Top.Mail.Ru

Послерейсовые осмотры водителей транспортных средств – право или обязанность?


Послерейсовые осмотры водителей транспортных средств – право или обязанность?
Н.Н.ГРАЧЁВА, руководитель Управления Росздравнадзора по Орловской области, к.ф.н., zdravorl@valley.ru; И.Е.МИХЛИНА, юрист.

Обеспечение безопасности дорожного движения - одна из приоритетных задач государства. Важная роль в ее решении отведена медицинским работникам, на которых возложена обязанность по допуску граждан к управлению транспортными средствами. Одна из форм такого допуска – проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Однако послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся не всегда, и причина этого – недостаточная урегулированность данного вопроса на законодательном уровне. Авторы статьи исследовали проблему послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и обосновали свою точку зрения о необходимости их обязательного проведения.

В связи с многочисленными вопросами, возникающими при проведении послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, и отсутствием единообразия правоприменительной практики в данном направлении, представляется необходимым провести анализ действующего законодательства и дать правовую оценку имеющимся точкам зрения.

Послерейсовый медицинский осмотр как лицензируемый вид медицинской деятельности впервые был введен Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 №30. Этим постановлением утверждено действующее до настоящего времени Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее – новое Положение).

При этом в Перечне работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющемся приложением к новому Положению, он указан вместе с предрейсовым медицинским осмотром.
Организация или индивидуальный предприниматель не могут получить лицензию только на проведение предрейсового медицинского осмотра или только на проведение послерейсового. Следовательно, эти два вида медицинского осмотра следует рассматривать как единое целое, как одну медицинскую услугу.

Логично предположить, что и расчет стоимости этой услуги в медицинских учреждениях не должен производиться раздельно по предрейсовому и послерейсовому осмотрам. Соответственно, и предметом договоров с организациями и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, должны быть одновременно и предрейсовый, и послерейсовый медицинские осмотры.

Обязательность проведения как предрейсового, так и послерейсового медицинских осмотров находит свое подтверждение и в приказе Минтранса России от 18.09.2008 №152, которым утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Согласно п. 7 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в путевом листе обязательно должны указываться дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

В соответствии с п. 2 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» такой порядок заполнения путевых листов должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Следовательно, для соблюдения установленного порядка заполнения путевых листов все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, обязаны организовывать проведение водителям и предрейсовых, и послерейсовых медицинских осмотров.

Между тем в письме Минздрава РФ от 21.08.2003 №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» говорится о необходимости обязательного проведения только предрейсовых медицинских осмотров.

Приложением к этому письму являются Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденные Минздравом РФ совместно с Минтрансом РФ.

Согласно методическим рекомендациям текущие и послерейсовые осмотры проводятся только в отношении водителей из так называемой «группы риска», порядок проведения таких осмотров устанавливается руководителями организаций.

Однако письмо не является нормативным актом, а следовательно не имеет обязательной силы.
Методические рекомендации не утверждены нормативными актами (приказами, постановлениями), поэтому также не являются обязательными для исполнения. В то время как нормы названного выше приказа Минтранса носят императивный характер.

Следует обратить внимание, что Методические рекомендации были разработаны Минздравом РФ и Минтрансом РФ в соответствии с действовавшим до 2007 г. Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4.07.2002 №499. Этим положением не был утвержден Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, и лицензируемые виды медицинской деятельности определялись в соответствии с Номенклатурой работ и услуг и по оказанию соответствующей медицинской деятельности, утвержденной приказом Минздрава РФ от 26.07.2002 №238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности».

В эту номенклатуру были включены работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств (06.034). Работы и услуги по послерейсовым медицинским осмотрам номенклатурой предусмотрены не были.

Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, действовавшему в период с 21.05.2001 до 4.07.2002, также были предусмотрены лишь предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Действовавшее до 2001 г. Положение о лицензировании медицинской деятельности (Постановление Правительства РФ от 25.03.1996 №350) предусматривало, что перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, утверждается Минздравмедпромом РФ.

Приказом Минздравмедпрома РФ от 1.07.1996 №270 был утвержден временный перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию. В этот перечень было включено освидетельствование на профпригодность, в том числе состояния здоровья водителей. Предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры как лицензируемые виды медицинской деятельности в нем отсутствовали.


Таким образом, до 2007 г. (до утверждения нового Положения о лицензировании медицинской деятельности) предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств существовал как самостоятельная, отдельная услуга. Послерейсовый медицинский осмотр как вид лицензируемой медицинской деятельности ни одним нормативным актом предусмотрен не был.

