Top.Mail.Ru

Возможности международного сотрудничества для модернизации отечественного производства изделий медицинского назначения

 7769

Возможности международного сотрудничества для модернизации отечественного производства изделий медицинского назначения
В.А.МОЛОДЦОВ, начальник отдела регистрации зарубежных изделий медицинского назначения Управления контроля за качеством медицинских изделий Росздравнадзора

В статье производится обзор форм международного экономического и технического сотрудничества, которые
предусматривают требования компенсационного характера с целью наладить совместное производство закупаемой техники в стране-импортере, в обязательном порядке привлечь фирмы страны-импортера в качестве субподрядчиков в сооружении необходимых объектов, привлечь иностранные инвестиции, передать лицензии и провести другие мероприятия, связанные с передачей технологического и управленческого «now-how».

Количество регистрируемых ежегодно зарубежных ИМН (медицинской техники) свидетельствует о том, что происходит масштабная торговая экспансия этой продукции на внутренний рынок Российской Федерации.
Сравнительные показатели по видам ИМН отечественного и зарубежного производства, зарегистрированным в 2009 г., дают следующую картину (таблица):

Стоматологических материалов отечественного производства зарегистрировано в 4,5 раза меньше, чем зарубежных; медицинских инструментов -- в 3 раза меньше; медицинских приборов и аппаратов для функциональной диагностики - в 4 раза меньше; приборов и аппаратов для лабораторных исследований - в 11 раз меньше; приборов и аппаратов для лечения – в 1,5 раза меньше; оборудования медицинского – в 2,5 раза меньше; очковой оптики – в 5 раз меньше. Хирургических материалов отечественного производства зарегистрировано в 1,5 раза больше, чем зарубежных; протезно-ортопедических изделий – в 6,5 раз больше; наборов реагентов для диагностики in vitro – в 3 раза больше. Таким образом, 50% всех новых ИМН (медицинской техники), поступивших на российский рынок, являются зарубежными.

В международной практике существуют различные формы сотрудничества для модернизации национальных отраслей экономики, увеличения уровня занятости населения и повышения конкурентоспособности товаров страны – импортера на международном рынке. В данной статье предполагается проанализировать имеющиеся и показавшие свою эффективность формы международного сотрудничества.

Одной из таких форм сотрудничества являются сделки офсет (от англ. offset – «возмещение»), которые применяются преимущественно в сфере межгосударственных поставок. В таких сделках страна, закупающая необходимые товары за рубежом, выставляет встречные требования компенсационного характера к экспортеру, включая условие наладить совместное производство закупаемой техники в стране-импортере, осуществить встречные закупки товаров, передать технологию производства изделий, в обязательном порядке привлечь фирмы страны-импортера в качестве субподрядчиков в сооружении необходимых объектов, привлечь иностранные инвестиции, передать лицензии и провести другие мероприятия, связанные с передачей технологического и управленческого «now-how».
Соглашения об офсете от других видов сделок отличаются тем, что встречные обязательства не получают юридического оформления. То есть это пример своего рода «джентльменского соглашения», когда экспортирующая фирма соглашается закупить в стране-импортере товары на сумму, составляющую определенную долю от суммы экспортной поставки, причем такая доля часто превышает 100%.

При этом показательно то, что страны, требующие самых значительных офсетных соглашений, как правило, входят в число экономически устойчивых и технологически развитых стран мира. Великобритания, Голландия, Дания, Швеция, Швейцария, Норвегия и Германия предпочитают офсеты, превышающие 100%. Канада, Южная Корея, Бразилия и Израиль также настаивают на значительных компенсациях.

В любом случае импортеры сами определяют приоритетные области данной сферы деятельности и вводят для ее стимулирования соответствующие коэффициенты (мультипликаторы). Мультипликаторы применяются для повышения заинтересованности экспортеров в выполнении принятых ими на себя обязательств по проектам, имеющим приоритетное значение для импортера, и используются для определения общей стоимости проекта путем умножения его номинальной стоимости на тот или иной коэффициент, который может составлять от 0,5 до 12.
Сказанному способствует то, что компенсационные сделки не регулируются нормами международного права и государство, его применяющее, само ставит условия, объем и виды компенсаций, которые планирует получить за счет поставщика в результате реализации контрактов на закупку продукции. Анализ такой практики показал, что в рамках указанного типа соглашений применяются различные формы компенсации части затрат государств-импортеров, расходуемых ими при закупке.

Ряд стран имеют специальные законодательные акты по офсету, в других существуют утвержденные правила, третьи используют только типовые условия данных соглашений, которые адаптируются к каждой конкретной сделке. В документах устанавливаются основные принципы компенсационной сделки, закрепляющие требования к обязательствам экспортеров, объемам этих обязательств, срокам их выполнения, механизмам получения взаимного зачета, гарантиям надлежащего выполнения офсета, а также предусматривающие штрафные санкции в случае частичного или полного невыполнения импортером своих обязательств.

В соответствии с законодательством некоторых государств-импортеров объем обязательств, налагаемых на экспортеров в рамках компенсационных соглашений, может достигать 100% (и даже более) от стоимости поставляемой продукции. При этом реальные затраты поставщиков на выполнение офсетных обязательств составляют около 20% от цены поставочных контрактов.

