
«Качество и управление рисками в медицинских учреждениях» -- II Международная конференция на эту тему прошла 17 апреля в Казани. Организаторами выступили Министерство здравоохранения Республики Татарстан и Образовательный центр высоких медицинских технологий. В конференции приняли участие более 200 администраторов здравоохранения России и ближнего зарубежья. Были обсуждены вопросы организации управления качеством в лечебных учреждениях. Говорилось о безопасности пациентов, управлении персоналом ЛПУ, роли руководителя лечебного учреждения в организации системы управления качеством и рисками в здравоохранении.
Вопросами качества в Татарстане занимаются далеко не первый год и весьма успешно, а внедрение систем менеджмента качества в медицинских организациях республики давно уже перешло из разряда модных трендов в повседневную практику.
Как субъект РФ Республика Татарстан сегодня лидирует по многим позициям, и построение по-настоящему современной, эффективной и доступной каждому гражданину системы здравоохранения -- одна из приоритетных задач республиканского руководства. Здесь давно уже поняли, что качеством можно -- и нужно! -- грамотно управлять. Что эффективный менеджмент, в основе которого лежит качество процесса, неизбежно повлечет за собой качество результата, что в итоге будет способствовать сохранению здоровья нации и положительно влиять на демографическую ситуацию. Что мы, собственно говоря, и наблюдаем: начиная с 2011 г. число родившихся в республике стабильно превышает число умерших.
Discere. Noscere. Tenere -- Научить. Познать. Овладеть
Как справедливо заметил бывший министр здравоохранения Татарстана, а ныне заместитель главы Минздрава России Айрат Фаррахов, государство выделяет значительные средства на закупку нового оборудования, по всей стране создаются специализированные медицинские центры. Однако никакие технологии не способны вылечить человека, если инструмент (даже самый совершенный!) не направляет умелая рука врача.
Можно сказать, что татарстанским врачам повезло. Решение известной медицинской компании Johnson&Johnson Medical организовать в Казани обучение врачей современным медицинским технологиям в соответствии с мировыми стандартами сразу же было поддержано министерством здравоохранения и одобрено правительством республики. В результате в 2008 г. в рамках реализации национального проекта «Здоровье» был открыт Образовательный центр высоких медицинских технологий (ОЦВМТ), аналогов которому в России в то время не было.
Девизом Центра стал призыв древних эскулапов-латинян «Discere. Noscere. Tenere» (Научить. Познать. Овладеть). Учат курсантов преподаватели и специалисты самого высокого уровня, как российские, так и зарубежные. Познают науку новых медицинских технологий врачи, медицинские сестры и администраторы здравоохранения не только Татарстана, но и всей России. Наконец, овладевают слушатели навыками работы на самом современном оборудовании -- Образовательный центр сотрудничает с ведущими мировыми производителями медицинского оборудования и обучающих материалов (манекены, симуляторы, виртуальные программы). Формы обучения самые разнообразные -- теоретические и практические занятия в симуляционных лабораториях и учебных операционных, мастер-классы и тренинги, семинары и конференции. Здесь осваивают не только новые технологии в эндоскопической и интервенционной хирургии, травматологии и ортопедии, офтальмологии и реанимации новорожденных, но и науку управления современной медицинской организацией.
«Мы всегда стараемся идти в ногу со временем. Изучив опыт лучших российских клиник, привлекли специалистов из Европы, где системы менеджмента качества уже давно и успешно работают, и начали реализовывать такие программы. Отклик получили незамедлительный. Первая же обученная группа главных врачей, которая прошла стажировку в ведущих европейских клиниках, по возвращении стала активно внедрять СМК в своих учреждениях», -- рассказывает заместитель генерального директора ОЦВМТ Гульнара Фаррахова.
Сейчас в Образовательном центре действуют 4 программы по качеству управления: курс «Качество и управление рисками в медицинских учреждениях», направленный на обучение ответственных в клинике по качеству; «Современный подход к управлению здравоохранением» -- трехдневный семинар для главных врачей по построению эффективного управления медицинской организацией; мастер-класс от коллег из Германии, Сербии и Финляндии, с которыми Центр активно сотрудничает, и, наконец, программа «Менеджмент качества лабораторной службы», предназначенная для подготовки специалистов клинической лабораторной диагностики. Это связано с риском оказания некачественных лабораторных услуг, от которых может зависеть эффект дальнейшей диагностики и лечения.
Кроме того, специалисты Образовательного центра проводят выездные обучающие семинары на базе ЛПУ. География таких семинаров обширна -- от Читы до Магадана. В последнее время все более востребованным становится годовое консультирование по индивидуальным программам, когда клиника хочет получить сертификат качества, но не знает, как это сделать и что для этого нужно. В этом случае эксперты ОЦВМТ поэтапно в течение всего года ведут эту клинику вплоть до прохождения процедуры сертификации.
Заметим, что образовательные и консультационные услуги в таком комплекте на сегодняшний день ни один российский учебный и образовательный центр не оказывает. В рамках классического государственного последипломного образования пройти обучение по краткосрочной узкотематической программе по обеспечению качества тоже можно далеко не везде. Казанский Образовательный центр заполнил эту нишу, привлекая всевозможные ресурсы для того, чтобы, изучив лучший мировой опыт, все самое интересное и полезное с точки зрения качества внедрить в работу лечебных учреждений.
Первую международную конференцию по управлению рисками ОЦВМТ провел ровно год назад при участии крупнейших немецких и австрийских организаций по качеству и попал, что называется, в точку: по откликам участников стало понятно, насколько востребована эта тема. Чрезвычайно важно, что инициатива Образовательного центра получила полную поддержку на самом высоком республиканском уровне: на этот раз премьер-министр республики Ильдар Халиков и министр здравоохранения Адель Вафин были не просто почетными гостями, а активными участниками конференции на протяжении всей ее работы.
