Top.Mail.Ru

Система межведомственного электронного взаимодействия. Опыт использования и перспективы

 13552

Система межведомственного электронного взаимодействия. Опыт использования и перспективы
В 2010 г. в России стартовал один из самых крупных и амбициозных проектов по информатизации органов государственной власти. Проект был запущен с момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Базовое положение Закона сформулировано в п. 3 ст. 1 «Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме».

Также Законом было определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, поэтапно предстояло решить вопросы по организации межведомственного электронного взаимодействия: сначала между всеми федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, а затем и с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В целях координации проводимых работ была создана подкомиссия по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. В качестве рабочего инструмента для информирования участников проекта и иных заинтересованных организаций и граждан о ходе реализации проекта и размещения всех рабочих документов Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и Министерством экономического развития РФ были созданы два информационных портала www.smev.gosuslugi.ru и www.210fz.ru.

На первом этапе реализации проекта федеральным органам исполнительной власти и органам государственных внебюджетных фондов необходимо было наладить межведомственное электронное взаимодействие между собой.
Первым шагом к реализации электронного взаимодействия стало формирование технологических карт межведомственного взаимодействия. В процессе формирования технологических карт Росздравнадзором был проведен анализ оказываемых государственных услуг и документов, получаемых от других федеральных органов исполнительной власти в процессе их оказания, а также сформирован перечень реквизитов межведомственных запросов и состав сведений, которые должны представлять ведомства-контрагенты на эти запросы.

В результате Росздравнадзором были разработаны и согласованы технологические карты межведомственного взаимодействия по 15 государственным услугам с 11 ведомствами: ФНС России, Казначейство России, Росреестр, Роспотребнадзор, ФМБА России, Роспатент, Минздравсоцразвития России, Росстандарт, Рособрнадзор, Минпромторг России, ФСКН России.

Все технологические карты одобрены на подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и опубликованы на портале www.210fz.ru.

Следующий шаг включения в систему межведомственного электронного взаимодействия – проектирование и разработка электронных сервисов со стороны ведомства – поставщика информации и электронного запроса к этому сервису со стороны ведомства – потребителя информации.

В соответствии с согласованными технологическим картами межведомственного взаимодействия Росздравнадзором были разработаны 11 запросов к ведомствам – поставщикам информации. Помимо разработки запросов была проведена модернизация подсистем АИС Росздравнадзора, т.к. на начальном этапе проектирования было принято решение, что каждый запрос должен формироваться при обработке конкретного дела по оказываемой услуге в АИС Росздравнадзора. Межведомственный запрос в зависимости от запрашиваемой информации формируется как из самого дела по организации, которой оказывается услуга, так и из карточки объекта на каждый объект лицензирования или, например, лекарственный препарат, подлежащий ввозу/вывозу (рис. 1, 2). Все ответы, полученные от ведомств – поставщиков информации, хранятся в соответствующих электронных досье подсистем АИС Росздравнадзора, обеспечивающих информационную поддержку при оказании государственных услуг (рис. 3).
   
Для учета и мониторинга направленных запросов и полученных ответов, в АИС Росздравнадзора была разработана специальная программа «История СМЭВ», в которой отражаются государственные услуги Росздравнадзора, ведомства, в которые направлены запросы, статус запросов, автор, направивший запрос, дата и время направления запроса, а также другая служебная информация (рис. 4).

Федеральными органами исполнительной власти определена потребность получения информации (сведений) от Росздравнадзора из следующих информационных ресурсов Росздравнадзора: Единого государственного реестра лицензий Росздравнадзора и базы данных зарегистрированных медицинских изделий.

С ведомствами – потребителями информации также были отработаны и согласованы технологические карты межведомственного взаимодействия, и по ним разработаны соответствующие электронные сервисы.

Электронные сервисы зарегистрированы в системе межведомственного электронного взаимодействия, и их описания размещены на технологическом портале СМЭВ www.smev.gosuslugi.ru, на портале методической поддержки реализации Федерального закона №210-ФЗ www.210fz.ru и на официальном сайте Росздравнадзора www.roszdravnadzor.ru.
Подводя итоги первого этапа создания системы межведомственного электронного взаимодействия, можно отметить следующее.

