
Н.В. РУБЦОВА, А.Н. ШАРОНОВ, Н.В. ШАТСКАЯ, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Управление организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению
В статье представлена информация о нормативно-правовых основах работы Росздравнадзора по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, а также приведены данные, свидетельствующие об уровне профессиональной подготовки лиц, обратившихся в Росздравнадзор за предоставлением данной государственной услуги. С 2005 по 2013 г. за получением сертификата в Росздравнадзор обратилось более 18 тыс. человек. Динамика последних трех лет свидетельствует о ежегодном росте числа обращений.
Предоставление Росздравнадзором государственной услуги по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах
В соответствии с полномочиями, определенными п. 5.4(1)4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323, и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.1995 №119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2000 №284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» и приказа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 24.05.2006 №1200-Пр/06 «Об организации процедуры допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» Росздравнадзором проводится работа по приему и рассмотрению заявлений от лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, претендующих на право занятия медицинской или фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2000 №284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» к сдаче специальных экзаменов допускаются лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, при условии, что федеральным органом управления образованием осуществлено признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Вместе с тем в настоящее время между Российской Федерацией и рядом иностранных государств существуют международные соглашения о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и званиях. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 №1694-р утвержден перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и/или о квалификации, признаваемые в Российской Федерации. Упомянутый перечень включает в себя 200 образовательных учреждений из 23 стран мира.
Анализ поступивших в Росздравнадзор в 2013 г. заявлений по государству получения базового медицинского или фармацевтического образования свидетельствует, что по-прежнему подавляющее большинство заявителей получали образование в государствах -- членах Содружества Независимых Государств:
Украина – 776 заявлений (20,8%);
Казахстан – 651 заявление (17,5%);
Узбекистан – 576 заявлений (15,5%);
Киргизия – 431 заявление (11,6%);
Таджикистан – 338 заявлений (9,1%);
Армения – 338 заявлений (9,1%);
Молдова – 309 заявлений (8,3%);
Белоруссия – 119 заявлений (3,2%);
Азербайджан – 97 заявлений (2,6%);
Туркмения – 46 заявлений (1,2%).
В течение последних лет прослеживается тенденция к увеличению количества заявлений от граждан, получивших образование в других иностранных государствах. Так, в 2013 г. в Росздравнадзор поступили заявления от лиц, получивших базовое образование в образовательных учреждениях Грузии – 10 заявлений, Китайской Народной Республики – 6 заявлений, Сирии, Соединенных Штатов Америки и Франции – по 4 заявления, Южной Осетии – 3 заявления, Литвы – 2 заявления, Абхазии, Румынии, Федеративной Республики Германии, Швейцарии и Эстонии – по 1 заявлению, что в сумме составило 1,1% от общего количества поступивших в Росздравнадзор заявлений.
Динамика количества заявлений, поступивших в Росздравнадзор в период с 2011 по 2013 г., отражена на рисунке 1.
По результатам экспертизы поступивших документов 56,7% заявителей были направлены на сдачу специального экзамена, 25,2% заявителей получили разъяснения по вопросам, касающимся профессиональной деятельности на территории Российской Федерации, 15,1% заявителей было отказано в допуске к медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации и выдаче сертификата специалиста, 3% заявителей допущены к профессиональной деятельности без сдачи специального экзамена (рис. 2). Приведенные цифры незначительно отличаются от структуры принятых Росздравнадзором решений в предыдущие годы.
Анализ причин отказов в допуске к профессиональной деятельности на территории Российской Федерации свидетельствует, что основными причинами отказов по-прежнему являются:
• неудовлетворительная сдача специального экзамена -- 56,4% от общего количества отказов;
• несоответствие заявленного уровня подготовки квалификационным требованиям, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации -- 27,6% от общего количества отказов;
• отсутствие сведений о признании документа иностранного государства об уровне образования и/или квалификации на территории Российской Федерации -- 12,3% от общего количества отказов;
• признание Рособрнадзором документа об образовании в качестве академической справки о периоде обучения или документа об общем (полном) образовании -- 3,7% от общего количества отказов.