Восхождение на Олимп
По признанию премьер-министра, в республике много сделано для стандартизации медицинских процедур, внедрения стандартов качества и управления. Не случайно в Татарстане немало медицинских центров, которые лидируют в вопросах качества не только в республике, но и на российском медицинском олимпе и имеют международные сертификаты в области качества.
«Мы начали эту работу не вчера и уже прошли большой путь, но самое главное, произошли изменения в умах и чувствах руководителей медицинских организаций. По крайней мере, большинство главных врачей воспринимают вопросы стандартизации и качества управления как одни из самых значимых для них, -- заявил, открывая конференцию, Ильдар Халиков. -- Грамотное управление -- это краеугольный камень любой отрасли, а медицины -- особенно: слишком велико количество факторов, которые влияют на конечный результат -- на качество медицинской помощи. Я считаю, что мы должны сформировать и внедрить систему качественного управления во всех медицинских учреждениях. При наших подходах, наших стандартах и наших амбициях татарстанская медицина должна соответствовать лучшим как российским, так и зарубежным образцам. Нам нужно как можно больше использовать зарубежный опыт -- от каждой страны взять лучшее и адаптировать под наши потребности. В первую очередь речь идет об опыте стран, похожих по структуре организации, принципам финансирования, культуре населения и общему состоянию здравоохранения. Надеюсь, что вопросам внедрения систем менеджмента качества в здравоохранение республики будет уделяться еще больше внимания».
Давно известно, что, когда разумная инициатива исходит от самого верха и входит в разряд приоритетных направлений деятельности, результат достигается значительно быстрее. «Внедрение системы менеджмента качества в сфере здравоохранения и сертификация учреждений, направленной на повышение качества и безопасность медицинской помощи -- задача первостепенной важности. Мы внесем предложения руководству республики, и эта программа будет реализована во всех без исключения лечебных учреждениях, -- пообещал присутствующим на конференции министр здравоохранения Адель Вафин. По убеждению министра, есть прямая корреляция между внедрением системы менеджмента качества и количеством жалоб, говорящих о неудовлетворенности пациентов организацией медицинской помощи и результатами лечения. Поэтому и нужно внедрять технологии, которые позволят повысить уровень качества и безопасности медицинской помощи и постоянно его совершенствовать. Эта цель не имеет какой-то конечной точки, потому что любой путь совершенствования бесконечен. А подобные конференции дают в руки администраторов здравоохранения современные инструменты для внедрения этих технологий.
Взгляд со стороны
Приглашенный на конференцию Радомир Бошкович, директор по управлению проектами компании «Бонекс инжиниринг» (Белград, Сербия), один из ведущих европейских экспертов по вопросам менеджмента качества в здравоохранении, тоже говорил о необходимости непрерывного совершенствования.
«Работать с российскими коллегами чрезвычайно интересно. Специалисты здравоохранения, которые обучаются на данных курсах в Образовательном центре, целиком отдают себя медицине и своим пациентам, и стремление к постоянному совершенствованию деятельности организации является для них нормой поведения, -- говорит Радомир. -- Многие медицинские учреждения в Республике Татарстан прилагают большие усилия к тому, чтобы улучшить качество своей деятельности. Организации, которые я посетил, отслеживают показатели качества и могут документировать процессы, многие из них уже сертифицированы на соответствие международному стандарту ИСО 9001. Чтобы этот положительный тренд продолжился, я тоже считаю целесообразным внедрение инструментов, которые на Западе уже доказали свою результативность. Имеется в виду создание и продвижение профессиональных сообществ медицинских работников и администраторов медицинских учреждений, разработка и внедрение стандартов безопасности и системы управления рисками во все медицинские организации, создание системы внешней оценки безопасности и качества медицинских услуг и медицинской деятельности, а также привязка системы оплаты медицинских услуг к качеству этих услуг».
Г-н Бошкович, на счету которого уже не один успешный проект, считает, что следующий этап совершенствования системы управления качеством как на республиканском уровне, так и на уровне медицинских организаций может занять от трех до пяти лет. Создание соответствующей «дорожной карты» могло бы определить цели, задачи, состав участников и сроки реализации. Одна группа задач относится к тому, что должны сделать сами медицинские организации, другая -- что должно сделать министерство здравоохранения. Конечная цель -- обеспечение одинакового уровня безопасности и качества медицинских услуг во всех организациях одного уровня. Достичь этого можно через разработку стандартов безопасности и качества, реализацию результативной системы менеджмента, внедрение системы мониторинга клинических показателей качества и системы внешней оценки качества.
Подобные конференции и семинары действительно могут стать трансляторами опыта европейских стран в области организации медицинской деятельности и управления медицинскими учреждениями. На основании этого можно было бы разработать такую систему менеджмента качества, которая соответствовала бы и международным стандартам, и законодательству РФ. А на базе ОЦВМТ создать платформу для обмена опытом между медицинскими организациями -- где многому можно научиться у своих коллег, можно перенять или адаптировать чужой опыт и тем самым сократить расходы на внедрение системы менеджмента качества.
По окончании конференции, вручая сертификаты участникам как подтверждение того, что они прошли первый этап обучения и овладели базовыми знаниями, министр здравоохранения Адель Вафин выразил надежду, что новые управленческие технологии будут доведены руководителями до каждого сотрудника и помогут сформировать корпоративную культуру, нацеленную на здоровье и комфорт пациентов.
«Повезло нашим казанским коллегам, -- делятся в кулуарах впечатлением участвующие в конференции главные врачи из других субъектов России, -- при такой поддержке сверху горы можно свернуть…».