Top.Mail.Ru

Работа «горячей линии» Росздравнадзора по вопросам назначения, выписки и предоставления обезболивающих препаратов

 9913

Работа «горячей линии» Росздравнадзора по вопросам назначения, выписки и предоставления обезболивающих препаратов

С.И. ТАУБКИНА, специалист 1 разряда отдела мониторинга, анализа и отчетности Управления контроля за реализацией государственных программ Росздравнадзора

Статья посвящена работе и значимости «горячей линии» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по вопросам назначения, выписки и предоставления обезболивающих препаратов и лекарственных средств. Приведены примеры и представлены результаты работы сотрудников «горячей линии» Росздравнадзора.

Тема доступности обезболивающих средств и психотропных веществ для пациентов и оказание паллиативной медицинской помощи приобрели в последнее время особую актуальность. Чаще всего с проблемами выписки обезболивающих (наркотических) препаратов сталкиваются онкологические больные. Такие больные нуждаются в адекватном обезболивании с целью предотвращения действия боли на физическое, психическое и моральное состояние пациента и как можно более долгого сохранения его социальной активности. В каждом конкретном случае должны определяться и при необходимости корректироваться оптимальные дозы препаратов и интервалы между их применением, обеспечивающие стабильное и непрерывное обезболивание.

Проблема обезболивания для онкологических больных на сегодняшний день стоит очень остро. С одной стороны, трудности ведения этих пациентов обусловлены сложностью оценки боли и недостаточной доступностью наркотических анальгетиков как при выписке, так и при их получении. С другой стороны, перед Министерством здравоохранения Российской Федерации стоит задача строго контроля обезболивающих (наркотических) препаратов, в связи с существующей проблемой наркомании в обществе.

В целях повышения доступности анальгезирующей терапии в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения по поручению министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой от 20.03.2015 №38 с 07.04.2015 открыта «горячая линия» для приема обращений граждан о нарушении порядка назначения и выписки обезболивающих препаратов. С 05.05.2015 на основании приказа Росздравнадзора от 05.05.2015 №2945 «Об организации работы «горячей линии» по обеспечению населения лекарственными средствами и наркотическими препаратами» для работы «горячей линии» организовано 5 компьютеризованных рабочих мест. Созданы «электронные ящики» для переписки с территориальными органами Росздравнадзора с целью оперативного решения вопросов, касающихся «горячей линии».

Работа «горячей линией» призвана способствовать решению таких важных задач как:

       - своевременное обеспечение населения лекарственными средствами, обезболивающими препаратами;

     - решения экстренных вопросов по предоставлению обезболивающих (наркотических) препаратов больным всех возрастных категорий;

       - контроль за соблюдением прав граждан при назначении, выписке и получении препаратов.

Позвонить на бесплатный круглосуточный номер телефона «горячей линии» (8-800-500-18-35) можно из всех регионов Российской Федерации. В течение рабочего дня обращения граждан принимаются специалистами Росздравнадзора, в нерабочее время гражданами оставляются сообщения на автоответчик с последующей регистрацией, рассмотрением и решением вопроса. Пациенты или их родственники, столкнувшиеся с проблемами получения обезболивающих препаратов могут написать обращение, заполнив соответствующую форму, размещенную на официальном сайте Росздравнадзора в разделе «Обратная связь».

Регистрация обращений граждан, поступивших на "горячую линию", касающихся экстренных вопросов по предоставлению обезболивающих (наркотических) препаратов, осуществляется в день поступления путем введения информации в автоматизированную базу данных. Все обращения направляются на рассмотрение в порядке, установленном для письменных обращений граждан, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращения «горячей линии», связанные с нарушениями порядка назначения и выписки обезболивающих препаратов, контролируются специалистами Росздравнадзора до момента разрешения вопроса и устранения нарушения.

В целях контроля за действиями территориальных органов Росздравнадзора и органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, где проживает заявитель, при решении экстренных ситуаций, связанных с отказом в предоставлении обезболивающих (наркотических) препаратов, операторами «горячей линии» осуществляется обратная связь -- еженедельно обзваниваются заявители, обращения которых были сняты с контроля, и уточняется результат о проведенной работе по их вопросу.

