
В.С. Фисенко, к.ф.н., начальник Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора, fvs@roszdravnadzor.ru;
Н.И. Рогинко, начальник отдела государственного контроля за реализацией мероприятий ПНП в сфере здравоохранения и координации деятельности территориальных органов;
Г.В. Третьяков, д.м.н., советник отдела государственного контроля за реализацией мероприятий ПНП в сфере здравоохранения и координации деятельности территориальных органов.
Доказано, что диспансеризация напрямую влияет на предотвращение смертности от ряда заболеваний. Качественное выполнение диспансеризации способно положительно сказаться на показателях заболеваемости и смертности и является индикатором эффективности деятельности органов исполнительной власти региона. Контрольные мероприятия Росздравнадзора показали низкий уровень подготовки к проведению диспансеризации со стороны региональных властей ряда субъектов РФ. Замечания носят системный характер и, по данным информационной системы Росздравнадзора, выявлены в 53% проверенных медицинских организациях.
В Указе Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» определены основные целевые демографические индикаторы, необходимые к достижению к 2018 г., в т. ч. такие, как снижение смертности от болезней системы кровообращения, новообразований и туберкулеза. Данные заболевания являются основными причинами смертности населения нашей страны.
В июле 2013 г. территориальными органами Росздравнадзора проведены проверки в регионах, имеющих наиболее высокие показатели смертности по данным направлениям. По результатам проведенных контрольных мероприятий значительное количество регионов отмечает, что высокая смертность связана в том числе с низким качеством проведения диспансеризации.
Диспансеризации и профилактические осмотры играют ключевую роль в раннем выявлении заболеваний. Они являются одной из основ своевременного начала лечения, которое можно осуществлять на амбулаторном этапе без использования резервов скорой помощи и стационарного звена здравоохранения.
К сожалению, в регионах диспансеризация иногда воспринимается как отдельный, не связанный с лечением вид медицинской помощи. Между тем диспансеризация напрямую влияет на предотвращение смертности от ряда заболеваний, и качественное выполнение в полном объеме плана диспансеризации способно положительно сказаться на показателях заболеваемости и смертности в регионе, а данные индикаторы являются показателями оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти региона.
Территориальными органами Росздравнадзора в июле 2013 г. проведены внеплановые проверки органов управления здравоохранением субъектов РФ по вопросам контроля и надзора за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья при проведении медицинских осмотров и диспансеризации.
Проведенные проверки подтвердили состояние организационной готовности регионов для исполнения в полном объеме плана диспансеризации, а также доказали необходимость коррекции плановых показателей на второе полугодие 2013 г.
Контрольные мероприятия показали низкий уровень подготовительных мероприятий со стороны региональных властей по ряду субъектов РФ, начиная с отсутствия лицензий у медицинских организаций.
Так, по состоянию на 26.07.2013 в регионах РФ имеют лицензию в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.05.2013 №121н на работу (услугу) -- медицинские осмотры профилактические 1 906 медицинских организаций (50%). По состоянию на 13 сентября 2013 г. лицензии предоставлены или переоформлены 3 855 организациям. Завершена процедура лицензирования в 47 субъектах РФ (57%). Наиболее низкие показатели в Ямало-Ненецком АО (8%).
Показатели ниже 50% от необходимого количества медицинских организаций, которым следует получить/переоформить лицензию в 8 субъектах РФ: Оренбургской, Магаданской областях, республиках Чеченской, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Камчатском и Приморском краях.
В 43 региона РФ были направлены правительственные телеграммы на имя глав республик и губернаторов с целью ускорения проведения лицензирования медицинских организаций, оказывающих услуги по диспансеризации и профилактическим осмотрам. Данный факт говорит о том, что на уровне региона не была своевременно проведена подготовительная работа, не были учтены требования нормативной документации, не была проведена оценка условий выполнения поставленных задач в части диспансеризации.
На середину сентября 2013 г. фактическое количество граждан, прошедших диспансеризацию, составило 8 млн 300 тыс. человек, что составило всего 36% от запланированного объема, фактическое количество участвующих медицинских организаций составило 94% от запланированного. При этом процент выполнения плана по диспансеризации крайне разнороден и колеблется от 1,5 до 89%. К примеру, в пределах Центрального федерального округа разброс составляет от 5 до 89%, что еще раз подтверждает разный уровень организационной готовности в регионах.
