
Н.Б.НАЙГОВЗИНА, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Московский Государственный медико-стоматологический университет Росздрава», д.м.н., проф., засл. врач РФ;
Э.В.ЗИМИНА, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Московский Государственный медико-стоматологический университет Росздрава», д.м.н., эксперт Премии Правительства РФ в области качества, zimelvi@mail.ru
Реализация современных экономических механизмов функционирования здравоохранения и постоянное развитие материально-технической базы государственной и муниципальной систем здравоохранения с учетом региональных особенностей в условиях глобального экономического кризиса возможно при наличии высокопрофессионального кадрового потенциала отрасли, особенно квалифицированных специалистов в области экономики и управления здравоохранением.
Здравоохранение – это особая отрасль, которая представляет собой пересечение и взаимодействие элементов деятельности различных профессиональных областей, а специфика выполнения медицинской услуги зачастую сопряжена с неопределенностью ожидаемого результата. В настоящее время в отечественном здравоохранении остается нерешенным ряд системных проблем, среди которых первостепенное значение приобретает проблема качества оказания медицинской помощи.
Вследствие этого система менеджмента качества (СМК) в медицинских организациях, независимо от форм собственности, призвана совершенствовать интеграцию деятельности различных служб и подразделений ЛПУ и обеспечивать надлежащее качество медицинской помощи. Почему встает вопрос о «системе менеджмента», а не просто о «контроле» качества медицинской помощи (КМП)? Неоспоримое преимущество системы управления качеством заключается в том, что она поглощает процедуру контроля качества, которая является ее существенным и неотъемлемым элементом. Возникает следующий риторический вопрос: насколько эффективен контроль без управления? Проблема качества медицинской помощи – это, прежде всего, проблема руководства медицинской организацией, и чтобы добиться улучшения КМП, недостаточно просто внедрить новые приемы и методы работы. Необходимо заставить не только сотрудников, но и руководителей всех структурных подразделений и служб изменить свой взгляд на свои обязанности.
Компетентность руководителя медицинской организации характеризуется интегральными способностями и навыками системного мышления в профессиональной управленческой деятельности с учетом отраслевой и экономической специфики функционирования практического здравоохранения.
При актуализации СМК достижение финансовой устойчивости и конкурентоспособности медицинской организации не войдет в противоречие со стратегической целью ее функционирования, а именно обеспечением надлежащего уровня качества медицинской помощи (рис. 1).
С позиций современной экономики, согласованной с немецкой теорией административно-хозяйственного управления, можно дать следующее определение медицинской организации:
Медицинская организация – это социально-техническая и экономическая отраслевая единица, ориентированная на обеспечение качества медицинских услуг, которая выполняет задачу удовлетворения их спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск, в условиях внешних и внутренних ограничений, обусловленных задачами здравоохранения в целом.
Социальной – потому что удовлетворяет общественные потребности в медицинских услугах.
Технической – потому что использует высокие технологии и современную медицинскую аппаратуру.
Экономической – потому что она является управляемой, и системой – потому что обладает системными признаками, обеспечивающими синергетический эффект деятельности.
Очевидно, что сущностью управления современной медицинской организацией является принятие оптимальных решений по распределению и использованию ограниченных ресурсов, т.е. нужны люди, способные устанавливать причинно-следственные связи, принимать эффективные решения, развивать организацию, хорошо работать и создавать условия для производства качественных медицинских услуг.
Качество реализуется через людей, в связи с чем научно обоснованное управление персоналом является определяющим фактором повышения качества медицинской помощи. Формирование единой команды сотрудников медицинского, технического, административно-управленческого и вспомогательного персонала обеспечивается лидирующей ролью руководства [1]. Руководители в медицинской организации любого уровня помимо приобретения лидерских качеств должны овладевать современными технологиями менеджмента ресурсов, методами квалиметрии (измерения качества), навыками принятия эффективных управленческих решений и понимать степень своей ответственности за «конечное качество» процесса на 85% (По Д.Джурану).
С позиций менеджмента качества обязанность руководства медицинской организации состоит в:
- установлении стандартов личного качества работы руководителя как примера своим подчиненным;
- личном участии в процессе улучшения работы и повышения качества медицинской помощи;
- устранении препятствий, мешающих правильному выполнению сотрудниками своих функций;
- предоставлении всех необходимых условий для качественного выполнения сотрудниками своей работы;
- наличии собственного опыта работы, которая поручается подчиненным.
