
- Владимир Георгиевич, компания Philips работает по всему миру, насколько ей интересен именно российский рынок и как Вы оцениваете его сегодняшний потенциал?
- Российский рынок медицинского оборудования предоставляет огромные потенциальные возможности для развития компании Philips, занимающей ведущие позиции в мире.
Прежде всего нашу компанию привлекают высокие темпы развития отечественного здравоохранения. Они в 2-3 раза превышают среднемировые показатели, что объясняется направленностью курса государства на модернизацию отрасли. Правительством РФ было принято решение вложить в среднем около 7,5 млрд. евро бюджетных средств в медицину в период до 2015 г.: строительство новых ЛПУ, закупку современного оборудования, обучение специалистов, увеличение зарплаты врачей и т.д.
Кроме того, государство объявило о намерении в целом увеличить расходы на здравоохранение с 3% от ВВП в 2008 г. до 6% к 2015 г. Конечно, эти цифры «не дотягивают» до показателей развитых стран мира (например, в США расходы на здравоохранение составляют около 12% от ВВП), но мы рассматриваем данную тенденцию как положительную. Я уверен, что все эти перемены позволяют нашей компании успешно участвовать в модернизации и развитии рынка здравоохранения в России.
- Что Вы можете сказать об уровне оснащенности медицинским оборудованием российских клиник и диагностических центров?
- На сегодняшний день этот уровень невысок. Так, например, если взять обеспеченность российских клиник магнитно-резонансными томографами в расчете на 100 000 населения, то эта цифра в 2-3 раза меньше, чем в Европе, ультразвуковыми аппаратами – в 3 раза меньше, магнитно-резонансными томографами – также в 3 раза, оборудованием для ядерной медицины – в 15 раз. Хорошо еще, что государство видит в этом реальную проблему и ставит задачу сократить существующий разрыв с Европой. Но на ее решение, без сомнения, уйдет много времени, поскольку просто вложить деньги в покупку техники недостаточно. Нужно еще обучить и вырастить тех профессионалов, которые смогут на этом оборудовании работать.
- Сталкивалась ли компания Philips с какими-либо проблемами на российском рынке медицинского оборудования и медицинских изделий и какие из них еще не решены?
- У любой иностранной компании, работающей на российском или другом локальном рынке, всегда возникают проблемы, связанные со стремлением государства защитить местных производителей, причем временами это происходит в ущерб самому рынку и качеству предлагаемых на нем услуг. Явных случаев недобросовестной конкуренции на рынке российского медицинского оборудования не наблюдается, но и поддержка российских производителей со стороны государства не всегда ощущается. Мало того, в последние два года государство начало активно «давить» на участников рынка, добиваясь снижения стоимости оборудования, и это стало тенденцией. Но ведь есть определенный рубеж, после которого без ущерба для функциональных возможностей этого оборудования цены падать не могут. Либо оборудование будет продаваться без сервисного обслуживания, без гарантий, либо технические возможности оборудования будут сведены к нулю.
В сложившихся условиях, по моему мнению, регулятор должен собрать участников рынка и попытаться вместе с ними определить наиболее эффективный путь взаимодействия. Сегодня интересы производителей медицинских изделий и техники в России представляет Ассоциация международных производителей медицинского оборудования - IMEDA, в правление которой я вхожу. Она пытается активно взаимодействовать с государством, разъясняя позиции производителей, то, как работает рынок медицинского оборудования в других странах мира, и тем самым находя точки соприкосновения в регулировании такого непростого рынка.
- В какой из западных стран модель реализации высокотехнологичного оборудования с точки зрения соблюдения интересов всех сторон кажется Вам наиболее близкой к идеалам?
- Здравоохранение – очень сложная отрасль с точки зрения регулирования во всем мире, проблемы есть у всех стран. Поэтому выделить какую-то одну страну и назвать ее идеальной, к сожалению, невозможно.
Я думаю, что мы будем стараться сделать Россию идеальной страной, прежде всего, с точки зрения регулирования. Тем более что в этом заинтересовано само правительство, взявшее курс на модернизацию системы здравоохранения.
- Сегодня на российском рынке медицинских изделий и оборудования представлено порядка 2 000 компаний. Каковы основные конкурентные преимущества компании Philips?
