
А.Ю. АБРАМОВ, к.м.н., декан медицинского факультета Российского университета дружбы народов
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры относятся к категории лекарственных препаратов, для работы с которыми требуется специальное разрешение (лицензия), а сотрудники медицинских и других организаций, имеющих доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам, должны иметь доступ к работе с такими препаратами и веществами. Порядок допуска установлен Правительством РФ. В статье приводятся основные лицензионные требования к деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, регламентированной более 100 нормативными актами -- законами, постановлениями правительства, приказами федеральных органов исполнительной власти.
Единая Конвенция ООН о наркотических средствах 1961 г., стороной которой является Российская Федерация, ставит задачу по обеспечению законных нужд здравоохранения в наркотических и психотропных веществах [1].
В докладе Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) за 2012 г. правительствам и международному сообществу предложен ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности по контролю над наркотиками на основе совместной ответственности. В этих рекомендациях должным образом учитывается необходимость обеспечения тонкого равновесия между мерами по сокращению предложения и спроса на наркотики и подчеркивается важность мероприятий в деле сокращения незаконного спроса на наркотики. Председатель МККН подчеркнул: «Совместная ответственность за контроль над наркотиками может быть эффективной только в том случае, когда государства в полной мере выполняют свои обязательства на национальном уровне».
Залогом эффективного национального контроля над наркотиками является устойчивый потенциал национальных регулирующих органов в области контроля за законными лекарственными средствами/наркотиками. В этой связи МККН настоятельно призывает правительства выделить необходимые ресурсы на поддержку потенциала своих органов и настоятельно призывает международное сообщество и доноров по необходимости оказывать техническую помощь и поддержку в работе национальных компетентных органов для обеспечения надлежащего наличия и рационального использования лекарственных средств и предотвращения при этом их утечки и злоупотребления ими [2].
Современные государства обеспечивают безопасность потенциально опасной деятельности, одновременно соблюдая свободу предпринимательства посредством установления режима лицензирования [3].
В России лицензирование как механизм государственного регулирования в сфере оборота наркотических средств (НС) и психотропных веществ (ПВ) за свою двадцатилетнюю историю претерпел существенные изменения и в настоящее время является эффективным механизмом в схеме государственного контроля за легальным оборотом НС, ПВ и их прекурсоров. Число лицензируемых видов деятельности в этой сфере сократилось с 23 до 1. Отработано положение о лицензировании этого вида деятельности, четко разграничены полномочия Правительства РФ и лицензирующих органов субъектов РФ в сфере лицензирования.
Ключевые положения, обязательные для исполнения при работе с НС, ПВ и их прекурсорами, изложены в 26 лицензионных требованиях, установленных п. 5 постановления РФ от 22.12.2011 №1085 (ред. от 04.09.2012) «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» [4].
Согласно п. 5 данного постановления «лицензиат при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:
…б) соблюдение порядка допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. №892;
… ч) наличие в штате лицензиата, осуществляющего деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I -- III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, работников, имеющих среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, соответствующее требованиям и характеру выполняемых работ;
ш) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим и медицинским образованием, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I -- III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, не реже одного раза в 5 лет».
Несоблюдение данных лицензионных требований признается грубым нарушением, влекущим установленную законом ответственность.
Несмотря на четкость формулировок в перечне работ и услуг, связанных с оборотом этой группы лекарственных препаратов, на отработанный механизм лицензионного контроля, имеют место системные нарушения установленных требований в значительном числе медицинских организаций.
Мероприятия по контролю соблюдения лицензионных требований и условий Департамента здравоохранения Москвы в 2011--2013 гг. показали, что нарушение лицензионного требования о наличии в штате лицензиата работников, имеющих специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, соответствующую требованиям и характеру выполняемых работ, является весьма распространенным (табл. 1).
Далее прокомментируем содержание лицензионных требований, связанных с допуском лиц к работе с НС и ПВ.
Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 №892 (ред. от 08.12.2011) «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» [6].
Допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами осуществляется руководителями организаций, учреждений и предприятий независимо от их организационно-правовой формы или лицами, их замещающими, а к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, -- также и индивидуальными предпринимателями.
Допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, предусматривает ознакомление этих лиц с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и включение в трудовой договор взаимных обязательств организации (индивидуального предпринимателя) и лица, связанного с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и (или) прекурсоров.