Также Росздравнадзором в соответствии с планом первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -- 2017 г., постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2013 №116 осуществляется контроль за проведением диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т. ч. усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронажную семью.
В первом полугодии 2013 г. было запланировано проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях в отношении 287 тыс. детей, фактическое выполнение составило 278 тыс. детей (97%). На конец октября исполнение составило почти 100%.
По результатам проверок хода диспансеризации различных групп населения в регионах выявлены следующие замечания:
- отсутствует утвержденный план проведения диспансеризации;
- не приняты меры по привлечению населения к прохождению диспансеризации и, следовательно, обеспечению достижения плановых показателей охвата населения мероприятиями по диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2013 г.;
- фактическое количество медицинских организаций, участвующих в диспансеризации, меньше запланированного;
- не завершен процесс лицензирования медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по «медицинским осмотрам профилактическим» в медицинских организациях, участвующих в диспансеризации определенных групп взрослого населения;
- неправильно рассчитан плановый объем диспансеризации. Так, например, в Кемеровской области в список лиц, подлежащих диспансеризации, были включены группы лиц, состоящих на диспансерном учете по хроническому заболеванию, работающие во вредных и опасных условиях, а также государственные гражданские служащие;
- отсутствует ведомственный контроль за диспансеризацией определенных групп взрослого населения;
- штаты кабинетов и отделений медицинской профилактики не укомплектованы врачами и необходимым оборудованием;
- имеет место неправильная оценка результатов анкетирования пациентов и трактовки результатов анализов;
- проведение неполного объема диагностического и лабораторного обследования;
- отмечены случаи неправильного определения групп и, следовательно, необоснованного направления на второй этап диспансеризации.
Таким образом, имеющиеся проблемы можно условно разделить на объективные (штатная численность, оборудование) и субъективные, которые проявились вследствие организационных недоработок и недостаточного планирования со стороны органов власти регионов.
Указанные выше замечания носят системный характер и отмечаются в большинстве регионов. Так, по данным информационной системы Росздравнадзора, нарушения выявлены в 53% проверенных медицинских организаций.
При этом органы исполнительной власти регионов не предпринимают должных мер для их устранения, что говорит о необходимости более эффективной работы с ними со стороны территориальных управлений Росздравнадзора.
По итогам прошедшего периода 2013 г. следует обозначить проблемы и недостатки деятельности территориальных органов Росздравнадзора по субъектам РФ.
1. Нарушение сроков предоставления данных.
2. Внесение данных, поступивших из органов исполнительной власти субъектов, без предварительной оценки и выверки.
3. Внесение данных по показателям без учета данных предыдущих периодов.
4. Невнимательность при внесении данных, низкое качество представления данных: несовпадении сумм чисел, некорректный ввод чисел.
5. Необходимо обратить внимание и на крайне разнородные результаты контрольных мероприятий по итогам проверок, что, возможно, является результатом недостаточного методического сопровождения.
Анализ проведенных в 2013 г. контрольных мероприятий и результатов проверок показал недостатки в работе территориальных органов Росздравнадзора по субъектам РФ. Сотрудниками территориальных органов Росздравнадзора при подготовке к контрольным мероприятиям не анализируются результаты проверок, проведенных ранее, результаты мониторингов Росздравнадзора, медико-демографические показатели по смертности и заболеваемости.
Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым усилить контроль за качеством и полнотой реализации органами власти регионов и медицинскими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья в части прохождения диспансеризации и предлагаем следующее:
- продолжить методическую поддержку работы территориальных органов Росздравнадзора по субъектам РФ по вопросам осуществления контрольной (надзорной) деятельности, в части контроля за проведением диспансеризации различных групп населения;
- предусмотреть территориальными органами Росздравнадзора по субъектам РФ проведение действенных и эффективных контрольных мероприятий по соблюдению органами исполнительной власти регионов и медицинскими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья в получении медицинской помощи в части прохождения диспансеризации и в особенности -- по отношению к гражданам, проживающим в сельской местности;
- организовать систематическое информирование органов управления здравоохранением субъектов РФ о нарушениях, выявленных при осуществлении контрольной деятельности в целях повышения качества проведения диспансеризации в регионе и соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при реализации мероприятий территориальных программ государственных гарантий.