- Действительно, общее число участников этого рынка велико, но поставщиков серьезного диагностического оборудования всего трое - компании General Electric, Siemens и Philips. Ассортимент у всех практически одинаков, но только Philips предлагает решения в области «домашней медицины», под которой понимается комплекс мер (с использованием соответствующего оборудования), позволяющий дистанционно следить за здоровьем пациента и помогающий ему быстрее пройти курс реабилитации. Учитывая стремление государства уменьшить бюджетные расходы, связанные с содержанием больного в стационаре, а также желание самих пациентов проходить реабилитацию дома, мы уверены в хороших перспективах домашней медицины. Хочу заметить, что уже несколько глав российских регионов, с которыми компания Philips ведет переговоры, выразили свою заинтересованность нашими предложениями в области домашней медицины.
Еще одной отличительной чертой компании Philips является наличие в штате глобального медицинского директора, который отвечает за взаимодействие с ключевыми представителями медицины (в части новых разработок, проведения клинических исследований).
Среди других несомненных достоинств нашей компании – высокий авторитет и репутация в глазах профессионалов рынка, большой опыт работы в данном сегменте рынка, умение выстраивать отношения с партнерами и клиентами. Важным конкурентным преимуществом компании Philips также является активное участие в повышении профессионального уровня врачей, которых мы обучаем работать на современном медицинском оборудовании.
- Увеличивается ли давление в конкурентной среде, учитывая специфику рынка и достаточно узкую направленность продукции?
- На сегодняшний день мы этого не ощущаем: государство в рамках модернизации осуществляет дополнительное финансирование отрасли, и все желающие в ней работать находят свои ниши. Кстати, все чаще приходят на рынок медицинской техники либо заявляют о таком желании непрофильные игроки - Samsung и др. Но, как известно, в 2013 г. государственные вливания должны сократиться, и тогда остро встанет вопрос конкуренции, поскольку сам по себе этот рынок не очень большой. По нашим оценкам, он не превышает 600 - 700 млн. евро, хотя при благоприятном стечении обстоятельств может вырасти до 2 млрд. евро к 2015 г.
- Сталкивается ли компания с трудностями при наборе сотрудников?
- Найти высокопрофессиональных сотрудников с хорошим знанием английского - проблема для любой иностранной компании, работающей в России, особенно когда штат набирают в регионах. Philips в данном случае - не исключение. Учитывая активное развитие российского здравоохранения и увеличивающийся спрос на хороших специалистов, мы, во-первых, заранее выбираем себе будущих сотрудников, сотрудничая с образовательными учреждениями, а во-вторых - дополнительно обучаем подходящих нам по основным параметрам соискателей.
- Среди нематериальных факторов привлечения сотрудников часто называют имидж работодателя. Какую роль этот фактор играет в обеспечении лояльности старых сотрудников и в привлечении новых кадров в компании Philips?
- Philips - это известный европейский брэнд, который хорошо знают во всем мире, ассоциируя с ним инновационность, надежность, стремление сделать жизнь людей лучше. Поэтому все наши сотрудники, несомненно, гордятся тем, что работают именно в этой компании. Но я не стал бы преуменьшать значение и материальных факторов, влияющих на лояльность сотрудников к нашей компании: достойная зарплата, страховка за счет компании, бесплатные обеды, возможность пользоваться удобной парковкой во дворе офиса и т.д.
- Владимир Георгиевич, Вы – человек очень занятый. Остается ли у Вас какое-то личное время на занятие хобби?
- Свободного времени на занятие каким-либо серьезным хобби у меня не остается, не считая, конечно, спортивных занятий, необходимых для поддержания формы. Понимая важность спорта для здоровья, около 10 лет назад я организовал футбольную команду Philips, в играх которой принимаю участие. А еще я бы очень хотел найти время и научиться управлять самолетом. Об этом я мечтал с детства, гордясь своим отцом, который был летчиком.
Моим главным хобби на сегодняшний день является работа: она настолько сложная и многоплановая, что поглощает меня целиком.
С одной стороны, она позволяет мне общаться с большим количеством людей, что доставляет мне огромное удовольствие, а с другой - связана с такой важной и светлой областью, как медицина. Я уверен, что участие в развитии бизнеса, который улучшает и удлиняет жизнь людей, делает их счастливее, является дополнительным источником энергии и стимулом работать в такой компании.