
В 1979 году ВОЗ провозгласила, что медицина становится все дороже, а средств на нее становится все меньше. Бесплатная медицинская помощь в нашей стране гарантирована конституцией. Для того, чтобы решить все накопившиеся в отрасли проблемы, существующего объема финансирования здравоохранения недостаточно. Возможности государственного бюджета не безграничны. И без участия частного капитала качественный скачок уровня и доступности медицинской помощи невозможен.
Самое время перейти от многолетних разговоров о государственно-частном партнёрстве к реальным действиям. Тем более, что в ведомстве уже подписан приказ об утверждении Положения о создании Координационного совета Минздрава России по развитию государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения.
«Привлекая частные инвестиции в медицину, мы решаем важную задачу улучшения достпуности и качества оказания медицинской помощи населению. Работа Координационного совета и активная позиция бизнес сообщества помогут ускорить этот процесс», – так прокомментировал подписание приказа Сергей Краевой, заместитель министра здравоохранения.
Какие проблемы отечественного здравоохранения могут быть решены при ГЧП
Нередко частный бизнес оказывается эффективнее государства и может хорошо его заменять в предоставлении каких-то услуг. Так при ГЧП больницы и медицинские центры, которые в настоящее время требуют реконструкции, могут быть восстановлены или построены заново.
По словам председателя Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Екатерины Поповой большая часть существующей медицинской инфраструктуры была построена 30-40 лет назад, и на сегодняшний день потребность в инвестициях составляет около 2,2 трлн. рублей. Без использования современных методов государственно-частного партнерства строительство и модернизация таких объектов займет 80-100 лет.
Использование механизмов государственно-частного партнерства могло бы повысить эффективность работы всей системы российского здравоохранения. Об этом еще в 2011 году говорил мэр столицы Сергей Собянин: «Этот сектор явно недооценен, и мы будем делать все, чтобы помимо бюджетных денег сюда шли и частные. Надеюсь, что в ближайшие годы этот сектор будет одним из ведущих в городе, которому мы будем уделять особое внимание».
Важно понимать, что интеграция частных инвесторов в государственное здравоохранение – это не только строительство и ремонт клиник. Это принципиально иной подход к управлению ЛПУ, который нацелен на повышение качества медицинских услуг и улучшение доступа отдельных категорий населения к качественным государственным услугам.
В частной медицине качество обслуживания стоит на первом месте. Если клиника будет оказывать некачественные услуги, то она лишится пациентов. Это не сиюминутный бизнес, он не окупается в короткие сроки, поэтому клиника должна зарабатывать своё будущее безупречной репутацией. Кроме того, схема ГЧП позволит повысить эффективность управления, увеличить экономическую отдачу и сократить рынок теневой медицины.
Как ГЧП в здравоохранении отразится на пациентах
В развитии ГЧП заинтересованы три стороны – и государство, и инвесторы, и пациенты.
Медицина достаточно привлекательная сфера для вложения частного капитала, это в какой-то степени облегчает задачи государства и идет на пользу потребителям медицинских услуг.
В современной России большинство людей заинтересованы в том, чтобы их здоровье было под постоянным и квалифицированным контролем. Они хотят иметь возможность в любое время прийти в медицинское учреждение, которое окажет им медицинскую помощь не хуже той, которую получают граждане многих высокоразвитых стран. И для пациентов качественная медицинская помощь не означает замену бесплатной платной.
Человек сможет сам свободно выбирать, где ему получать медицинскую помощь, оплачивать полисом ОМС лечение там, где он посчитает нужным. Естественно в том объеме, который может позволить себе государство. Таким образом, пациент будет влиять на работу медицинских организаций: лечение и оплата услуг в том учреждении, которое его устраивает. Современная система здравоохранения должна быть направлена не на абстрактные потоки людей (прописанных в том или ином регионе/районе), а на каждого конкретного человека. Пока же бюджетные больницы и поликлиники не зависят от пациента. Пациент пришел, помощь оказали, деньги из бюджета получили.
Вся выгода государственно-частного партнерства на лицо. Не понятно одно – почему эта система до сих пор не внедрена?..
С одной стороны, это связано с отсутствием правовой базы по этому вопросу. Нужен закон о ГЧП, в котором будет четко прописано взаимодействие государства и бизнеса в здравоохранении, в том числе и разделение рисков между государством и частным партнером.
В нашей стране не выстроены правила, по которым предприниматель может конкурировать с аналогичным госпредприятием за бюджетные деньги. В конечном итоге страдает потребитель. Частные инвестиции придут в здравоохранение только в том случае, если будет обеспечен возврат на вложенный капитал. Поэтому необходимо уравнивание частных и государственных медицинских учреждений в вопросах реализации программ в сфере здравоохранения.
«Медицинский бизнес достаточно капиталоемкий и не сиюминутный, это должны быть долгосрочные проекты, на 20 и более лет. По этой причине, тариф ОМС должен покрывать себестоимость услуг», – делится Фёдор Шпаченко, генеральный директор Столичной Медицинской Клиники на Сретенке.
