
отделения для лечения больных с ОНМК
(региональные сосудистые центры и первичные
сосудистые отделения) в первые 4,5 часа от
начала заболевания»
  30%   32,9%   40    Севастополь (6,7%),
Республика Дагестан (7%),
Кабардино-Балкарская Республика (10,8%),
Владимирская область (14,5%),
Республика Коми (14,5%),
Забайкальский край (15,5%),
Саратовская область (16%),
Москва (16,7%),
Брянская область (17,6%),
Республика Северная Осетия -- Алания (17,7%)
  6  «Доля больных с ишемическим инсультом,
которым выполнен системный тромболизис»  
  5%    2,1%
  81 
  Вологодская область (0,1%),
Калининградская область (0,23%),
Новгородская область (0,23%),
Курганская область (0,3%),
Республика (0,31%),
Волгоградская область (0,37%),
Республика Адыгея (0,31%),
Хабаровский край (0,47%),
Кабардино-Балкарская
Республика Дагестан (0,6%),
Ставропольский край (0,7%)
  7   «Доля больных с острым коронарным
синдромом умерших в первые сутки
от числа всех умерших с острым
коронарным синдромом за период
госпитализации (суточная летальность)»
  менее 25%   34,4%
  61 
  Забайкальский край (61,2%),
Костромская область (61%),
Вологодская область (60,2%),
Ненецкий автономный округ (60%),
Хабаровский край (56%),
Пензенская область (50,3%),
Ярославская область (49,5%),
Республика Бурятия (49,4%),
Республика Марий Эл (48,9%),
Республика Карелия (45,3%)

Недостижение регионами целевых сигнальных индикаторов реализации плана мероприятий по снижению смертности от основных причин, установленных

Минздравом России (табл. 3), свидетельствует о недостаточной организационной работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, направленных на снижение смертности населения, и низком качестве оказания медицинской помощи населению, несоблюдению порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций, недостаточном ведомственном контроле, низкой медико-эконмической экспертизе и экспертизе качества медицинской помощи, что влечет за собой дефекты при оказании медицинской помощи, и, как следствие, нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья и увеличение смертности населения.


Основные причины повышения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, выявляющиеся в ходе контрольных мероприятий:

- программа по развитию сети первичных сосудистых отделений и региональных сосудистых центров реализуется с отставанием от утвержденного графика, отсутствуют в регионах первичные сосудистые отделения;
- не соблюдаются порядки оказания медицинской помощи, утвержденные приказами Минздрава России от 15.11.2012 №№ 928н и 918н, нарушается этапность оказания медицинской помощи больным с ОКС и ОНМК, особенно в части маршрутизации и своевременной доставки пациентов в ПСО и РСЦ;
- не организована эксплуатация медицинского оборудования в режиме 7/24/365;
- дефицит кадров и несоблюдение рекомендованных штатных нормативов;
- недостаточный объем использования тромболизиса у больных с острой сосудистой патологией, в том числе на догоспитальном этапе, и интервенционных методов лечения;
- недостаточная транспортная доступность для получения специализированной медицинской помощи для сельских жителей;
- недостаточная доступность консультационных услуг врачей-специалистов для населения за счет использования телемедицинских консультаций;
- низкий процент охвата диспансеризацией взрослого населения и позднее выявление факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;
- отсутствие информирования населения о факторах риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и позднее обращение за медицинской помощью, наличие тяжелых сопутствующих заболеваний и отсутствие мотивации к длительному приему препаратов при гипертонической и ишемической болезни, после перенесенного инфаркта.

Основные факторы, влияющие на снижение смертности при сердечно-сосудистых заболеваниях:

- обеспеченность населения субъекта Российской Федерации койками и кадрами для оказания специализированной помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях;
- соблюдение маршрутизации пациентов, обеспечение условий для увеличения числа больных с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения, госпитализированных в профильные отделения (региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения) до 85%. Излишняя перегоспитализация пациентов приводит к ухудшению состояния, несвоевременному и не в полном объеме оказанию медицинской помощи, и как следствие, к смерти пациента (процент госпитализации пациентов с ОНМК в первые 3 ч в ПСО должен приближаться к 18%; процент госпитализаций пациентов с ОНМК в первые 6 ч в РСЦ - до 40%);
- своевременность перевода в РСЦ из числа находящихся в ПСО госпитализированных в первые 12 ч с ОКС;
- развитие деятельности консультативных реанимационных и телемедицинских центров, (направление из РСЦ в ПСО специалистов, в том числе по УЗИ для оценки лечебных мероприятий и отбору пациентов на операцию);
- своевременное проведение тромболитической терапии;
- увеличение объемов оперативных вмешательств, выполняемых больным с ишемической болезнью сердца (включая острый коронарный синдром) -- баллонной ангиопластики и стентирования коронарных артерий до 930 на 1 млн населения, операций коронарного шунтирования до 210 на 1 млн населения, увеличение объемов оперативных вмешательств, выполняемых больным для коррекции тахиаритмий -- до 164 на 1 млн населения, из них катетерных аблаций -- до 143 на 1 млн населения; увеличение объемов оперативных вмешательств, выполняемых больным с геморрагическими инсультами - до 38 на 1 млн населения.