Н.И. Рогинко, начальник отдела государственного контроля за реализацией мероприятий ПНП в сфере здравоохранения и координации деятельности территориальных органов;
Г.В. Третьяков, д.м.н., советник отдела государственного контроля за реализацией мероприятий ПНП в сфере здравоохранения и координации деятельности территориальных органов.
Доказано, что диспансеризация напрямую влияет на предотвращение смертности от ряда заболеваний. Качественное выполнение диспансеризации способно положительно сказаться на показателях заболеваемости и смертности и является индикатором эффективности деятельности органов исполнительной власти региона. Контрольные мероприятия Росздравнадзора показали низкий уровень подготовки к проведению диспансеризации со стороны региональных властей ряда субъектов РФ. Замечания носят системный характер и, по данным информационной системы Росздравнадзора, выявлены в 53% проверенных медицинских организациях.
В Указе Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» определены основные целевые демографические индикаторы, необходимые к достижению к 2018 г., в т. ч. такие, как снижение смертности от болезней системы кровообращения, новообразований и туберкулеза. Данные заболевания являются основными причинами смертности населения нашей страны.
В июле 2013 г. территориальными органами Росздравнадзора проведены проверки в регионах, имеющих наиболее высокие показатели смертности по данным направлениям. По результатам проведенных контрольных мероприятий значительное количество регионов отмечает, что высокая смертность связана в том числе с низким качеством проведения диспансеризации.
Диспансеризации и профилактические осмотры играют ключевую роль в раннем выявлении заболеваний. Они являются одной из основ своевременного начала лечения, которое можно осуществлять на амбулаторном этапе без использования резервов скорой помощи и стационарного звена здравоохранения.
К сожалению, в регионах диспансеризация иногда воспринимается как отдельный, не связанный с лечением вид медицинской помощи. Между тем диспансеризация напрямую влияет на предотвращение смертности от ряда заболеваний, и качественное выполнение в полном объеме плана диспансеризации способно положительно сказаться на показателях заболеваемости и смертности в регионе, а данные индикаторы являются показателями оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти региона.
Территориальными органами Росздравнадзора в июле 2013 г. проведены внеплановые проверки органов управления здравоохранением субъектов РФ по вопросам контроля и надзора за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья при проведении медицинских осмотров и диспансеризации.
Проведенные проверки подтвердили состояние организационной готовности регионов для исполнения в полном объеме плана диспансеризации, а также доказали необходимость коррекции плановых показателей на второе полугодие 2013 г.
Контрольные мероприятия показали низкий уровень подготовительных мероприятий со стороны региональных властей по ряду субъектов РФ, начиная с отсутствия лицензий у медицинских организаций.
Так, по состоянию на 26.07.2013 в регионах РФ имеют лицензию в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.05.2013 №121н на работу (услугу) -- медицинские осмотры профилактические 1 906 медицинских организаций (50%). По состоянию на 13 сентября 2013 г. лицензии предоставлены или переоформлены 3 855 организациям. Завершена процедура лицензирования в 47 субъектах РФ (57%). Наиболее низкие показатели в Ямало-Ненецком АО (8%).
Показатели ниже 50% от необходимого количества медицинских организаций, которым следует получить/переоформить лицензию в 8 субъектах РФ: Оренбургской, Магаданской областях, республиках Чеченской, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Камчатском и Приморском краях.
В 43 региона РФ были направлены правительственные телеграммы на имя глав республик и губернаторов с целью ускорения проведения лицензирования медицинских организаций, оказывающих услуги по диспансеризации и профилактическим осмотрам. Данный факт говорит о том, что на уровне региона не была своевременно проведена подготовительная работа, не были учтены требования нормативной документации, не была проведена оценка условий выполнения поставленных задач в части диспансеризации.
На середину сентября 2013 г. фактическое количество граждан, прошедших диспансеризацию, составило 8 млн 300 тыс. человек, что составило всего 36% от запланированного объема, фактическое количество участвующих медицинских организаций составило 94% от запланированного. При этом процент выполнения плана по диспансеризации крайне разнороден и колеблется от 1,5 до 89%. К примеру, в пределах Центрального федерального округа разброс составляет от 5 до 89%, что еще раз подтверждает разный уровень организационной готовности в регионах.