Для формирования кадрового потенциала специалистов в области управления здравоохранением на всех уровнях необходимо межсекторальное сотрудничество заказчиков (Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство образования и науки РФ) и глубокая экспертная работа профессионалов управленческого и медицинского образования [2]. До последнего времени образовательные ресурсы кафедр общественного здоровья и здравоохранения использовались не в полной мере, но именно они должны стать основой координационно-интеграционных центров управленческого образования во всех регионах России (рис. 2). Профессорско-преподавательский состав данных кафедр представлен содружеством высококвалифицированных штатных педагогов и совместителей – руководителей здравоохранения различного уровня, которые четко представляют всю широту и глубину проблем управления современной медицинской организацией.
Сегодня как никогда требуется система непрерывной подготовки управленческих кадров здравоохранения, включая отраслевых администраторов и экономистов, способная самообучаться и адаптироваться к условиям, в которых ей предстоит функционировать.
Исключительная ориентация на престижность западной технологии подготовки менеджеров здравоохранения (MBA и т.п.) и консервативность существующей системы последипломной подготовки по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» не позволяют сегодня сформировать необходимые компетенции эффективного руководителя медицинской организации. Реализация национальных проектов «Здоровье» и «Образование» дает возможность по-новому взглянуть на роль высшей медицинской школы, определить стратегию и тактику решения проблем, возникающих в здравоохранении [6].
Россия должна иметь свою национальную образовательную политику и параллельно с участием в болонском процессе формировать свою специфическую систему образования, исходя из внутренних потребностей и ориентируясь на мировые тенденции [5]. Следует заметить, что в 1980-е годы американские специалисты усомнились в правильном пути развития их собственного менеджерского образования. В условиях неопределенности развития социально-экономической и политической ситуации чрезмерное увлечение теорией не обеспечивает эффективности практического управления организацией.
Инструментом должны стать гибкость учебных планов специальности и высокие адаптационные возможности профессиональной подготовки и непрерывного развития через всю жизнь с учетом конкретных отраслевых задач, углубленной специализации и будущего места работы. Формирование циклов тематического усовершенствования необходимо проводить с учетом мнения потребителей образовательных услуг – руководителей здравоохранения (рис. 3).
Ведущий в мире специалист в области качества Э.Деминг утверждает, что современная школа бизнеса должна готовить слушателей к трансформации, к выходу из кризиса [3] Студенты должны изучать теорию системы и получать глубинные знания, необходимые для трансформации в практической деятельности.
Отраслевой подготовке таких специалистов и должна служить система высшего медицинского образования. Управление здравоохранением как один из типов отраслевой управленческой деятельности имеет достаточный ряд характерных особенностей, а именно:
- выраженную отраслевую специфику содержания процесса управления;
- приоритетность обеспечения качества медицинской помощи над экономическими
- стимулами функционирования медицинской организации;
- нравственно-этические принципы медицинской деятельности.
Для сравнения: в 40-60-х гг. XIX века в России была проведена крупномасштабная реформа всей системы высшего медицинского образования [4]. Цель реформы состояла в разработке и внедрении качественно нового единого стандарта подготовки отечественных врачебных кадров. Конкретным результатом реформы стала смена доктрины оказания медицинской помощи в России. Это явилось основанием для создания нового единого учебного плана подготовки врачей для всех российских университетов.
Настало время пересмотреть доктрину формирования управленческого потенциала отрасли и разработать единый стандарт подготовки управленческих кадров для обеспечения модернизации здравоохранения, определенной стратегией национальной безопасности РФ к 2020 г. Исключительная ориентация на базовое медицинское образование и длительный процесс последипломного профессионального развития руководителей здравоохранения не обеспечивает сегодня всех потребностей отрасли по повышению качества медицинских услуг на базе современных медицинских технологий.
В Общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2003 (принят Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 №276-ст и введенного в действие с 01.01.2004) объектами классификации являются специальности высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемые в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 14.01.1996 №12- ФЗ.
Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Подготовку по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» в направлениях додипломной подготовки «Экономика и управление» классифицируют в ОКСО как отдельную специальность. Наряду с этим в основной специальности 040120 «Организация здравоохранения и общественное здоровье (социальная гигиена и организация здравоохранения)» профессионального медицинского последипломного образования сегодня даже не выделяют отдельной специальности, требующей дополнительной подготовки в области управления и экономики здравоохранения.
Существующая нормативно-правовая база позволяет в настоящее время гибко реагировать на потребности основного работодателя (Министерство здравоохранения и социального развития РФ) для обеспечения менеджмента качества медицинской помощи в условиях модернизации отечественного здравоохранения.
Обеспечение системности подготовки руководителей медицинских организаций и формирование резерва управленческих кадров здравоохранения включают разнонаправленное взаимодополняемое совершенствование подготовки специалистов: интеграцию – на додипломном уровне и диверсификацию – на последипломном уровне через координацию додипломного, послевузовского и дополнительного профессионального (управленческого и экономического) образования для нужд отрасли и в соответствии с действующими государственными требованиями.
