
В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением новых программ дополнительного образования, в частности, повышения квалификации специалистов и руководителей предприятий медико-технического профиля различных форм собственности, экспертов, технических специалистов, в т. ч. экологических, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Особое внимание уделяется содержанию лекционных и практических занятий, направленных на ознакомление слушателей с нормативной базой, вопросами обеспечения контроля качества производства и образцами современных высокотехнологичных медицинских изделий.
В настоящее время в клиническую практику широко внедряются новые образцы медицинских изделий (МИ) и медицинской техники отечественного и импортного производства, в т. ч. производства стран СНГ. Имеют место различные требования к поставляемой эксплуатационной и технической документации, к метрологическому обеспечению и технике безопасности. Часто в технической документации на МИ не приводится данных по биофизическим механизмам воздействия приборов, аппаратов и комплексов, основывающихся на предварительных экспериментальных и клинических исследованиях. Без представления о существующих теоретических и экспериментальных данных о механизмах взаимодействия биологической среды с воздействующими энергетическими факторами невозможно грамотно реализовать метрологическое обеспечение аппаратов и приборов, т. к. положительные результаты технической проверки и поверки на эквивалентных моделях не всегда совпадают с эффективностью их клинического применения. В этом случае технический обслуживающий персонал, а тем более разработчики должны иметь минимальные, но достаточные для обсуждения с медицинскими специалистами сведения о среде, которая представляет «нагрузку» для аппарата при проведении, например, физиотерапевтической процедуры, о диапазонах изменения этой «нагрузки», о взаимовлиянии воздействующего фактора и биологической среды, которое является принципиальным.
Повышение квалификации специалистов инженерно-технического профиля целесообразно проводить на базе российских образовательных учреждений с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом, включая организацию практических занятий. При разработке учебных программ дополнительного образования, в т. ч. повышения квалификации, должны учитываться не только текущие, но и перспективные запросы организаций одновременно в области проектирования технических систем и обеспечения полного жизненного цикла МИ (начиная с этапа разработки и производства до этапа эксплуатации и технического обслуживания) с целью обеспечения качества и конкурентоспособности продукции и услуг отечественных предприятий и учреждений медико-технического профиля.
Повышение квалификации специалистов в сфере разработки, производства, технического обслуживания и контроля качества медицинской техники и медицинских изделий по краткосрочным программам с применением информационно-коммуникационных технологий ведется кафедрой профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области фундаментальных основ медико-технических технологий Института современных образовательных технологий (ИСОТ) МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Обучение слушателей ведется с привлечением как преподавателей высших учебных заведений (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова и др.), так и специалистов реального сектора экономики, занимающихся защитой интеллектуальной собственности, метрологическим обеспечением, производством, внедрением и техническим обслуживанием инновационного медицинского оборудования (Роспатент, Ростест, ВНИИ оптико-физических измерений, АСВОМЕД, ЗАО «Бека Хоспитек» и др.).
В сентябре 2012 г. ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» выиграл конкурс Министерства образования и науки РФ по отбору образовательных программ повышения квалификации инженерных кадров [1]. Среди программ университета, получивших поддержку министерства, находится программа «Разработка, производство, техническое обслуживание, ремонт и контроль качества медицинской техники и изделий медицинского назначения», разработанная кафедрой повышения квалификации и переподготовки специалистов в области фундаментальных основ медико-технических технологий ИСОТ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Актуальность данной проблематики и целесообразность развития не только высоких медицинских технологий, но и отечественных разработок в области создания высокотехнологичных медицинских изделий [7] подтверждаются работами многих авторов [3–8]. Это также нашло отражение в программе Министерства промышленности и торговли РФ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности в Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» [2].
В целом образовательная программа «Разработка, производство, техническое обслуживание, ремонт и контроль качества медицинской техники и изделий медицинского назначения» предназначена для повышения квалификации специалистов и руководителей предприятий различных форм собственности, руководителей структурных подразделений этих предприятий, главных метрологов, экспертов, технических специалистов, в т. ч. экологических учреждений и учреждений санитарно-эпидемиологического профиля.