С 01 октября 2011 г. Росздравнадзор подключен к системе межведомственного электронного взаимодействия, и на настоящее время сотрудниками центрального аппарата Росздравнадзора и управлениями Росздравнадзора по субъектам РФ было осуществлено более 23 тыс. запросов к другим ведомствам. В свою очередь, к информационным ресурсам Росздравнадзора от заинтересованных ведомств, таких как МВД России, Минздравсоцразвития России, ФСКН, Роспотребнадзора, ФТС России и ряда других, было направлено более 11 тыс. запросов (рис. 5).
     
Таким образом, в 2011 г. информационная система Росздравнадзора вошла в единое информационное пространство федеральных органов исполнительной власти.

Все сложности, возникающие на этапе согласования форматов, разработки сервисов и запросов, остались позади, но, говоря о проделанной работе, нельзя не остановиться на проблемах, возникающих в процессе эксплуатации системы межведомственного электронного взаимодействия.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития провела анализ ситуации по межведомственному электронному взаимодействию через СМЭВ при оказании государственных услуг Росздравнадзора и выявила ряд типовых проблем, возникающих в процессе взаимодействия с ведомствами – поставщиками услуг с 01 октября 2011 г.

Несмотря на готовность электронных сервисов ведомств, продекларированную ими до 1 октября 2011 г., до настоящего времени ни с одним из них нет устойчивого стопроцентного взаимодействия.

Проблемы, возникающие при электронном взаимодействии через СМЭВ, можно разделить на 2 группы: технические и организационные.

Технические проблемы

1. Основной технической проблемой является нестабильность работы информационно-коммуникационных ресурсов ведомств, что выражается в периодической недоступности ресурсов и сбоях при работе с электронной цифровой подписью, что приводит к необходимости повторного направления запросов и потере времени сотрудников. В среднем в 30% случаев сервисы ведомств – поставщиков услуг недоступны, но, как правило, это носит кратковременный характер.
2. Отсутствие полноты информации в базах данных ведомств и четких идентификаторов для организации запросов в ведомственные информационные системы. Сотрудники Росздравнадзора и его территориальных управлений периодически сталкиваются с ситуацией, когда на межведомственный запрос Росздравнадзора приходит ответ об отсутствии информации. И это несмотря на то, что, например, в лицензионном деле заявитель представляет санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное организации – заявителю. Аналогичные ситуации существуют практически по всем ведомствам – поставщикам информации. Таким образом, можно констатировать, что ведомствам необходимо проводить работу по верификации своих информационных баз и постоянно контролировать их наполнение.

Организационные проблемы
1. При использовании асинхронных сервисов ведомства – поставщики информации периодически представляют сведения с нарушением 5-дневного срока или вообще не предоставляют никаких сведений. Эта ситуация сложилась в силу того, что, к сожалению, не во всех ведомствах сформированы информационные ресурсы. Асинхронный сервис включает в цепочку межведомственного информационного взаимодействия человеческий фактор. Это происходит в том случае, если предоставляемые сведения хранятся на бумажных носителях либо информационные системы ведомств не настолько совершенны, чтобы предоставлять информацию на запросы в автоматическом режиме.
2. Передача исполнения государственных услуг от ведомства к ведомству.
3. Отсутствие оперативности в работе служб технической поддержки ведомств.

Но, несмотря на это, проблемы, возникающие в процессе межведомственного взаимодействия, решаются в рабочем режиме, хотя не всегда так быстро, как хотелось бы.

В 2012 г. Росздравнадзору предстоит сделать еще больше по совершенствованию межведомственного электронного взаимодействия. Это обусловливается реализацией следующего этапа работ в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и изменением нормативной и правовой базы Росздравнадзора.

Важнейшим направлением развития является подключение к системе межведомственного информационного взаимодействия с 1 июля 2012 г. исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В этом направлении с конца 2011 г. проводится плановая работа по согласованию форматов обмена данными и разработке необходимых электронных сервисов.

В 2011 г. был принят ряд важнейших нормативных и правовых актов, определяющих дальнейшее развитие отрасли здравоохранения в целом. Основными из них являются федеральные законы «О лицензировании отельных видов деятельности» и «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Эти законы внесли коррективы в исполняемые Росздравнадзором государственные функции и оказываемые услуги. В целях обеспечения технической поддержки исполнения государственных полномочий в 2012 г. Росздравнадзору предстоит совершенствовать и развивать сервисы системы межведомственного электронного взаимодействия.


Специалистам здравоохранения