В настоящее время в Перечень образовательных учреждений, в которых создаются постоянно действующие комиссии для проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации (приложение к приказу Росздравнадзора от 26.02.2007 №411-Пр/07), включено 44 образовательных учреждения, на базе которых создано 56 постоянно действующих комиссий, из них 28 комиссий для лиц с высшим медицинским или фармацевтическим образованием и 28 комиссий для лиц со средним медицинским или фармацевтическим образованием. Данные образовательные учреждения расположены в 31 субъекте Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2000 №284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» 31 территориальный орган Росздравнадзора принимает участие в заседаниях постоянно действующих комиссий образовательных учреждений по приему экзамена по специальности у данной категории лиц.
Территориальные органы Росздравнадзора привлекаются к этой работе с целью оказания методической помощи, недопущения злоупотреблений при проведении специальных экзаменов, а также контроля за их проведением.
В 2013 г. проведено 912 заседаний постоянно действующих комиссий образовательных учреждений по приему специальных экзаменов, что в 1,2 раза превышает количество заседаний, проведенных в 2012 г. (753) и в 1,8 раз -- проведенных в 2011 г. (508).
Количество выданных сертификатов в общем объеме обращений в период 2011--2013 гг. показано на рисунке 3.
Наибольший объем работы по участию в заседаниях комиссий по приему экзамена по специальности и выдаче сертификатов специалиста в 2013 г. проведен следующими территориальными органами Росздравнадзора (рис. 4):
по городу Москве и Московской области;
по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
по Тюменской области;
по Калининградской области;
по Краснодарскому краю;
по Новосибирской области.
На официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет (www.roszdravnadzor.ru) проводится постоянная работа по улучшению информированности граждан по вопросу допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, путем регулярной актуализации размещенной информации.
В целях осуществления контроля за предоставлением государственной услуги по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, с 2008 г. функционирует раздел автоматизированной информационной системы Росздравнадзора «Иностранные дипломы», обеспечивающий ведение реестра специалистов, получивших подготовку в иностранных государствах, и позволяющий осуществлять мониторинг прохождения процедуры допуска в режиме реального времени. Актуализация данных, вносимых в реестр, проводится регулярно как при первичном и повторном рассмотрении поступивших заявлений, так и при получении дополнительной информации из образовательных учреждений, представляющих копии протоколов сдачи специального экзамена. Все территориальные органы Росздравнадзора и образовательные учреждения, допущенные к приему специальных экзаменов, имеют постоянный доступ к данному реестру с возможностью одностороннего внесения сведений о проделанной работе.
Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 2011 г. Росздравнадзором осуществляется межведомственное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).
Выводы
С момента возложения на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения полномочий по оказанию государственной услуги по выдаче сертификатов специалиста лицам, получившим медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах, на регулярной основе проводится работа по:
• совершенствованию процедуры приема специальных экзаменов;
• улучшению организации выдачи, учета и хранения территориальными органами Росздравнадзора сертификатов специалиста по допуску к профессиональной деятельности на территории Российской Федерации;
• усилению контроля за осуществлением территориальными органами Росздравнадзора и образовательными учреждениями функций по приему специальных экзаменов и выдаче сертификатов указанной категории лиц;
• модернизации раздела «Иностранные дипломы» автоматизированной информационной системы Росздравнадзора;
• улучшению информированности граждан по вопросу допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах;
• совершенствованию межведомственного взаимодействия, в т. ч. в электронном виде.
Таким образом, проводимая Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения работа позволяет исключить возможность получения права на медицинскую и фармацевтическую деятельность в Российской Федерации лицам, обладающим уровнем образования, не соответствующим установленным Минздравом России квалификационным требованиям, а также необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками. Надлежащее исполнение данной государственной функции вносит определенный вклад в обеспечение качества оказания медицинской помощи населению Российской Федерации.
