
Л.Н.ШАЙХУТДИНОВА, заместитель руководителя Управления Росздравнадзора по Республике Татарстан, к.м.н.;
И.В.МИНДУБАЕВ, ведущий специалист Управления Росздравнадзора по Республике Татарстан, к.м.н.; info@reg16.roszdravnadzor.ru
Статистика аварий на российских дорогах хорошо известна – количество погибших в год можно сравнить с населением небольшого города. Виновниками почти половины дорожно-транспортных происшествий (ДТП) являются водители. Каждая десятая авария связана с управлением транспортным средством в состоянии опьянения. Такой уровень аварийности признан Правительством РФ критическим.
В связи со сложившейся ситуацией министр Внутренних дел Российской Федерации Р.Г.Нургалиев обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (письмо №1/6100от 01.08.2007) по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения. В обращении говорится об усилении внимания к состоянию дорожной дисциплины, необходимости ужесточения мер в отношении водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения.
В то же время из-за отсутствия в достаточном количестве наркологических пунктов сотрудники Госавтоинспекции вынуждены доставлять водителей для медицинского освидетельствования на расстояние до 100 км, что отвлекает наряды дорожно-патрульной службы от непосредственного контроля за дорожным движением. Несмотря на очевидную необходимость, в стране эксплуатируется всего 34 передвижных наркологических пункта.
Озабоченность вызывает тот факт, что в большинстве наркологических пунктов отсутствует оборудование для проведения медицинского освидетельствования. Имеют место факты проведения медицинского освидетельствования работниками, не прошедшими в установленном порядке соответствующую подготовку, а также допускается нарушение Инструкции по проведению медицинского освидетельствования. По этой причине судьями прекращаются дела об административных правонарушениях в отношении лиц, управляющих транспортными средствами (ТС) в состоянии алкогольного опьянения.
В связи с вышеизложенным и по поручению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития территориальным управлением по Республике Татарстан изучена ситуация по организации работы по данному направлению в медицинских учреждениях республики, разработана методика контроля за проведением медицинского освидетельствования на состояние опьянения, утвержден акт проверки, составлен план контрольно-надзорных мероприятий, начата работа по реализации утвержденного плана.
Перечень основных нормативных документов, используемых при проведении контрольно-надзорных мероприятий за медицинским освидетельствованием на состояние опьянения
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. №475 «Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 октября 1998 г. №289 «Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 07 сентября 2004 г. №115 «О внесении дополнения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. №308».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 10 января 2006 г. №1 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. №308».
- Приказ Минздравсоцразвития России 27 января 2006 г. №40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ».
- Письмо Минздравсоцразвития России от 20 декабря 2006 г. №6840-ВС «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения водителей транспортных средств».
Методические указания, утвержденные заместителем министра здравоохранения СССР А.М.Москвичевым от 1 сентября 1988 г. №06-14/33-14 «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» (с изм., внесенными приказом Минздрава РФ от 12 августа 2003 г. №399). - Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. №306 «О совершенствовании порядка медицинского (наркологического) освидетельствования на состояние опьянения медицинскими учреждениями Республики Татарстан».
- Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 14 марта 2007 г. №106 «О химико-токсикологических исследованиях».
- Письмо Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 6 февраля 2004 г. №09-251 «О недостатках в проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения».
Приказ Минздравсоцразвития России от 14 июля 2009 г. №512н «О внесении изменений в инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы №307/У-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 14 июля 2003 г. №308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».
Проект Акта о проведении проверки по организации наркологической экспертизы медицинским учреждением
г. с «____»____ 200__г. ____ч. ____ мин.
по «____»___ 200__г. ____ч. ____ мин.
Комиссией Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в составе:
______________________________________________________________________действующей на основании приказа Росздравнадзора от «____»_________ 200__г.
№ ______________ осуществлена проверка организации наркологической экспертизы:
(полное название ЛПУ)
юридический адрес:
контактный телефон:
по адресам мест осуществления деятельности:
При проверке со стороны
присутствовали:
В результате проверки установлено:
1. Наличие лицензии на медицинскую деятельность. Доступность информации для пациентов
2. Наличие лицензии по видам работ и услуг «психиатрия-наркология» (Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 №30 «О лицензировании медицинской деятельности). Соблюдение порядка проведения наркологической экспертизы.
3. Наличие бланков актов о медицинском освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения (учетная форма №307/у) и журнала регистрации №304/у. Соблюдение условий хранения (не менее 3-х лет), ведения, правильности их заполнения.
4. Соблюдение правил оформления медицинской документации
5. Наличие подготовленных специалистов по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (Подготовка не менее 36 часов на базе республиканского наркологического диспансера согласно Постановлению РФ от 26 июня 2008 г. №475).
6. Соблюдение инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»
7. Наличие, учет, обеспечение хранения протоколов о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, составленного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения.
8. Возможность проведения лабораторных исследований лечебно-профилактическим учреждением. Соблюдение условий хранения и транспортировки биологических сред, при невозможности проведения лабораторных исследований наличие договора на проведение исследований биологических сред
9. Наличие и использование для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя в биологических объектах технических средств, поверенных в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений, и поверка которых в процессе эксплуатации осуществляется в установленном порядке.
10. Лица, ответственные за соблюдение правил проведения наркологической экспертизы (№ приказа, ответственное лицо).
Выводы:
Предписания
Подписи сторон
Комментарии к акту проверки
Основные термины и понятия
Опьянение — состояние, вызванное употреблением некоторых веществ (алкоголь, наркотические средства, психотропные препараты и др.), проявляющееся в виде временного изменения физиологических реакций и психических функций.
