
государственной политики, есть свидетельство
зрелости политической власти»
(Цицерон, римский политический деятель, I в. до н.э.).
Одна из задач демографической политики России – повышение рождаемости и увеличение продолжительность жизни населения. При этом увеличение продолжительности жизни рассматривается не только как статистический показатель, который достаточно относителен, но и как показатель качества: то есть пожилые люди должны жить активнее, счастливее, благополучнее. Какие меры предпринимаются в нашей стране для улучшения качества жизни граждан пожилого возраста? Что делается государством для социальной поддержки детей и инвалидов? Какова роль территориальных управлений Росздравнадзора в этом процессе? На эти и другие вопросы отвечает руководитель Управления Росздравнадзора по Республике Башкортостан Салават ДАУТОВ.
- Салават Булатович, давайте начнем с граждан пожилого возраста. Улучшение качества их жизни декларируется как первоочередная задача государства. А как обстоят дела на самом деле?
- Как известно, дети и старики относятся к демографической нагрузке, но именно отношение государства к этим категориям населения показывает степень зрелости государства и реальную степень его социальности.
Несмотря на кризис, в России реализуются государственные меры, направленные на улучшение материального обеспечения пожилых людей: повышение пенсий и индексацию социальных выплат, введение социальных доплат к пенсиям. В то же время не секрет, что почти треть граждан, перешагнувших пенсионный рубеж, продолжают работать и вести активный образ жизни. Обеспечение занятости пожилых людей очень важно, причем не только с позиций поддержания доходов, но и с точки зрения их социализации, участия в жизни общества.
Хорошо, конечно, когда человек, перешагнувший пенсионный рубеж, живет в семье, по мере сил и возможностей работает и участвует в общественной жизни. Но есть категории пожилых людей, которые нуждаются в большей заботе со стороны государства. Поэтому важным элементом системы социального обслуживания является создание наиболее благоприятных и комфортных условий проживания этих групп людей в стационарных социальных учреждениях.
Как известно, функции по контролю и надзору за соблюдением госстандартов социального обслуживания возложены на территориальные управления Росздравнадзора. Только за последние 4 года специалисты нашего управления проверили свыше 125 учреждений, что составляет 71% от общего числа. При проведении мероприятий по контролю за соблюдением государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством, особое внимание уделяется условиям проживания и питания в учреждениях социального обслуживания, соблюдению прав граждан пожилого возраста на гуманное отношение со стороны персонала учреждения. Проводятся проверки качества оказания социальной помощи на дому, в том числе соблюдение гарантированных и дополнительных социальных услуг, предусмотренных постановлением Правительства Республики Башкортостан.
- В Башкортостане функционирует достаточно разветвленная сеть социальных учреждений. В чем заключаются основные нарушения в их деятельности?
- В республике 175 учреждений социального обслуживания: это комплексные центры, психоневрологические интернаты, реабилитационные центры, дома ребенка, детские дома и др.
В 2010 г. сотрудниками Управления Росздравнадзора по Республике Башкортостан проверено 22 учреждения. Проверены комплексные центры социального обслуживания населения городов Стерлитамак, Салават, Сибай, Нефтекамск и еще в 14 районах республики, проведены проверки в Архангельском доме-интернате для престарелых и инвалидов «Милосердие», в Янаульском и Темясовском психоневрологических интернатах, Серафимовском детском доме-интернате для умственно отсталых детей. Проверки проводились как в плановом порядке, так и в результате жалоб и обращений граждан в республиканское управление Росздравнадзора.
Результаты контрольно-надзорных мероприятий показали, что в 13 учреждениях медицинская деятельность осуществляется с нарушением действующего законодательства о лицензировании, т.е. либо без лицензии, либо с нарушением лицензионных требований и условий. В 19 учреждениях не соблюдаются государственные стандарты социального обслуживания. Например, были обнаружены несоответствия помещений санитарно-гигиеническим нормам и требованиям в связи с тем, что они расположены в приспособленных зданиях, зачастую недоступных для инвалидов и маломобильных групп населения, в ряде учреждений отсутствует должный контроль за качеством предоставляемых социальных услуг, своевременным техническим обслуживанием медицинской техники. Не везде, к сожалению, отдельные сотрудники имеют надлежащий уровень профессиональной подготовки.
Материально-техническая база многих стационарных учреждений социального обслуживания значительно устарела. Многие здания требуют реконструкции. В связи с этим некоторые учреждения не имеют возможности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности: на сегодняшний день в Республике Башкортостан из 169 учреждений, где осуществляется медицинская деятельность, лицензия отсутствует в 26. В 13 учреждениях выявлены нарушения при осуществлении медицинской деятельности. В отдельных учреждениях выявлены нарушения государственных стандартов социального обслуживания населения. В частности, в 4 учреждениях не применяются в практической работе отдельные национальные стандарты социального обслуживания населения, в 3 площадь, предоставляемая для проживания одного ребенка, не соответствует нормам и составляет менее 7 кв. м. В 8 учреждениях предусмотрено спальных мест свыше установленных нормативов, в 6 не представлены необходимые эксплуатационные документы на имеющееся медицинское оборудование, в 3 выявлено несвоевременное повышение квалификации отдельных специалистов, неукомплектованность штата, не полностью выполняются программы индивидуальной реабилитации инвалидов, не проводится работа по отслеживанию денежных поступлений на счет детей с момента открытия счета (пенсий по потере кормильца и алиментов) и другие.