К 2018 г. госпитальная летальность больных с острым инфарктом миокарда должна снизиться до 14,9%; госпитальная летальность больных с инфарктом мозга – до 18%.

Важный механизм в снижении смертности от ССЗ -- преемственность между стационарным и амбулаторно-поликлиническим звеном медицинских организаций.

В ходе контрольных мероприятий Росздравнадзором выявлялись следующие нарушения.

Непрофильные госпитализации и нарушение маршрутизации: в республиках Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Удмуртия; Алтайском, Забайкальском краях; Воронежской, Кемеровской, Липецкой, Новгородской, Псковской, Ростовской областях.

Не осуществлялась передача данных по средствам телемедицинских консультаций КТ-исследований пациентов, также отсутствие консультаций, проведенных специалистами РСЦ больных, находящихся на лечении в ПСО региона (республики Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия – Алания, Удмуртия; Алтайский, Забайкальский края; Ростовская область).

Несвоевременное выполнение диагностических мероприятий пациентам с диагнозом ОНМК и ОКС (компьютерная томография головного мозга, дуплексное сканирование экстракраниальных артерий и др.) отмечается в республиках Алтай, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия -- Алания, Удмуртия, Чеченская Республика; Алтайском крае; Воронежской, Новгородской, Ростовской, Псковская областях.

Практически полностью отсутствует контроль кислотно-щелочного состояния и газов крови и возможность получать достоверные результаты этих исследований в республиках Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, Чеченская; Еврейской автономной области.

Безлицензионная деятельность медицинских организаций выявлена в Воронежской и Ростовской областях.

В 10 районах Республики Удмуртия (Сюмсинский, Селтинский, Вавожский, Увинский, Кизнерский, Граховский, Алнашский, Можгинский, Игринский, Дебесский районы) отсутствуют специализированные койки для лечения пациентов с ОНМК и ОКС, а также не организована маршрутизация пациентов для получения специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медицинской помощи из этих районов.

В Курганской области при создании первичных сосудистых отделений допущены организационные просчеты. С учетом территориального размещения проживающего населения прослеживается необходимость в создании дополнительных первичных сосудистых отделений для обслуживания населения, проживающего на западе и юго-западе области, и последующей корректировки схем маршрутизации.

В Новгородской области в нарушении действующих нормативных актов и нарушении прав граждан на получение качественной и доступной медицинской помощи в летний период закрывается региональный сосудистый центр государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница», пациенты госпитализируются в непрофильное отделение.

В Республике Северная Осетия -- Алания в рамках пилотного проекта пациенты с ОКС по экстренным показаниям для проведения коронарографии направляются в ФГБУ «Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр Министерства здравоохранения Российской Федерации». Госпитализация осуществляется в экстренном порядке круглосуточно лишь по понедельникам, в остальные дни с 9 до 14 ч по согласованию.

Распоряжениями Министерства здравоохранения Забайкальского края от 01.07.2014 №968 и от 01.04.2014 №471 установлены определенные дежурные дни приема больных с ОКС и ОНМК в ГУЗ «Краевая клиническая больница» (РСЦ), что нарушает доступность специализированной медицинской помощи по профилю «неврология» и не позволяет осуществлять функции РСЦ, установленные приказом Минздрава России от 15.11.2012 №928 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения».

Росздравнадзором разработаны и направлены в территориальные органы для отработки в практической деятельности (исх. письмо от 13.07.2015 № 01И-1136/15) «Критерии оценки деятельности здравоохранения в субъекте Российской Федерации», включающие в себя 15 блоков, максимально отражающих состояние здравоохранения региона и позволяющих оценить мероприятия, направленные на снижение смертности, в том числе от сердечно-сосудистых заболеваний.

Типичные нарушения, выявляемые в ходе контрольных мероприятий органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья:

- отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность медицинских организаций;
- неэффективная работа института главных специалистов;
- нарушение порядков оказания медицинской помощи, в том числе в части несоблюдения маршрутизации пациентов, непрофильной госпитализации (выявляется практически во всех регионах);
- длительный простой медицинского оборудования, а также ввод в эксплуатацию и эксплуатация медицинского оборудования без разрешительной документации;
- неэффективное использование имеющегося оборудования, низкая доступность в проведении исследований, осуществляемых на имеющемся в регионе оборудовании (республика Северная Осетия -- Алания, Псковская, Курганская, Курская области и многие другие);
 - отсутствие возможности передачи телемедицинских данных (Еврейская автономная область, Республика Дагестан и др.);
- отсутствие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;
- отсутствие ведомственного контроля и несоблюдение установленного порядка проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Все выше перечисленные нарушения носят системный характер и являются грубыми нарушениями прав граждан, препятствующими получению качественной и доступной медицинской и лекарственной помощи, а также свидетельствуют о неэффективных мерах, принимаемых в регионах для снижения показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.




Специалистам здравоохранения