
А.В. СОЛОНИНИНА, д.ф.н., проф., проректор ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздравсоцразвития России, заведующая кафедрой управления и экономики фармации ФДПО и ФЗО, soloninina@mail.ru
В статье обоснована необходимость профессиональной/специальной подготовки специалистов организаций здравоохранения в сфере оборота контролируемых групп лекарственных средств с целью повышения и контроля уровня их теоретических знаний и профессиональных умений. Рассмотрены вопросы организации обучения деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ.
Porseva N.Y, Soloninina A.V. Training and supervision of professional knowledge of experts, working in the field of trafficking in controlled groups of drugs In this paper the necessity of professional / special training of health care organizations in the field of trafficking in controlled groups of drugs to improve and control their level of theoretical knowledge and professional skills. The problems of training activities related to trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, strong and poisonous substances.
Key words: training, narcotic drugs, psychotropic substances, precursors, potent substance, toxic substance.
Контролируемые лекарственные средства (ЛС) – это средства, которые предназначены для терапевтического использования, но их немедицинское использование ведет к злоупотреблению этими средствами. Контролируемые ЛС способны причинить вред здоровью человека, потому что могут вызывать симптомы привыкания или оказывать токсическое действие на организм при их бесконтрольном применении, что на сегодняшний день является одной из актуальных проблем современного общества и представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства.
Согласно требованиям международных конвенций к контролируемым ЛС относятся наркотические средства (НС), психотропные вещества (ПВ) и их прекурсоры. Эти конвенции приняты для регламентации обращения контролируемых групп ЛС с целью предотвращения злоупотребления, развития зависимости, вреда и их незаконного оборота на основе признания необходимости доступа к этим ЛС для использования в медицинских целях [1, 2, 3].
В РФ к группам контролируемых ЛС отнесены НС, ПВ и их прекурсоры, а также сильнодействующие и ядовитые вещества. Государственная политика в сфере обращения НС, ПВ и их прекурсоров направлена на установление строгого контроля и противодействия их незаконному обороту.
Одним из направлений государственного регулирования отношений в сфере обращения НС, ПВ и их прекурсоров является специальная подготовка работников фармацевтических и медицинских организаций, связанных с их оборотом [4, 5].
Деятельность в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров подлежит лицензированию, и осуществлять ее может юридическое лицо, руководитель которого или руководитель соответствующего подразделения юридического лица при осуществлении оборота НС и ПВ и прекурсоров должен иметь соответствующую профессиональную подготовку.
Кроме того, одним из лицензионных требований является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих среднее профессиональное образование, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере деятельности, связанной с оборотом НС, ПВ и их прекурсоров, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы. Предусмотрена также обязанность повышения квалификации специалистов с фармацевтическим и медицинским образованием, осуществляющих деятельность по обороту НС и ПВ и их прекурсоров не реже одного раза в 5 лет [5].
Порядок допуска к работе с НС, ПВ и их прекурсорами предусматривает ознакомление медицинских и фармацевтических работников с законодательством РФ, регламентирующим оборот НС, ПВ и их прекурсоров, что включает изучение действующих законов и иных нормативных правовых актов и требует высокого уровня профессиональных знаний [7].
Между тем действующими нормативными правовыми актами не определена программа обязательного обучения лиц, осуществляющих деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров, не регламентированы порядок и продолжительность профессиональной/специальной подготовки, формы подтверждающих документов.
Кроме НС, ПВ и их прекурсоров, к группам контролируемых ЛС в РФ отнесены сильнодействующие и ядовитые вещества. При этом следует иметь в виду, что в международных конвенциях не используется понятие «сильнодействующие вещества». В настоящее время в РФ утверждены списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей ст. 234 и других статей Уголовного кодекса РФ [6], в которые также включены некоторые психотропные вещества из Международной конвенции о психотропных веществах от 21.02.1971 [2].
С целью приведения национального законодательства в соответствие с требованиями международных конвенций в плане мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. намечена необходимость совершенствования регулирования оборота в России сильнодействующих и ядовитых веществ, включая определение критериев отнесения веществ к ядовитым и исключение в соответствии с международной практикой из правового оборота понятия «сильнодействующие вещества», а также проработки вопроса об отнесении сильнодействующих веществ к ПВ, находящимся под международным контролем [8, 9].
Сильнодействующие вещества способны оказывать опасное для здоровья и жизни действие в случае приема их в значительных дозах или при наличии медицинских противопоказаний. Сильнодействующие вещества могут вызывать состояние зависимости, оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции либо мышления, поведения, восприятия и т.д. Ядовитые вещества способны оказывать токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека, даже при употреблении малых доз они могут вызвать тяжелое отравление или причинить смерть.
В этой связи профессиональная квалификация медицинских работников в сфере оборота сильнодействующих и ядовитых веществ должна находиться под контролем государства и являться одним из объектов государственного регулирования отношений в сфере обращения ЛС. Однако действующими нормативными правовыми актами не регламентирована обязательность обучения и контроля профессиональной квалификации работников медицинских организаций порядку работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами.