По результатам проверок подготовлено 20 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 12 протоколов об административных правонарушениях.
Управление Росздравнадзора по Республике Башкортостан проанализировало результаты контрольно-надзорной деятельности за 2010 г. и обратилось в правительство республики с просьбой принять соответствующие меры, а самое главное - завершить разработку и утверждение республиканских социальных стандартов, в полном объеме охватывающих национальные стандарты социального обслуживания населения. Нами также обозначен ряд первоочередных мер, которые необходимо принять безотлагательно, ведь в данном случае решаются проблемы самых социально уязвимых граждан, которые не могут сами о себе позаботиться.
- Как Вы считаете, что именно необходимо сделать в первую очередь?
- Во-первых, конечно же, увеличить финансирование учреждений социального обслуживания. Недостаточный объем бюджетных ассигнований влечет за собой несоблюдение нормативов обеспеченности технологическим, реабилитационным, дидактическим оборудованием, медикаментами, мягким инвентарем и др. На сегодняшний день принятых мер по созданию оптимальных условий содержания, реализации социальных гарантий гражданам пожилого возраста, воспитанию и развитию детей в учреждениях социальной защиты населения и здравоохранения недостаточно.
Во-вторых, продолжить работу по лицензированию медицинской деятельности в этих учреждениях. Так, за последние 4 года количество учреждений, получивших лицензию на осуществление медицинской деятельности, возросло с 37 до 142 (с 12 до 84% от общего количества учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность). К слову, лицензирование позволило решить огромный пласт накопившихся проблем: были оформлены правоустанавливающие документы на помещения, обеспечено их соответствие санитарно-гигиеническим нормам, требованиям пожарной безопасности, повышена квалификация медицинских работников и многое другое.
В-третьих, обеспечить участие Республики Башкортостан в различных федеральных целевых программах. К примеру, многие проблемы могут быть решены и благодаря программе «Доступная среда», в рамках которой предусмотрены мероприятия по реализации пилотных проектов в нескольких субъектах Российской Федерации. Речь идет о внедрении новых механизмов работы медико-социальной экспертизы, формировании единого федерального регистра инвалидов, организации занятости инвалидов, обеспечении доступности для этих категорий граждан зданий и сооружений, инженерной и транспортной инфраструктур, учреждений здравоохранения, образования, культуры, искусства, спорта, связи и др. Меры, направленные на решение этих вопросов, нашли свое отражение в программе «Доступная среда» на 2011--2015 гг., которая разработана как на федеральном, так и на региональном уровнях. По замыслу разработчиков объем средств, предусмотренных на реализацию программы, позволит решить эти задачи.
Республика Башкортостан имеет все шансы на участие в реализации таких пилотных проектов. В регионе уже ведется разработка нормативно-правовых документов по формированию доступной среды, созданию механизма взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов в области создания доступной среды. Идет работа и по созданию механизма стимулирования государственных и негосударственных структур, которые активно работают по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан.
- Салават Булатович, Вы упомянули жалобы пожилых граждан. Какие проблемы чаще всего становятся поводом для их обращения в Управление Росздравнадзора?
- В основном это вопросы лекарственного обеспечения, обеспечения санаторно-курортными путевками, техническими средствами реабилитации. Большую часть составляют обращения по вопросам соблюдения порядка направления и проведения медико-социальной экспертизы, а также организации медицинской помощи в медицинских организациях и на дому. Разумеется, все эти обращения детально рассматриваются нашими специалистами, по ним принимаются соответствующие меры.
Бесплатное медицинское обслуживание, поддержка здоровья пожилых людей осуществляются по Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и в рамках реализации программ по снижению заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Модернизация системы здравоохранения поможет сделать медицинское обслуживание более доступным и качественным, в том числе и для этой категории населения нашей страны. Федеральный бюджет выделит 7,9 млрд. руб. на развитие здравоохранения Башкортостана. В 2011 г. программа будет профинансирована на 43,5% от общей суммы, в 2012 г. - на 56,5%.
По данным медицинской статистики, сегодня около 7 млн. россиян старше трудоспособного возраста нуждаются в стоматологической помощи. Поэтому необходимо проработать вопрос обеспечения бесплатного зубного протезирования. На сегодняшний день в правительстве республики готовится проект документа по обеспечению льготного зубопротезирования данной категории граждан. Для улучшения организации лекарственного обеспечения пожилых людей рассматривается вопрос выписки рецептов на лекарства в размере трехмесячной потребности.