Число специалистов, допускаемых к профессиональной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, колеблется в зависимости от особенностей деятельности медицинской организации (МО) (от 2 до 862 сотрудников). Рассмотрим порядок допуска, регламентированный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 №892.
Подготовка материалов на лиц, оформляемых на работу с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также для осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия – работником, ведущим кадровую работу в организации.
Срок действия допуска лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, ограничивается сроком действия трудового договора.
Согласно п. 4 Правил к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами и деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV не допускаются лица, не достигшие 18-летнего возраста, а также лица, в отношении которых отсутствуют:
- справки государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, предусмотренные абз. третьим п. 3 ст. 10 и абз. вторым п. 7 ст. 30 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Федеральный закон №3-ФЗ);
- заключения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), предусмотренные абз. четвертым п. 3 ст. 10 и абз. третьим п. 7 ст. 30 Федерального закона № 3-ФЗ.
Пункт 9 Правил гласит, что допуск лица к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами прекращается при выявлении заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом и непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в т. ч. совершенное вне пределов Российской Федерации.
Далее п. 3 ст. 10 Федерального закона №3-ФЗ установлено, что юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности при наличии следующих документов:
- выданные государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения в установленном законодательством Российской Федерации порядке справки об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам или психотропным веществам либо культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом;
- заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам или психотропным веществам либо культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в т. ч. за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации.
Порядок выдачи справок государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения и заключений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ установлен п. 6 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 №892 (в ред. от 08.12.2011).
Для получения справок, предусмотренных абз. четвертым п. 3 ст. 10 и (или) абз. вторым п. 7 ст. 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель выдает лицу, оформляемому на работу с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также для осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, направления в медицинские организации для прохождения в установленном порядке предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) и обязательного психиатрического освидетельствования.
Для получения заключений, предусмотренных абз. пятым п. 3 ст. 10 и (или) абз. третьим п. 7 ст. 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель направляет в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ запрос с приложением анкеты указанного лица по формам и в порядке, которые установлены Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Направление указанных лиц в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ для получения таких заключений не допускается. Заключения ФСКН России выдаются юридическому, а не физическому лицу.
При переходе сотрудника на другое место работы копия ранее выданного заключения не выдается, необходимо оформлять новое заключение.
При изменении места работы сотрудника, имеющего допуск к работе с наркотическими средствами, необходимо направлять информацию в ФСКН один раз в квартал.
Определенные условия предусмотрены также для заключения трудового договора с сотрудниками, получившими допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.
При отсутствии оснований, препятствующих допуску лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель издает соответствующий приказ и заключает с указанным лицом трудовой договор или дополнительные условия (соглашение) к трудовому договору.
Необходимо подчеркнуть, что трудовой договор регламентирован Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. Согласно ст. 67 ТК РФ при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам.
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного договора. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (ст. 68 ТК РФ).
Применительно к деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ локальным нормативным актом является дополнение (дополнительное соглашение) к трудовому договору.
Иногда администрации медицинских организаций сознательно не принимают кадровых решений и создают предпосылки для нарушения правил легального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Зарегистрированы случаи, когда у сотрудников медицинских организаций, имевших допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, выявлялись злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, но они продолжали выполнять свои профессиональные обязанности.
Нередко на практике возникает вопрос: должен ли оформляться допуск на должностных лиц, участвующих в проведении целевой проверки или ревизии в помещениях, где хранятся наркотические средства и психотропные вещества?
Поскольку порядок допуска проверяющих действующим законодательством не регламентирован, считаем, что для их допуска достаточно приказа руководителя лицензирующего органа.
Доступ в помещения, где хранятся наркотические средства и психотропные вещества, разрешается лицам, непосредственно работающим с ними, что оформляется приказом руководителя организации.
Возникает также другой вопрос: при формировании пакета документов на получение лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ обязательно ли предоставлять информацию по всем специалистам, допущенным к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами?
В соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1085 (ред. от 04.09.2012) «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» для получения лицензии соискатель лицензии (лицензиат) направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы:
- копию сертификата специалиста, подтверждающего соответствующую профессиональную подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующего подразделения юридического лица при осуществлении оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I -- III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, и культивирования наркосодержащих растений;
- копии справок, выданных государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, а также прекурсорам, внесенным в список I и таблицу I списка IV перечня, или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом;
- сведения о наличии заключений органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных абзацами третьим и пятым п. 3 ст. 10 и абзацем третьим п. 7 ст. 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- копии документов об образовании лиц, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, а также о квалификации фармацевтических и медицинских работников.