Следует отметить, что в настоящее время имеется в наличии вся нормативно-правовая база для внесения изменений в:
а) отраслевую номенклатуру (классификатор) специальностей путем сопряжения с ОКСО и введения отдельных позиций специализации в специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а именно:
040120.01 общественное здоровье,
040120.02 управление здравоохранением,
040120.03 экономика здравоохранения,
040120.04 управление качеством медицинской помощи;
б) ОКСО 009-2003 – путем введения новой позиции подготовки в блоке направления «Здравоохранение» по специальности 060115.65 «Управление и экономика на предприятии здравоохранения» с присвоением квалификации «врач-менеджер» или «врач-экономист» по аналогии управленческого и экономического образования в технических вузах, где присваивается квалификация «инженер-экономист». Именно такие специалисты чаще всего являются перспективным резервом управленческого потенциала в различных отраслях, и здравоохранение не должно быть исключением.
Одним из условий обеспечения безопасности деятельности современной медицинской организации является подготовка и отбор управленческого персонала на основе компетентностного подхода, предусмотренного образовательными стандартами 3-го поколения.
При этом основной задачей станет включение выпускников управленческих и экономических факультетов, уже работающих в здравоохранении, в действующую систему обязательного постоянного повышения квалификации медицинских работников в категории «сотрудники учреждений здравоохранения».
С целью реализации всех вышеизложенных позиций стратегию развития УМО в области медицины необходимо согласовывать с направлениями модернизации отрасли и строить на основе принципа партнерства в рамках единой системы управления здравоохранением.
Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 18.09.1987 №650 было создано 39 учебно-методических объединений (УМО). Особо следует отметить, что к компетенции каждого УМО относится лишь 1-2 специальности (в области медицинского образования дело обстоит совсем иначе). Именно отрицательная структурная динамика медицинского УМО (единственная среди представленных в таблице 1) свидетельствует об излишнем консерватизме медицинского сообщества, не позволяющем адаптироваться к быстроменяющимся условиям функционирования отрасли и реализовать стратегию национальной безопасности в сфере здравоохранения.
Нам представляется весьма целесообразным создать специализированное УМО в области управления здравоохранением для координации государственных требований к последипломной подготовке не только по специальности 040120 «Организация здравоохранения и общественное здоровье (социальная гигиена и организация здравоохранения)», но и 040306 «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы», 040501 «Управление и экономика фармации», а также для гармонизации профессиональной додипломной подготовки специалистов по направлениям 060109.65 «Сестринское дело» и 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям) здравоохранения» и, возможно, реализовать ряд других аналогичных направлений экономического образования.
Дуальный путь профессиональной подготовки специалистов в области управления и экономики здравоохранения с общесистемной координацией обеспечит формирование не только корпуса квалифицированных руководителей ЛПУ, но и резерва управленческого потенциала отрасли.
Вхождение в болонский процесс и внедрение связанных с ним форм и технологий образовательного процесса в медико-университетском комплексе позволят сократить сроки обучения наряду с повышением качества профессиональной подготовки специалистов данного профиля, что в свою очередь должно обеспечить надлежащее качество медицинской помощи.
Скорость обучения специалистов
>
Скорость изменения среды
=
Функционирование и модернизация отрасли
Качество медицинской помощи
Процесс обучения управленческих кадров для здравоохранения должен по своим темпам опережать процессы модернизации отрасли.
Отношение к системе менеджмента качества самого руководителя ЛПУ, уровень его компетентности и лидирующая роль в создании команды единомышленников определяют, будет ли СМК разработана и внедрена в краткие сроки и действовать эффективно по обеспечению качества медицинской помощи, или эта работа будет растянута на долгие годы и не приведет к желаемому результату.
Литература
1. Брескина Т.Н., Зимина Э.В. Подготовка лидера – ключевое условие обеспечения качества деятельности медицинской организации //Стандарты и качество. – 2007, №6.
2. Зимина Э.В. Концептуальные основы системной подготовки управленческих кадров для здравоохранения. // Экономист лечебного учреждения. – 2007, №2.
3. Деминг У.Эдвард. Новая экономика / Пер. с англ. Т.Гуреш. – М.: Эксмо, 2006.
4. Горелова Л.Е. Роль реформы высшего медицинского образования в России в 40-60-х г. XIX в. в стандартизации подготовки медицинских кадров. // Научная организация образовательного процесса. 25 лет ЕМС – итоги и перспективы. – М.: ММА им. И.М.Сеченова, 2001.
5. Смирнов С. Болонский процесс: перспективы развития в России. // Высшее образование в России. – 2004, №1.
6. Стародубов В.И., Пивень Д.В. О роли организаторов здравоохранения в развитии регионального и муниципального компонента национального проекта «Здоровье». // Менеджер здравоохранения. – 2007, №2.
Рисунки и таблицы находятся в приложении