Эти и другие меры социальной поддержки направлены на решение наиболее острых проблем социальной политики, на создание более благоприятных условий проживания для людей, перешагнувших пенсионный рубеж.
- А как в республике обстоят дела с обеспечением инвалидов средствами реабилитации?
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с соглашением от 15 ноября 2010 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно переданы Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
В настоящее время организован прием заявлений на обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, собаками-проводниками, на оказание услуг по сурдопереводу, по ремонту технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. Если граждане самостоятельно приобретали технические средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия) или оплачивали услуги по их изготовлению и ремонту, услуги по сурдопереводу, содержали собаку-проводника, им полагается компенсация. Оказание государственной социальной помощи в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется в государственных комплексных центрах социального обслуживания населения.
Как видим, перечень социальных услуг достаточно большой и полностью обеспечить потребность в них непросто. Это приводит к росту определенной социальной напряженности в республике и требует скорейшего решения.
Взять, к примеру, технические средства реабилитации, жизненно необходимые многим людям. К сожалению, отечественное производство таких средств в настоящее время существенно отстает от мирового уровня. Устарели, морально изношены технологии и оборудование. Как следствие, значительная часть технических средств реабилитации и их компонентов приобретается за рубежом, что порождает неоправданный рост расходов бюджета.
- А почему бы не наладить производство технических средств реабилитации в нашей стране, поддержав тем самым отечественного производителя и снизив нагрузку на бюджет?
- Вы абсолютно правы. Недавняя проверка Контрольного управления Президента Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы показала, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не в полной мере используется потенциал российских производителей медицинской продукции. Во всех регионах при проведении торгов на закупку лекарственных средств и медицинской техники выявлены нарушения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ограничивающие участие в них отечественных производителей.
Например, в Башкортостане функционирует единственное в России предприятие ФГУП «Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий», которое приняло участие лишь в 2 из 70 случаев проведения закупок на поставку средств реабилитации для инвалидов на сумму менее 5% от выделенных на эти цели бюджетных ассигнований.
Количество кресел-колясок, поставленных ФГУП «Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий» для нужд инвалидов, по нашей республике с каждым годом снижается. Если в 2007 г. эта цифра составляла 2545 шт., то за 9 месяцев 2010 г. поставлено всего лишь 898 кресел-колясок всех видов. Между тем производственные мощности данного предприятия на сегодняшний день позволяют выпускать около 22000 кресел-колясок всех видов для лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, на предприятии отлажено производство костылей, тростей, комплектующих для протезно-ортопедических предприятий и обувных колодок для ортопедической обуви. Имеющиеся площади завода позволяют расширять производство и по другим направлениям, таким как производство адсорбирующего белья и медицинских средств индивидуальной защиты.
Мировой опыт свидетельствует, что производство технических средств реабилитации не является дотационным видом экономической деятельности, а представляет собой высокотехнологичные виды бизнеса, успешно развивающиеся в конкурентной рыночной среде. Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий имеет потенциал для развития производства. По мнению экспертов, софинансирование разработок и внедрения новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг позволило бы вывести завод на мировой рынок. Я уже обратился в правительство республики с просьбой рассмотреть предложения по выделению федеральных бюджетных ассигнований на разработку инновационного, импортозамещающего развития завода. Это можно было бы сделать в рамках реализации программы «Доступная среда», а также в рамках федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», которая предполагает технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня и создание научно-исследовательской базы для выпуска конкурентоспособной продукции.
Еще один пример: в Уфе находится крупнейшее в России производство оригинальных отечественных генно-инженерных инсулинов ОАО «Фармстандарт-Уфавита». Мощность инсулинового производства этого предприятия составляет 7 700 млн. МЕ в год при потребности России в генно-инженерных инсулинах 5 900 млн. МЕ в год. В настоящий момент загрузка производства инсулина составляет порядка 10--12%. При этом Министерство здравоохранения Республики Башкортостан закупает инсулины преимущественно зарубежных производителей. Динамика закупок отечественных инсулинов в республике снижается и в 2010 г. составила всего 3,23%, в то время как мощности собственного предприятия позволяют полностью обеспечить больных сахарным диабетом генно-инженерными инсулинами. Размер потенциальной экономии при осуществлении импортозамещения инсулинов мог бы составить более 21%. Вот и получается, что декларируемая система преференций в отношении отечественных препаратов при осуществлении государственных закупок на деле не реализуется.
Но повод для оптимизма все же есть. Мы надеемся, что модернизация отрасли, предусматривающая ремонт и строительство медицинских учреждений, обеспечение их новым оборудованием, внедрение стандартов и новых информационных технологий, повысит доступность и качество медицинской помощи и в целом благоприятно скажется на здоровье нации, в том числе на здоровье детей и пожилых людей.
Беседовала Кира МОЛЧАНОВА