Также Росздравнадзором в соответствии с планом первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -- 2017 г., постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2013 №116 осуществляется контроль за проведением диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т. ч. усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронажную семью.
В первом полугодии 2013 г. было запланировано проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях в отношении 287 тыс. детей, фактическое выполнение составило 278 тыс. детей (97%). На конец октября исполнение составило почти 100%.
По результатам проверок хода диспансеризации различных групп населения в регионах выявлены следующие замечания:
- отсутствует утвержденный план проведения диспансеризации;
- не приняты меры по привлечению населения к прохождению диспансеризации и, следовательно, обеспечению достижения плановых показателей охвата населения мероприятиями по диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2013 г.;
- фактическое количество медицинских организаций, участвующих в диспансеризации, меньше запланированного;
- не завершен процесс лицензирования медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по «медицинским осмотрам профилактическим» в медицинских организациях, участвующих в диспансеризации определенных групп взрослого населения;
- неправильно рассчитан плановый объем диспансеризации. Так, например, в Кемеровской области в список лиц, подлежащих диспансеризации, были включены группы лиц, состоящих на диспансерном учете по хроническому заболеванию, работающие во вредных и опасных условиях, а также государственные гражданские служащие;
- отсутствует ведомственный контроль за диспансеризацией определенных групп взрослого населения;
- штаты кабинетов и отделений медицинской профилактики не укомплектованы врачами и необходимым оборудованием;
- имеет место неправильная оценка результатов анкетирования пациентов и трактовки результатов анализов;
- проведение неполного объема диагностического и лабораторного обследования;
- отмечены случаи неправильного определения групп и, следовательно, необоснованного направления на второй этап диспансеризации.
Таким образом, имеющиеся проблемы можно условно разделить на объективные (штатная численность, оборудование) и субъективные, которые проявились вследствие организационных недоработок и недостаточного планирования со стороны органов власти регионов.
Указанные выше замечания носят системный характер и отмечаются в большинстве регионов. Так, по данным информационной системы Росздравнадзора, нарушения выявлены в 53% проверенных медицинских организаций.
При этом органы исполнительной власти регионов не предпринимают должных мер для их устранения, что говорит о необходимости более эффективной работы с ними со стороны территориальных управлений Росздравнадзора.
По итогам прошедшего периода 2013 г. следует обозначить проблемы и недостатки деятельности территориальных органов Росздравнадзора по субъектам РФ.
1. Нарушение сроков предоставления данных.
2. Внесение данных, поступивших из органов исполнительной власти субъектов, без предварительной оценки и выверки.
3. Внесение данных по показателям без учета данных предыдущих периодов.
4. Невнимательность при внесении данных, низкое качество представления данных: несовпадении сумм чисел, некорректный ввод чисел.
5. Необходимо обратить внимание и на крайне разнородные результаты контрольных мероприятий по итогам проверок, что, возможно, является результатом недостаточного методического сопровождения.
Анализ проведенных в 2013 г. контрольных мероприятий и результатов проверок показал недостатки в работе территориальных органов Росздравнадзора по субъектам РФ. Сотрудниками территориальных органов Росздравнадзора при подготовке к контрольным мероприятиям не анализируются результаты проверок, проведенных ранее, результаты мониторингов Росздравнадзора, медико-демографические показатели по смертности и заболеваемости.
Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым усилить контроль за качеством и полнотой реализации органами власти регионов и медицинскими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья в части прохождения диспансеризации и предлагаем следующее:
- продолжить методическую поддержку работы территориальных органов Росздравнадзора по субъектам РФ по вопросам осуществления контрольной (надзорной) деятельности, в части контроля за проведением диспансеризации различных групп населения;
- предусмотреть территориальными органами Росздравнадзора по субъектам РФ проведение действенных и эффективных контрольных мероприятий по соблюдению органами исполнительной власти регионов и медицинскими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья в получении медицинской помощи в части прохождения диспансеризации и в особенности -- по отношению к гражданам, проживающим в сельской местности;
- организовать систематическое информирование органов управления здравоохранением субъектов РФ о нарушениях, выявленных при осуществлении контрольной деятельности в целях повышения качества проведения диспансеризации в регионе и соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при реализации мероприятий территориальных программ государственных гарантий.