Таким образом, при формировании пакета документов на получение лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ обязательно предоставлять информацию по всем специалистам, допущенным к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами в данной медицинской организации.
Нужен ли допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами для бухгалтера, участвующего в проведении инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ?
В соответствии с требованиями Федерального закона №3-ФЗ юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ при наличии сотрудника, имеющего сертификат специалиста, подтверждающего соответствующую профессиональную подготовку (в сфере оборота наркотиков). Помимо этого, если руководитель юридического лица (руководитель соответствующего подразделения юридического лица) осуществляет контроль за оборотом наркотиков путем снятия фактических остатков, проверки правильности хранения, учета, уничтожения и др., то он должен иметь соответствующий допуск к работе с наркотиками.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1085 (ред. от 04.09.2012) одним из лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, является наличие в штате юридического лица работников, имеющих соответствующее профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
При этом допуск к работе с наркотиками должен оформляться на работников, осуществляющих непосредственный оборот наркотиков (приемку, хранение, реализацию, отпуск, использование и др.). Поскольку бухгалтерские работники не осуществляют непосредственный оборот наркотиков, то на них не распространяется требование об обязательности допуска к работе с НС и ПВ.
Таким образом, деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, отвечающее ряду лицензионных требований:
- соблюдение порядка допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 №892;
- наличие в штате лицензиата, осуществляющего деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, работников, имеющих среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ;
- повышение квалификации специалистов с фармацевтическим и медицинским образованием, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, не реже одного раза в 5 лет.
Источники:
1. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.). Конвенция подписана от имени СССР 31 июля 1961 г., ратифицирована 14 декабря 1963 г. с оговоркой, сделанной при подписании.
2. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2012 г. URL: http://www.narkotiki.ru/5_7067.htm
3. Дмитрикова Е.А. Лицензирование в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2005, 1 (23): 11.
4. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 (ред. от 04.09.2012) «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (вместе с Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений). Собрание законодательства РФ. 02.01.2012. №1. Ст. 130.
5. Брюн Е.А. Легальный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. М., 2013.
6. Собрание законодательства РФ. 17.08.1998. №33. Ст. 4009.
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры относятся к категории лекарственных препаратов, для работы с которыми требуется специальное разрешение (лицензия), а сотрудники медицинских и других организаций, имеющих доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам, должны иметь доступ к работе с такими препаратами и веществами. Порядок допуска установлен Правительством РФ. В статье приводятся основные лицензионные требования к деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, регламентированной более 100 нормативными актами -- законами, постановлениями правительства, приказами федеральных органов исполнительной власти.
Единая Конвенция ООН о наркотических средствах 1961 г., стороной которой является Российская Федерация, ставит задачу по обеспечению законных нужд здравоохранения в наркотических и психотропных веществах [1].
В докладе Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) за 2012 г. правительствам и международному сообществу предложен ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности по контролю над наркотиками на основе совместной ответственности. В этих рекомендациях должным образом учитывается необходимость обеспечения тонкого равновесия между мерами по сокращению предложения и спроса на наркотики и подчеркивается важность мероприятий в деле сокращения незаконного спроса на наркотики. Председатель МККН подчеркнул: «Совместная ответственность за контроль над наркотиками может быть эффективной только в том случае, когда государства в полной мере выполняют свои обязательства на национальном уровне».
Залогом эффективного национального контроля над наркотиками является устойчивый потенциал национальных регулирующих органов в области контроля за законными лекарственными средствами/наркотиками. В этой связи МККН настоятельно призывает правительства выделить необходимые ресурсы на поддержку потенциала своих органов и настоятельно призывает международное сообщество и доноров по необходимости оказывать техническую помощь и поддержку в работе национальных компетентных органов для обеспечения надлежащего наличия и рационального использования лекарственных средств и предотвращения при этом их утечки и злоупотребления ими [2].
Современные государства обеспечивают безопасность потенциально опасной деятельности, одновременно соблюдая свободу предпринимательства посредством установления режима лицензирования [3].
В России лицензирование как механизм государственного регулирования в сфере оборота наркотических средств (НС) и психотропных веществ (ПВ) за свою двадцатилетнюю историю претерпел существенные изменения и в настоящее время является эффективным механизмом в схеме государственного контроля за легальным оборотом НС, ПВ и их прекурсоров. Число лицензируемых видов деятельности в этой сфере сократилось с 23 до 1. Отработано положение о лицензировании этого вида деятельности, четко разграничены полномочия Правительства РФ и лицензирующих органов субъектов РФ в сфере лицензирования.