Для большинства здоровых людей нормальное содержание спирта (этанола) в крови (естественный фон) составляет 0,02-0,05 промилле, а концентрация 5-6 промилле является смертельной.
Направление водителя на медицинское освидетельствование
В соответствии с КоАП (ст. 27.12) при наличии у инспектора достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, последний отстраняется от управления и направляется на медицинское освидетельствование. Критериями для подобных «оснований» являются:
- запах алкоголя изо рта;
- неустойчивость позы;
- нарушение речи;
- выраженное дрожание пальцев рук;
- резкое изменение окраски кожных покровов лица;
- поведение, не соответствующее обстановке.
Об отстранении водителя от управления ТС, а также о направлении его на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляются протоколы, копии которых вручаются нарушителю. В этих протоколах указываются дата, время, место, основания отстранения и направления на освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о водителе (копия протокола остается в лечебном учреждении).
Правила проведения медицинского освидетельствования
Медицинское освидетельствование — комплекс мероприятий, состоящий из выявления клинических признаков опьянения и следов опьяняющих веществ в организме. По его результатам делается заключение о наличии или отсутствии опьянения: либо опьянение есть, либо его нет.
Освидетельствование проводится врачом в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг по специальности «психиатрия-наркология» или «медицинское наркологическое освидетельствование» или в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах, имеющих регистрационное удостоверение Минздрава России. В сельской местности при отсутствии врача его может заменить фельдшер, прошедший специальную подготовку, подтвержденную соответствующим документом. Продолжительность подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами, должна быть не менее 36 часов.
Клинические признаки опьянения выявляют, оценивая:
- напряженность, замкнутость, раздраженность, возбуждение, агрессию, эйфорию, болтливость, суетливость, неустойчивость настроения, сонливость, заторможенность, жалобы на собственное состояние;
- способность ориентироваться в месте, времени, ситуации и собственной личности;
- связность изложения, нарушение артикуляции, смазанность речи, результаты пробы со счетом (например, способность обследуемого сосчитать от одного до десяти и наоборот);
- изменение состояния сосудов кожных покровов, потливость, слюнотечение;
- учащенное или замедленное дыхание, частоту пульса, артериальное давление, сужение или расширение зрачков, их подергивание при взгляде в стороны;
- вялость или излишнюю оживленность мимики, шатание, разбрасывание ног при ходьбе, пошатывание при быстрых поворотах, неустойчивость в позе Ромберга (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед, глаза закрыты), способность выполнять точные движения (например, с закрытыми глазами дотронуться указательным пальцем до кончика носа), дрожание век, языка, пальцев рук;
- повреждения кожных покровов (ранения, ушибы, следы от инъекций).
Наличие у обследуемого хронических нервно-психических заболеваний, поражения центральной нервной системы, физического истощения, перенесенных травм должно быть учтено и не принято по ошибке за признаки опьянения.
Выявление следов опьяняющих веществ в организме осуществляют по:
- запаху алкоголя или другого вещества изо рта;
- наличию паров алкоголя в выдыхаемом воздухе;
- результатам лабораторного исследования мочи или слюны, крови и т. д.;
- устным утверждениям обследуемого или очевидцев о принятии спиртного и т.д., документам, например, справке о произведенной инъекции лекарственного препарата.
Определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе. Первичное исследование осуществляется с применением двух различных специальных средств контроля. В любом сочетании. Например, тест-система и прибор или два разных прибора. Повторное исследование проводится спустя 20 минут — одним из средств контроля, примененных при первичном исследовании.
Результаты проверки медицинских учреждений республики показали, что освидетельствование водителей ТС осуществляется только на базе стационарных медицинских учреждений: в республике отсутствуют передвижные пункты для проведения данного вида экспертиз. Обслуживание осуществляется либо по территориальному признаку, либо с учетом близлежащего расположения медицинского учреждения. Наркологическую экспертизу в республике осуществляют как филиалы и подразделения специализированных медицинских учреждений (наркологических и психиатрических диспансеров), так и центральные районные больницы. Участковые больницы, врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты лицензии на осуществление данного вида деятельности не имеют.
По результатам проверок Управлением Росздравнадзора по Республике Татарстан установлено, что в подразделениях специализированных республиканских диспансеров процедура медицинского освидетельствования осуществляется в полном объеме с соблюдением всех требований (ГУЗ Республиканская клиническая психиатрическая больница им. академика В.М. Бехтерева МЗ РТ, г. Альметьевск, филиал Республиканского наркологического диспансера МЗ РТ «Набережночелнинский наркодиспансер», г. Набережные Челны).
По итогам проведенных контрольно-надзорных мероприятий муниципальных учреждений здравоохранения выявлены следующие нарушения. В МБУЗ «Заинская ЦРБ», осуществляющей освидетельствование на состояние опьянения, был выявлен факт отсутствия лицензии по специальности «психиатрия-наркология». В МБУЗ «Нурлатская ЦРБ» установлено наличие семи специалистов, осуществляющих медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, но не имеющих достаточной профессиональной подготовки. В ночное время медицинское освидетельствование проводилось врачами инфекционного отделения, также не имеющими подготовки по вопросам медицинского освидетельствования. В МБУЗ «Апастовская ЦРБ» медицинская документация велась с нарушениями, не в полном объеме соблюдалась
Инструкция по проведению медицинского освидетельствования.
Анализируя первые результаты проверок организации медицинского освидетельствования на состояние опьянения, Управление Росздравнадзора считает, что в республике имеются резервы для совершенствования механизма и процедуры данного вида экспертиз.