Именно это и позволило в 2003 г. Минздраву РФ и Минтрансу РФ разработать рекомендации только для предрейсового медицинского осмотра, обязательного для всех без исключения водителей, и установить, что послерейсовые осмотры проводятся лишь водителям из «группы риска».

Тем не менее уже тогда послерейсовые медицинские осмотры были обязательными для одной категории водителей – водителей автобусов. Согласно Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному приказом министра транспорта РФ от 8.01.1997 №2, водители автобусов подлежат как предрейсовому, так и послерейсовому медицинскому осмотру.

Авторам Методических рекомендаций следовало это учесть, поскольку разработанный ими документ в части водителей автобусов оказался противоречащим нормативному акту – приказу Минтранса РФ.
При разработке Методических рекомендации Минздрав РФ и Минтранс РФ ориентировались также на ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон). Статья 20 этого Закона предусматривает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, по организации и проведению с привлечением работников здравоохранения предрейсовых медицинских осмотров водителей.

В статье 23 Закона говорится о том, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств и т.д.

Таким образом, Закон, принятый 15.11.1995, предусматривает три вида медицинских осмотров водителей: предрейсовые, послерейсовые и текущие. Статья 20 в качестве обязательного предусматривает лишь предрейсовый медицинский осмотр, статья 23 – и предрейсовый, и послерейсовый, и текущий. Это противоречие и породило споры относительно обязательности проведения послерейсовых осмотров всех категорий водителей.

Системное толкование перечисленных выше нормативных актов позволяет сделать следующие выводы.
Законом предусмотрено проведение как предрейсового, так и послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств.

Из сопоставления положений статей 20 и 23 Закона следует, что порядок проведения текущих и послерейсовых медицинских осмотров должен определяться отдельно в соответствии с подзаконными нормативными актами. В частности, в отношении водителей автобусов он был определен приказом Минтранса России от 8.01.1997 №2.

Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» и приложение к нему - Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» нормативными актами не являются и не могут устанавливать обязательный для исполнения порядок проведения текущих и послерейсовых медицинских осмотров. Тем более с учетом нового Положения о лицензировании медицинской деятельности и «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 №152.

Анализ двух последних документов, являющихся нормативными актами, свидетельствует о том, что предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей представляют собой одну медицинскую услугу, которая должна выполняться в отношении всех водителей транспортных средств.

Таким образом, в настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников здравоохранения как предрейсовые, так и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Иной точки зрения придерживаются сторонники «необязательности» проведения послерейсовых медицинских осмотров всех водителей транспортных средств.

По их мнению, статья 20 Закона о безопасности дорожного движения должна толковаться буквально (обязательным является только предрейсовый осмотр), а приказ Минтранса России, которым утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, противоречит нормам Закона о безопасности дорожного движения в части обязательного указания даты, а следовательно и проведения послерейсового медицинского осмотра.

Эти доводы сторонники «необязательности» проведения послерейсовых медицинских осмотров намерены положить в основу заявления об оспаривании приказа Минтранса России от 18.09.2008 №152. Рассмотрение такого заявления подведомственно Верховному суду РФ, и, возможно, окончательная точка в возникшем споре будет поставлена высшей судебной инстанцией страны.

А пока вопрос о том, какое же мнение следует считать истиной, остается открытым. Тем не менее Управление Росздравнадзора по Орловской области придерживается первой точки зрения и считает, что проведение послерейсового медицинского осмотра должно быть обязательным для всех без исключения водителей транспортных средств.

Послерейсовый медицинский осмотр можно рассматривать как одну из наиболее важных мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Результаты послерейсового осмотра могут стать основанием для увольнения водителя, и это является сдерживающим фактором в желании водителя употребить алкоголь в рабочее время и создать тем самым угрозу безопасности дорожного движения.

Проведение предрейсовых осмотров без последующих послерейсовых в определенной степени бессмысленно. После прохождения предрейсового осмотра водитель, зная об отсутствии послерейсового контроля, может употребить алкоголь и продолжить управление транспортным средством.

Послерейсовый медицинский осмотр направлен на укрепление трудовой дисциплины водителей транспортных средств и, как следствие, на обеспечение безопасности дорожного движения. Такой подход к затронутой проблеме является оправданным и полностью согласуется со статьей 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Однако, во избежание дальнейших споров относительно проведения послерейсовых медицинских осмотров, полагаем, что статью 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» необходимо дополнить ссылкой на обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать и проводить с привлечением работников здравоохранения не только предрейсовые, но и послерейсовые медицинские осмотры водителей.
       



Специалистам здравоохранения