Ключевые положения, обязательные для исполнения при работе с НС, ПВ и их прекурсорами, изложены в 26 лицензионных требованиях, установленных п. 5 постановления РФ от 22.12.2011 №1085 (ред. от 04.09.2012) «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» [4].
Согласно п. 5 данного постановления «лицензиат при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:
…б) соблюдение порядка допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. №892;
… ч) наличие в штате лицензиата, осуществляющего деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I -- III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, работников, имеющих среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, соответствующее требованиям и характеру выполняемых работ;
ш) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим и медицинским образованием, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I -- III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, не реже одного раза в 5 лет».
Несоблюдение данных лицензионных требований признается грубым нарушением, влекущим установленную законом ответственность.
Несмотря на четкость формулировок в перечне работ и услуг, связанных с оборотом этой группы лекарственных препаратов, на отработанный механизм лицензионного контроля, имеют место системные нарушения установленных требований в значительном числе медицинских организаций.
Мероприятия по контролю соблюдения лицензионных требований и условий Департамента здравоохранения Москвы в 2011--2013 гг. показали, что нарушение лицензионного требования о наличии в штате лицензиата работников, имеющих специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, соответствующую требованиям и характеру выполняемых работ, является весьма распространенным (табл. 1).
Далее прокомментируем содержание лицензионных требований, связанных с допуском лиц к работе с НС и ПВ.
Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 №892 (ред. от 08.12.2011) «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» [6].
Допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами осуществляется руководителями организаций, учреждений и предприятий независимо от их организационно-правовой формы или лицами, их замещающими, а к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, -- также и индивидуальными предпринимателями.
Допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, предусматривает ознакомление этих лиц с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и включение в трудовой договор взаимных обязательств организации (индивидуального предпринимателя) и лица, связанного с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и (или) прекурсоров.
Число специалистов, допускаемых к профессиональной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, колеблется в зависимости от особенностей деятельности медицинской организации (МО) (от 2 до 862 сотрудников). Рассмотрим порядок допуска, регламентированный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 №892.
Подготовка материалов на лиц, оформляемых на работу с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также для осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия – работником, ведущим кадровую работу в организации.
Срок действия допуска лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, ограничивается сроком действия трудового договора.
Согласно п. 4 Правил к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами и деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV не допускаются лица, не достигшие 18-летнего возраста, а также лица, в отношении которых отсутствуют:
- справки государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, предусмотренные абз. третьим п. 3 ст. 10 и абз. вторым п. 7 ст. 30 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Федеральный закон №3-ФЗ);
- заключения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), предусмотренные абз. четвертым п. 3 ст. 10 и абз. третьим п. 7 ст. 30 Федерального закона № 3-ФЗ.
Пункт 9 Правил гласит, что допуск лица к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами прекращается при выявлении заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом и непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в т. ч. совершенное вне пределов Российской Федерации.
Далее п. 3 ст. 10 Федерального закона №3-ФЗ установлено, что юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности при наличии следующих документов:
- выданные государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения в установленном законодательством Российской Федерации порядке справки об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам или психотропным веществам либо культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом;
- заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам или психотропным веществам либо культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в т. ч. за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации.
Порядок выдачи справок государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения и заключений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ установлен п. 6 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 №892 (в ред. от 08.12.2011).
Для получения справок, предусмотренных абз. четвертым п. 3 ст. 10 и (или) абз. вторым п. 7 ст. 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель выдает лицу, оформляемому на работу с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также для осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, направления в медицинские организации для прохождения в установленном порядке предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) и обязательного психиатрического освидетельствования.
Для получения заключений, предусмотренных абз. пятым п. 3 ст. 10 и (или) абз. третьим п. 7 ст. 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель направляет в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ запрос с приложением анкеты указанного лица по формам и в порядке, которые установлены Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Направление указанных лиц в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ для получения таких заключений не допускается. Заключения ФСКН России выдаются юридическому, а не физическому лицу.
При переходе сотрудника на другое место работы копия ранее выданного заключения не выдается, необходимо оформлять новое заключение.