В статье представлена информация о нормативно-правовых основах работы Росздравнадзора по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, а также приведены данные, свидетельствующие об уровне профессиональной подготовки лиц, обратившихся в Росздравнадзор за предоставлением данной государственной услуги. С 2005 по 2013 г. за получением сертификата в Росздравнадзор обратилось более 18 тыс. человек. Динамика последних трех лет свидетельствует о ежегодном росте числа обращений.
Предоставление Росздравнадзором государственной услуги по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах
В соответствии с полномочиями, определенными п. 5.4(1)4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323, и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.1995 №119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2000 №284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» и приказа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 24.05.2006 №1200-Пр/06 «Об организации процедуры допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» Росздравнадзором проводится работа по приему и рассмотрению заявлений от лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, претендующих на право занятия медицинской или фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2000 №284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» к сдаче специальных экзаменов допускаются лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, при условии, что федеральным органом управления образованием осуществлено признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Вместе с тем в настоящее время между Российской Федерацией и рядом иностранных государств существуют международные соглашения о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и званиях. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 №1694-р утвержден перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и/или о квалификации, признаваемые в Российской Федерации. Упомянутый перечень включает в себя 200 образовательных учреждений из 23 стран мира.
Анализ поступивших в Росздравнадзор в 2013 г. заявлений по государству получения базового медицинского или фармацевтического образования свидетельствует, что по-прежнему подавляющее большинство заявителей получали образование в государствах -- членах Содружества Независимых Государств:
Украина – 776 заявлений (20,8%);
Казахстан – 651 заявление (17,5%);
Узбекистан – 576 заявлений (15,5%);
Киргизия – 431 заявление (11,6%);
Таджикистан – 338 заявлений (9,1%);
Армения – 338 заявлений (9,1%);
Молдова – 309 заявлений (8,3%);
Белоруссия – 119 заявлений (3,2%);
Азербайджан – 97 заявлений (2,6%);
Туркмения – 46 заявлений (1,2%).
В течение последних лет прослеживается тенденция к увеличению количества заявлений от граждан, получивших образование в других иностранных государствах. Так, в 2013 г. в Росздравнадзор поступили заявления от лиц, получивших базовое образование в образовательных учреждениях Грузии – 10 заявлений, Китайской Народной Республики – 6 заявлений, Сирии, Соединенных Штатов Америки и Франции – по 4 заявления, Южной Осетии – 3 заявления, Литвы – 2 заявления, Абхазии, Румынии, Федеративной Республики Германии, Швейцарии и Эстонии – по 1 заявлению, что в сумме составило 1,1% от общего количества поступивших в Росздравнадзор заявлений.
Динамика количества заявлений, поступивших в Росздравнадзор в период с 2011 по 2013 г., отражена на рисунке 1.
По результатам экспертизы поступивших документов 56,7% заявителей были направлены на сдачу специального экзамена, 25,2% заявителей получили разъяснения по вопросам, касающимся профессиональной деятельности на территории Российской Федерации, 15,1% заявителей было отказано в допуске к медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации и выдаче сертификата специалиста, 3% заявителей допущены к профессиональной деятельности без сдачи специального экзамена (рис. 2). Приведенные цифры незначительно отличаются от структуры принятых Росздравнадзором решений в предыдущие годы.
Анализ причин отказов в допуске к профессиональной деятельности на территории Российской Федерации свидетельствует, что основными причинами отказов по-прежнему являются:
• неудовлетворительная сдача специального экзамена -- 56,4% от общего количества отказов;
• несоответствие заявленного уровня подготовки квалификационным требованиям, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации -- 27,6% от общего количества отказов;
• отсутствие сведений о признании документа иностранного государства об уровне образования и/или квалификации на территории Российской Федерации -- 12,3% от общего количества отказов;
• признание Рособрнадзором документа об образовании в качестве академической справки о периоде обучения или документа об общем (полном) образовании -- 3,7% от общего количества отказов.