Программа включает разделы по изучению методических основ технической реализации разработки, производства, технического обслуживания, ремонта и контроля качества высокотехнологичных медицинских изделий с оценкой технико-экономической эффективности проводимых мероприятий. В результате освоения программы слушатели знакомятся с классификацией медицинских изделий, а также с основами разработки, технического обслуживания, метрологического обеспечения медицинской техники, вопросами электробезопасности, эксплуатационными свойствами современного отечественного и импортного медицинского оборудования для механотерапии, физиотерапии, клинико-диагностических лабораторий, лазерных и оптических комплексов, включая эндоскопическое оборудование. Слушателям обзорно дается информация об основных системах организма человека [6], возможных перспективах разработки и применения современных научно-технических методик для разработки и производства высокотехнологичных медицинских изделий [7, 8].
Большое внимание уделяется также вопросам обеспечения контроля качества разработки, производства и технического обслуживания МИ, знанию национальных и международных стандартов, ознакомлению с современной нормативно-правовой базой, регулирующей рынок медицинского оборудования и медицинских услуг.
В рамках проводимых занятий слушатели получают теоретические и практические навыки эксплуатации высокотехнологичных реабилитационных комплексов, аппаратов для функциональной электростимуляции, применяемых в комплексе с оборудованием для активно-пассивной механотерапии, используемой при широком спектре патологий опорно-двигательного аппарата, ЦНС, соматических и когнитивных дисфункций.
Слушатели также знакомятся с новыми инновационными техническими решениями и технологиями, расширяющими возможности применения лазерных медицинских изделий в физиотерапии, в частности с системой, в основе которой лежит принцип модуляции излучения Nd:YAG-лазера с изменяемыми в широком диапазоне энергией и частотой следования импульсов, что обеспечивает ярко выраженный физиотерапевтический эффект на большей глубине воздействия, чем при обычной лазеротерапии. При этом под воздействием излучения оказываются все группы мышц, связанные с патологией. Данный вид лазерной терапии основан на непосредственном облучении отдельных участков тела человека с использованием источника инфракрасного лазерного излучения одновременно на двух длинах волн.
В процессе обучения слушатели знакомятся с сайтами организаций, реализующих патентную охрану интеллектуальной собственности, а также внедряющих в клиническую практику высокотехнологичные медицинские изделия [7].
Программа завершается выполнением и защитой выпускной работы, цель которой отразить наличие у слушателей навыков и компетенций, приобретенных в процессе лекционных и практических занятий, знания основ разработки, производства, технического обслуживания и эксплуатации медицинской техники и медицинских изделий в условиях лечебно-профилактических учреждений. Слушатели должны продемонстрировать знание основных биофизических и энергетических принципов работы и взаимодействия с биологической средой различных видов биомедицинской техники, требования к ее техническому обслуживанию и метрологическому обеспечению.
Это позволяет надеяться, что реализация данной программы повышения квалификации даст возможность слушателям ознакомиться с современным состоянием дел в области разработки, производства и эксплуатации медицинской техники, а предприятиям, сотрудниками которых они являются, повысить свою конкурентоспособность на рынке медицинских услуг и медицинского оборудования.
Литература
1. Указ Президента России №594 от 07.05.2012 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 гг.».
Интернет-ресурс: http://www.engineer – cadry.ru/node/22, дата обращения: 10.01.2013.
2. Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 №91. Интернет-ресурс: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/fcp/pharma_and_ medical_industry, дата обращения: 10.01.2013.
3. Скворцова В.И., Гудкова В.В., Иванова Г.Е., Кирильченко Т.Д. с соавт. Принципы ранней реабилитации больных с инсультом // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2002. – №7. – С. 28–33.
4. Батышева Т.Т., Скворцов Д.В., Труханов А.И. Современные технологии диагностики и реабилитации в неврологии и ортопедии. – М.: Медика, 2005. – 256 с.
5. Опимах М.В. Развитие медицинской промышленности: новые направления и перспективы // Вестник Росздравнадзора. – 2011. – №5. – С. 8–12.
6. Мысина Г.А., Герцик Ю.Г., Герцик Г.Я. Эргонометрические и биотехнические аспекты разработки и применения тренажерных систем. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. – 24 с.
7. Интернет-ресурс: электронная библиотека Российские патенты (патенты РФ). Патентный поиск: http://ru-patent.info/. Дата последнего обращения:14.10.2012 г.
8. Интернет-ресурс: электронная библиотека МГТУ им. Н.Э. Баумана http//library.bmstu.ru. Дата последнего обращения: 14.10.2012.