При изменении места работы сотрудника, имеющего допуск к работе с наркотическими средствами, необходимо направлять информацию в ФСКН один раз в квартал.
Определенные условия предусмотрены также для заключения трудового договора с сотрудниками, получившими допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.
При отсутствии оснований, препятствующих допуску лица к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель издает соответствующий приказ и заключает с указанным лицом трудовой договор или дополнительные условия (соглашение) к трудовому договору.
Необходимо подчеркнуть, что трудовой договор регламентирован Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. Согласно ст. 67 ТК РФ при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам.
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного договора. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (ст. 68 ТК РФ).
Применительно к деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ локальным нормативным актом является дополнение (дополнительное соглашение) к трудовому договору.
Иногда администрации медицинских организаций сознательно не принимают кадровых решений и создают предпосылки для нарушения правил легального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Зарегистрированы случаи, когда у сотрудников медицинских организаций, имевших допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, выявлялись злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, но они продолжали выполнять свои профессиональные обязанности.
Нередко на практике возникает вопрос: должен ли оформляться допуск на должностных лиц, участвующих в проведении целевой проверки или ревизии в помещениях, где хранятся наркотические средства и психотропные вещества?
Поскольку порядок допуска проверяющих действующим законодательством не регламентирован, считаем, что для их допуска достаточно приказа руководителя лицензирующего органа.
Доступ в помещения, где хранятся наркотические средства и психотропные вещества, разрешается лицам, непосредственно работающим с ними, что оформляется приказом руководителя организации.
Возникает также другой вопрос: при формировании пакета документов на получение лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ обязательно ли предоставлять информацию по всем специалистам, допущенным к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами?
В соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1085 (ред. от 04.09.2012) «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» для получения лицензии соискатель лицензии (лицензиат) направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы:
- копию сертификата специалиста, подтверждающего соответствующую профессиональную подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующего подразделения юридического лица при осуществлении оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I -- III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, и культивирования наркосодержащих растений;
- копии справок, выданных государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, а также прекурсорам, внесенным в список I и таблицу I списка IV перечня, или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом;
- сведения о наличии заключений органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных абзацами третьим и пятым п. 3 ст. 10 и абзацем третьим п. 7 ст. 30 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- копии документов об образовании лиц, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, а также о квалификации фармацевтических и медицинских работников.
Таким образом, при формировании пакета документов на получение лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ обязательно предоставлять информацию по всем специалистам, допущенным к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами в данной медицинской организации.
Нужен ли допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами для бухгалтера, участвующего в проведении инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ?
В соответствии с требованиями Федерального закона №3-ФЗ юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ при наличии сотрудника, имеющего сертификат специалиста, подтверждающего соответствующую профессиональную подготовку (в сфере оборота наркотиков). Помимо этого, если руководитель юридического лица (руководитель соответствующего подразделения юридического лица) осуществляет контроль за оборотом наркотиков путем снятия фактических остатков, проверки правильности хранения, учета, уничтожения и др., то он должен иметь соответствующий допуск к работе с наркотиками.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1085 (ред. от 04.09.2012) одним из лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, является наличие в штате юридического лица работников, имеющих соответствующее профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
При этом допуск к работе с наркотиками должен оформляться на работников, осуществляющих непосредственный оборот наркотиков (приемку, хранение, реализацию, отпуск, использование и др.). Поскольку бухгалтерские работники не осуществляют непосредственный оборот наркотиков, то на них не распространяется требование об обязательности допуска к работе с НС и ПВ.
Таким образом, деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, отвечающее ряду лицензионных требований:
- соблюдение порядка допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 №892;
- наличие в штате лицензиата, осуществляющего деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, работников, имеющих среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ;
- повышение квалификации специалистов с фармацевтическим и медицинским образованием, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, не реже одного раза в 5 лет.
Источники:
1. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.). Конвенция подписана от имени СССР 31 июля 1961 г., ратифицирована 14 декабря 1963 г. с оговоркой, сделанной при подписании.
2. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2012 г. URL: http://www.narkotiki.ru/5_7067.htm
3. Дмитрикова Е.А. Лицензирование в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2005, 1 (23): 11.
4. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 (ред. от 04.09.2012) «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (вместе с Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений). Собрание законодательства РФ. 02.01.2012. №1. Ст. 130.
5. Брюн Е.А. Легальный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. М., 2013.
6. Собрание законодательства РФ. 17.08.1998. №33. Ст. 4009.