В настоящее время в Перечень образовательных учреждений, в которых создаются постоянно действующие комиссии для проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации (приложение к приказу Росздравнадзора от 26.02.2007 №411-Пр/07), включено 44 образовательных учреждения, на базе которых создано 56 постоянно действующих комиссий, из них 28 комиссий для лиц с высшим медицинским или фармацевтическим образованием и 28 комиссий для лиц со средним медицинским или фармацевтическим образованием. Данные образовательные учреждения расположены в 31 субъекте Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2000 №284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» 31 территориальный орган Росздравнадзора принимает участие в заседаниях постоянно действующих комиссий образовательных учреждений по приему экзамена по специальности у данной категории лиц.
Территориальные органы Росздравнадзора привлекаются к этой работе с целью оказания методической помощи, недопущения злоупотреблений при проведении специальных экзаменов, а также контроля за их проведением.
В 2013 г. проведено 912 заседаний постоянно действующих комиссий образовательных учреждений по приему специальных экзаменов, что в 1,2 раза превышает количество заседаний, проведенных в 2012 г. (753) и в 1,8 раз -- проведенных в 2011 г. (508).
Количество выданных сертификатов в общем объеме обращений в период 2011--2013 гг. показано на рисунке 3.
Наибольший объем работы по участию в заседаниях комиссий по приему экзамена по специальности и выдаче сертификатов специалиста в 2013 г. проведен следующими территориальными органами Росздравнадзора (рис. 4):
по городу Москве и Московской области;
по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
по Тюменской области;
по Калининградской области;
по Краснодарскому краю;
по Новосибирской области.
На официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет (www.roszdravnadzor.ru) проводится постоянная работа по улучшению информированности граждан по вопросу допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, путем регулярной актуализации размещенной информации.
В целях осуществления контроля за предоставлением государственной услуги по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, с 2008 г. функционирует раздел автоматизированной информационной системы Росздравнадзора «Иностранные дипломы», обеспечивающий ведение реестра специалистов, получивших подготовку в иностранных государствах, и позволяющий осуществлять мониторинг прохождения процедуры допуска в режиме реального времени. Актуализация данных, вносимых в реестр, проводится регулярно как при первичном и повторном рассмотрении поступивших заявлений, так и при получении дополнительной информации из образовательных учреждений, представляющих копии протоколов сдачи специального экзамена. Все территориальные органы Росздравнадзора и образовательные учреждения, допущенные к приему специальных экзаменов, имеют постоянный доступ к данному реестру с возможностью одностороннего внесения сведений о проделанной работе.
Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 2011 г. Росздравнадзором осуществляется межведомственное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).
Выводы
С момента возложения на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения полномочий по оказанию государственной услуги по выдаче сертификатов специалиста лицам, получившим медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах, на регулярной основе проводится работа по:
• совершенствованию процедуры приема специальных экзаменов;
• улучшению организации выдачи, учета и хранения территориальными органами Росздравнадзора сертификатов специалиста по допуску к профессиональной деятельности на территории Российской Федерации;
• усилению контроля за осуществлением территориальными органами Росздравнадзора и образовательными учреждениями функций по приему специальных экзаменов и выдаче сертификатов указанной категории лиц;
• модернизации раздела «Иностранные дипломы» автоматизированной информационной системы Росздравнадзора;
• улучшению информированности граждан по вопросу допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах;
• совершенствованию межведомственного взаимодействия, в т. ч. в электронном виде.
Таким образом, проводимая Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения работа позволяет исключить возможность получения права на медицинскую и фармацевтическую деятельность в Российской Федерации лицам, обладающим уровнем образования, не соответствующим установленным Минздравом России квалификационным требованиям, а также необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками. Надлежащее исполнение данной государственной функции вносит определенный вклад в обеспечение качества оказания медицинской помощи населению Российской Федерации.