В процессе работы операторы «горячей линии» постоянно взаимодействуют с сотрудниками фондов помощи хосписам «Вера» и «Подари жизнь». Так, например, 14.04.2015 поступило сообщение представителя Фонда помощи хосписам «Вера» с информацией о несвоевременном обеспечении лекарственными средствами девочки из Дагестана. Вопрос был оперативно решен во взаимодействии с Департаментом здравоохранения города Москвы. Лекарственная помощь была оказана. Мать девочки на основании предъявленного рецепта получила 20 ампул наркотического анальгетика. Вопрос дальнейшего оказания медицинской помощи ребенку взят Росздравнадзором на контроль.

Другой пример помощи в обеспечении необходимыми препаратами связан с фондом «Подари жизнь». 02.07.2015 поступил звонок на «горячую линию» от представителя фонда с сообщением о необходимости предоставления медицинской помощи мальчику из Саратовской области с тяжелым заболеванием. Сотрудники «горячей линии» постарались оперативно решить данный вопрос вместе с Территориальным органом Росздравнадзора по Саратовской области. В этот же день мальчика осмотрел врач и был выписан рецепт на необходимые препараты.

Несколько поступивших на «горячую линию» обращений касалось нарушения прав детей на получение противосудорожных препаратов (Саратовская область, Ставропольский край, Московская область). В результате действий сотрудников «горячей линии» все дети были обеспечены терапией незамедлительно.

Пациенты, нуждающиеся в получении обезболивающих (наркотических) и лекарственных препаратов и испытывающие проблемы с приобретением лекарственных средств, прикрепляются к близлежащим аптечным организациям.

Отлаженное взаимодействие пациентов, их родственников, государственных медицинских учреждений и служб в сфере охраны здоровья граждан в субъектах Российской Федерации способствует улучшению качества жизни тяжело больных людей. Работа «горячей линии» позволяет контролировать не только назначение, выписку и получение обезболивающих препаратов и лекарственных средств, но и работу медицинских организаций и медперсонала на всей территории России по данному направлению. Результаты работы «горячей линии» анализируются еженедельно.

Помимо основных и экстренных вопросов, на «горячую линию поступает большое количество обращений, касающихся других тем, относящихся к Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, которые в дальнейшем передаются специалистам, компетентным в данных вопросах.

В период с 07.04.2015 (дата создания «горячей линии») по 16.07.2015 на «горячую линию» поступило 1 083 обращений, из которых по вопросам выписки наркотических и психотропных препаратов -- 615 обращений (56,8% от общего числа). Максимальное количество всех обращений поступило из г. Москвы (51), Московской области (39), Краснодарского края (45), Челябинской области (23), Ростовской области (19), Алтайского края (15), Астраханской области (15), при этом 43,2% поступивших обращений не касались тематики «горячей линии». С момента создания «горячей линии» ее операторами обработано более 1000 обращений, из них 593 обращения -- в экстренном режиме.

Помимо единого номера, созданного в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, министром здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой дано поручение органам государственной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации об определении порядка, в соответствии с которым граждане, проживающие на территории региона, могут круглосуточно обращаться в случае возникновения проблем с доступностью обезболивающей терапии, по месту проживания. В каждом регионе механизм работы установлен самостоятельно.

Благодаря существованию «горячей линии» пациенты и их родственники могут пожаловаться на нарушения своих прав в сфере обеспечения обезболивающими (наркотическими) лекарственными препаратами и добиться выполнения всех условий для продуктивного лечения. Например, нередко возникают случаи, когда пациент находится на территории, где он не прикреплен к медицинскому учреждению, и тогда возникают проблемы в получении лекарственных препаратов. В таких ситуациях создание «горячей линии» помогает скоординировать работу медицинских служб для предоставления помощи людям, оказавшимся в подобной ситуации.

По данным «горячей линии», в регионах Российской Федерации в настоящее время имеется достаточный ассортимент основных препаратов для обезболивания тяжело больных людей, есть нормативная база, регулирующая их применение, созданы образовательные курсы при кафедрах онкологии медицинских вузов, где врачи общей практики могут получить знания по этой теме, издаются журналы, освещающие эту тематику. Продолжает развиваться сеть подразделений паллиативной помощи пациентам. Это огромный прорыв по сравнению с 1990-1995 гг., когда даже в Москве адекватное обезболивание (промедол и морфин в виде инъекций) получали только 5% от всех пациентов с тяжелым болевым синдромом. Росздравнадзор уверен, что создание «горячей линии» по вопросам назначения, выписки и предоставления сильнодействующих обезболивающих препаратов и наркотических средств благотворно повлияет на качество жизни данных категорий пациентов.




Специалистам здравоохранения