По нашему мнению, необходим также более строгий контроль за оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ, находящихся под международным контролем, т.к. нарушения правил приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки сильнодействующих или ядовитых веществ работниками фармацевтических и медицинских организаций могут представлять угрозу здоровью населения.
В Пермской государственной фармацевтической академии организовано обучение специалистов здравоохранения деятельности, связанной с оборотом контролируемых групп ЛС (НС, ПВ, прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ) по разработанной в академии программе профессиональной/специальной подготовки, утвержденной ученым советом академии. Программа включает 7 блоков, 8 разделов, 18 тем. Продолжительность обучения составляет 72 часа по очной либо очно-заочной форме с использованием дистанционных технологий.
Целью обучения на цикле профессиональной/специальной подготовки является формирование профессиональной компетентности работников фармацевтических и медицинских организаций по вопросам государственного регулирования и организации деятельности, связанной с оборотом контролируемых ЛС, включающим:
- меры государственного контроля;
- организацию работы по соблюдению лицензионных требований;
- современные подходы к медицинскому использованию;
- проблемы, связанные с фактами злоупотреблений;
- ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан за правонарушения в сфере оборота и др.
Обучение медицинских работников по очной форме проводится, как правило, на базе медицинских организаций, а фармацевтических – на базе академии. При этом применяются различные формы: лекции, семинары, имитация практических ситуаций, связанных с определением потребности, получением, хранением, использованием, учетом и отчетностью, списанием, уничтожением непригодных ЛС, допуском сотрудников к деятельности, обеспечением лицензионных требований, документооборотом и другими вопросами, связанными с обращением контролируемых ЛС с учетом специфики деятельности конкретных медицинских/фармацевтических организаций.
Активизация полученных знаний, умений и навыков происходит за счет самостоятельной работы обучающихся, что способствует более эффективному овладению материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, развивает творческую активность и инициативу, способствует росту мотивации обучения.
Самостоятельная работа осуществляется слушателями по разделам и темам учебной программы дисциплины, по которым не предусмотрены лекции и занятия, либо требуется от слушателей дополнительно проработать и проанализировать материал. С целью самоконтроля слушателям предоставляются обучающие тестовые задания с ответами.
В настоящее время развитие компьютерных технологий и технической базы может обеспечить любую методику обучения и контроля, что дает возможность облегчить доступ к информации, увеличить число обучаемых и повысить мотивацию обучения. Вызывает интерес использование в обучении дистанционных технологий, дополняющих и развивающих уже сложившуюся методологию обучения.
В связи с этим для работников фармацевтических и медицинских организаций становится особенно актуальной очно-заочная форма обучения с использованием дистанционных технологий и особая роль в этом принадлежит внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий.
Для проведения обучения на цикле специальной подготовки с использованием дистанционных технологий на кафедре управления и экономики фармации ФДПО и ФЗО разработан комплекс учебно-методических документов, в числе которых учебно-методический информационный комплекс (УМИК), включающий: учебную программу, учебно-тематический план, тематические планы лекций, информационно-методические материалы для самоподготовки, контрольные задания в виде тестов и ситуационных задач.
Информационно-методические материалы для самоподготовки сформированы с гиперссылками на действующие нормативные правовые акты, что позволяет слушателям проработать учебный материал и ознакомиться с законами и иными нормативными правыми актами в сфере оборота контролируемых групп ЛС. Некоторые информационно-методические материалы разработаны в формате электронных учебных пособий и зарегистрированы в установленном порядке как электронный ресурс (например, на учебно-методическое пособие «Организационные аспекты регулирования легального оборота наркотических средств и психотропных веществ» получено свидетельство о регистрации электронного ресурса №176966 от 22.12.2011).
Для контроля уровня усвоения учебного материала предусмотрено выполнение контрольных работ и эссе. С этой целью разработаны 5 вариантов контрольных работ для работников фармацевтических и медицинских организаций, занимающих разные должности, и предложен перечень тем для написания эссе.
Обучение специалистов завершается итоговой аттестацией, которая осуществляется путем проведения экзамена в форме тестовых заданий и собеседования. При успешном завершении обучения и положительной оценке результатов экзамена слушателям выдается удостоверение о прохождении обучения на цикле специальной подготовки.
Таким образом, организация обучения работников фармацевтических и медицинских организаций на цикле специальной подготовки позволит повысить уровень их теоретических знаний и профессиональных умений в сфере оборота контролируемых групп ЛС.
Литература
1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. от 30.03.1961.
2. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. от 21.02.1971.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1988.
4. Федеральный закон от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 №964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей ст. 234 и других статей Уголовного кодекса РФ, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей ст. 234 Уголовного кодекса РФ».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 №892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ».
8. План мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г: http://www.stratgap.ru/pages/strategy/.
9. Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 №690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.».