Выгодность данных сделок для импортеров привела к тому, что в некоторых странах данные программы превратились в большой бизнес, приняты законы, требующие от экспортера выполнения значительных офсетных соглашений. Организованы целые структуры для ведения переговоров и заключения часто секретных сделок. Поэтому в большинстве стран, практикующих компенсационные сделки, имеется центральный орган, отвечающий за вопросы сотрудничества. Обычно он действует при министерствах торговли, экономики, промышленности, финансов. Комитет отвечает за доведение национальных компенсационных требований до потенциальных экспортеров, утверждает включение тех или иных проектов в подготавливаемую программу, контролирует подготовку и выполнение офсетного соглашения (контракта), принимает решения о применении штрафных санкций и т. д.
Таким образом, потребители продукции последовательно используют компенсационные требования как инструмент снижения стоимости импорта и защиты своих финансово-экономических интересов в рамках экономического сотрудничества. Чтобы придать офсетным программам элемент обязательности для всех контрактов в различных сферах, во многих государствах-потребителях усиливается процесс их законодательного закрепления, причем на уровне 10-60% и выше от стоимости сделки.

Формы компенсации в зависимости от интересов и приоритетов страны-покупателя могут быть различными, но все они, как правило, направлены на следующие цели: привлечение инвестиций, сокращение расходов на получение современных технологий, на развитие национальной промышленности, обеспечение загрузки своих производителей, обеспечение занятости населения и т. д.

В основе поведения основных экспортеров продукции лежит стремление сохранить и расширить свое присутствие на международных рынках. Поэтому они вынуждены воспринимать офсет как неизбежную, но объективную реальность.
Другой формой международного сотрудничества, занимающей значительное место в международном обмене, является кооперация. В странах с дефицитом платежного баланса наблюдается растущая потребность в заключении двусторонних сделок, предусматривающих кооперацию.

Встречные поставки в рамках производственного кооперирования могут явиться следствием договора субподрядного типа, когда экспортер соглашается осуществить встречные закупки товаров, изготовленных по его спецификациям. В этом случае он может передать своему партнеру технологию, поставить материалы и оборудование, необходимые для производства таких изделий. На более высоком уровне сотрудничества встречные поставки могут составлять часть соглашения о производственном кооперировании, в рамках которого партнеры договариваются о долевом участии в производстве определенных частей или деталей какого-либо конечного изделия, продаваемого партнерами совместно. Здесь помимо чисто промышленного сотрудничества необходимо и сотрудничество в области маркетинга.
Товары, предусматриваемые данным типом сделки, обычно производятся на оборудовании или предприятии, поставленном западным экспортером. Иногда вследствие продолжительности периода установки оборудования и наладки производства могут поставляться идентичные товары, произведенные на уже существующих предприятиях страны-импортера либо в качестве замены, либо до тех пор, пока новое предприятие не будет полностью пущено в эксплуатацию. Еще одним видом кооперационных сделок являются сделки на «зачетной основе», то есть с зачетом поставок в погашении долга.

Наиболее распространенными типами таких сделок являются следующие:
- Совместное производство. Как правило, сделки основываются на межправительственном соглашении, которое позволяет иностранному государству или иностранным производителям приобретать техническую информацию, необходимую для производства полностью или частично необходимой продукции, разработанной страной-экспортером.
- Лицензионное производство. В этом случае зарубежное производство необходимой продукции основывается на передаче технической информации в соответствии с торговыми соглашениями между производителем в стране-экспортере и иностранным правительством или иностранными производителями.
- Производство на основе субподряда. Здесь также предусматривается производство за рубежом, однако необязательно с передачей технической информации. Это происходит, как правило, на основе прямого торгового соглашения между производителем в стране-экспортере и иностранным поставщиком.
- Помощь совместным предприятиям. Речь идет об инвестициях, предусмотренных соглашением, в форме капиталовложений, направленных на создание или расширение совместного предприятия в какой-либо зарубежной стране; передача ему технологии, часто в форме научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводимых за рубежом, в форме технической помощи, оказываемой совместному предприятию, созданному в соответствии с соглашением на зачетной основе.

В последнее время на бизнес-форумах и правительственных заседаниях «модернизация» и «инновации» стали предметом наиболее активных дискуссий. Стратегическим приоритетом развития России является построение «умной» экономики, ориентированной не на экспорт ресурсов, а основанной как раз на высокотехнологичных отраслях и инновациях. О необходимости модернизации постоянно говорит Президент Российской Федерации. Однако пока показатели развития инновационной сферы в России демонстрируют обратную картину: на мировом рынке инновационной продукции Россия занимает менее 1%, а на энергетических рынках 15-20%. Необходим комплексный подход, предполагающий создание общей системы стимулов для обновления технологической базы во всех секторах российской экономики. Использование принципа локальных точек роста и прорыва и догоняющего развития всей остальной экономики без серьезных стимулов неэффективно. Невозможно стартовать к инновациям с немодернизированным, устаревшим производством. Модернизация должна быть широкой базой для инноваций. Именно для этого и надо использовать весь арсенал средств, который имеется в международной практике при осуществлении импорта ИМН (медицинской техники) в Российскую Федерацию.

Таким образом, международное сотрудничество продемонстрировало многочисленные формы экономического, технологического и лицензионного взаимодействия стран-импортеров и стран-экспортеров в различных отраслях производства, которые могут быть использованы заинтересованными учреждениями, организациями и предприятиями Российской Федерации для вывода отечественного производства ИМН и медицинской техники на необходимые объемы и номенклатуру в короткие сроки.

Таблица - в приложении


Специалистам здравоохранения