Top.Mail.Ru

Разработка механизма реализации норм Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 №15-ФЗ

 5538

Разработка механизма реализации норм Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 №15-ФЗ
Н.Ф. ГЕРАСИМЕНКО, академик РАН, д.м.н., профессор, завкафедрой основ законодательства в здравоохранении ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», О.Ю. АЛЕКСАНДРОВА, д.м.н., профессор кафедры основ законодательства в здравоохранении ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», aou18@mail.ru, А.М. БИКСОЛТ, аспирант кафедры основ законодательства в здравоохранении ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова»


В статье дан анализ нового Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 №15-ФЗ и необходимых мероприятий в целях реализации норм законодательства.

 

Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 №15-ФЗ (далее – Закон №15-ФЗ) определены меры, направленные на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака (ст. 11 «Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака»).

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;
2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;
3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;
4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;
5) установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака;
6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;
7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;
8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;
9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Мероприятия по реализации данных мер раскрыты в последующих статьях Закона №15-ФЗ (ст. 12 -- 20).

В целях создания полноценного механизма реализации данных мер, предусмотренных Законом №15-ФЗ, необходимо дополнительно разработать ряд экономических, санитарно-гигиенических, правовых, медико-организационных, информационно-образовательных, контрольно-надзорных мероприятий. Без данных мероприятий нормы закона не будут полноценно реализованы.

Мы провели анализ мер по ограничению табакокурения, закрепленных в статьях закона, в целях охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (в соответствии со ст. 11 -- 20 ФЗ от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака») и разработали предложения по мероприятиям, необходимым для создания механизма реализации требований закона (таблица).

Обобщая результаты анализа, представленного в таблице, можно выделить следующие мероприятия, которые необходимо разработать и провести в целях реализации мер по ограничению табакокурения в Российской Федерации.

Экономические мероприятия


- введение мер по увеличению акцизов на табачную продукцию в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
- разработка порядка установления и методики расчета максимальных розничных цен на табачную продукцию, утверждение вышеуказанного порядка и методики правительством Российской Федерации;
- финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости, через введение данной помощи в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Правовые мероприятия включают в себя введение в Кодекс административных правонарушений норм ответственности за:

- нарушение запрета на курение на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, определенных Законом №15-ФЗ;
- нарушение запрета реализации табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен;
- нарушение требований к составу табачных изделий, раскрытию состава табачных изделий, требований к упаковке и маркировке табачных изделий;
- нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе табака, табачных изделий и курительных принадлежностей;
- нарушение запрета на стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака в соответствии со ст. 16 Закона №15-ФЗ;
- нарушение запрета на спонсорство табака;
- нарушение запрета на демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления, во вновь создаваемых и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла;
- незаконный ввоз, торговлю табачными изделиями, оборудованием, на котором были произведены контрафактные, контрабандные табачные изделия;
- розничную торговлю табачной продукцией, осуществляемую за пределами магазинов и павильонов;
- розничную торговлю табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте;
- розничную торговлю сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничную торговлю сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями;
- запрет торговли табачной продукцией в местах, определенных ст. 19 Закона №15-ФЗ;
- запрет торговли насваем;
- продажу табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет;
- продажу табачных изделий лицами, не достигшими возраста 18 лет;
- вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Санитарно-гигиенические мероприятия


- установление в санитарном законодательстве Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий;
- установление в нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, требований к территории и оснащению специальных мест для курения табака на открытом воздухе, с соблюдением гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий;
- установление требований к составу табачных изделий, раскрытию состава, упаковке и маркировке табачных изделий в законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании;
- установление требований к обязательной маркировке пачек и упаковок табачных изделий в законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании.

Медико-организационные мероприятия


- разработка и утверждение Министерством здравоохранения Российской Федерации стандарта медицинской помощи больному с табачной зависимостью;
- разработка и утверждение Министерством здравоохранения Российской Федерации порядка оказания медицинской помощи больным с табачной зависимостью.
Информационно-образовательные мероприятия
- введение в образовательные программы вопросов просвещения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;
- определение требований к работодателю и разработка программ для просвещения работников на рабочих местах о вредном воздействии окружающего табачного дыма и вреде потребления табака;
- разработка и утверждение в нормативно-правовом акте Минздрава России информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака;
- разработка и финансовая поддержка информационных ресурсов, а также «горячих линий», предоставляющих информацию о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости;
- разработка и утверждение нормативно-правовым актом Минздрава России порядка создания и функционирования «горячих линий», способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости, а также по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
- определение требований к материалам, подготовленным органами государственной власти субъектов РФ для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта РФ.
- разработка и утверждение нормативно-правовым актом Минздрава России порядка согласования материалов, подготовленных органами государственной власти субъектов РФ, для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта РФ.

Контрольно-надзорные мероприятия

- определение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего анализ информации и порядок обмена информацией между контролирующими органами, в нормативно-правовом акте правительства Российской Федерации;
 - разработка, материальное оснащение и ведение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством Российской Федерации, информационной системы обеспечения отслеживания производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;
- создание структурного подразделения в Министерстве культуры Российской Федерации с наделением данного структурного подразделения полномочиями, закрепленными в нормативно-правовом акте, выдающего заключение о том, что демонстрация табачных изделий и процесса их потребления в аудиовизуальных произведениях является неотъемлемой частью художественного замысла.



Специалистам здравоохранения