«В России говорить о цивилизованном рынке медицинских услуг можно будет только при государственно-частном партнёрстве. При совместной работе государства и частного бизнеса, удастся поднять отечественную медицину на качественно новый уровень. Выиграют все, в первую очередь, пациенты. Но пока это только разговоры. На сегодняшний день реального, проработанного со всех сторон проекта по ГЧП нет. Мы в неравных условиях с бюджетными ЛПУ. Расходы не сравнимы: аренда помещения, закупка передового оборудования, обучение и повышение квалификации персонала. Даже страхование врачей. Если это внедрят, то в бюджетной поликлинике страховка будет оплачиваться из бюджетных средств или средств фонда ОМС, а в частной – из кармана собственника бизнеса. Это повлечет за собой увеличение стоимости оказываемых услуг. Я считаю, что первостепенно в этом вопросе важно понимать, на что готово идти государство, чтобы привлечь частный капитал в отрасль», – делится Олег Рукодайный, руководитель сети клиник НИАРМЕДИК.
Как показывает мировой опыт, совместная работа государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства намного эффективнее, чем когда отрасль находится исключительно в руках государства. Россиянам остаётся надеяться, что реальные шаги по сближению государства и частного предпринимательства все же будут сделаны, и продуктивный диалог начнётся в самое ближайшее время.
Самое время перейти от многолетних разговоров о государственно-частном партнёрстве к реальным действиям. Тем более, что в ведомстве уже подписан приказ об утверждении Положения о создании Координационного совета Минздрава России по развитию государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения.
«Привлекая частные инвестиции в медицину, мы решаем важную задачу улучшения достпуности и качества оказания медицинской помощи населению. Работа Координационного совета и активная позиция бизнес сообщества помогут ускорить этот процесс», – так прокомментировал подписание приказа Сергей Краевой, заместитель министра здравоохранения.
Какие проблемы отечественного здравоохранения могут быть решены при ГЧП
Нередко частный бизнес оказывается эффективнее государства и может хорошо его заменять в предоставлении каких-то услуг. Так при ГЧП больницы и медицинские центры, которые в настоящее время требуют реконструкции, могут быть восстановлены или построены заново.
По словам председателя Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Екатерины Поповой большая часть существующей медицинской инфраструктуры была построена 30-40 лет назад, и на сегодняшний день потребность в инвестициях составляет около 2,2 трлн. рублей. Без использования современных методов государственно-частного партнерства строительство и модернизация таких объектов займет 80-100 лет.
Использование механизмов государственно-частного партнерства могло бы повысить эффективность работы всей системы российского здравоохранения. Об этом еще в 2011 году говорил мэр столицы Сергей Собянин: «Этот сектор явно недооценен, и мы будем делать все, чтобы помимо бюджетных денег сюда шли и частные. Надеюсь, что в ближайшие годы этот сектор будет одним из ведущих в городе, которому мы будем уделять особое внимание».
Важно понимать, что интеграция частных инвесторов в государственное здравоохранение – это не только строительство и ремонт клиник. Это принципиально иной подход к управлению ЛПУ, который нацелен на повышение качества медицинских услуг и улучшение доступа отдельных категорий населения к качественным государственным услугам.
В частной медицине качество обслуживания стоит на первом месте. Если клиника будет оказывать некачественные услуги, то она лишится пациентов. Это не сиюминутный бизнес, он не окупается в короткие сроки, поэтому клиника должна зарабатывать своё будущее безупречной репутацией. Кроме того, схема ГЧП позволит повысить эффективность управления, увеличить экономическую отдачу и сократить рынок теневой медицины.
Как ГЧП в здравоохранении отразится на пациентах
В развитии ГЧП заинтересованы три стороны – и государство, и инвесторы, и пациенты.
Медицина достаточно привлекательная сфера для вложения частного капитала, это в какой-то степени облегчает задачи государства и идет на пользу потребителям медицинских услуг.
В современной России большинство людей заинтересованы в том, чтобы их здоровье было под постоянным и квалифицированным контролем. Они хотят иметь возможность в любое время прийти в медицинское учреждение, которое окажет им медицинскую помощь не хуже той, которую получают граждане многих высокоразвитых стран. И для пациентов качественная медицинская помощь не означает замену бесплатной платной.
Человек сможет сам свободно выбирать, где ему получать медицинскую помощь, оплачивать полисом ОМС лечение там, где он посчитает нужным. Естественно в том объеме, который может позволить себе государство. Таким образом, пациент будет влиять на работу медицинских организаций: лечение и оплата услуг в том учреждении, которое его устраивает. Современная система здравоохранения должна быть направлена не на абстрактные потоки людей (прописанных в том или ином регионе/районе), а на каждого конкретного человека. Пока же бюджетные больницы и поликлиники не зависят от пациента. Пациент пришел, помощь оказали, деньги из бюджета получили.
Вся выгода государственно-частного партнерства на лицо. Не понятно одно – почему эта система до сих пор не внедрена?..
С одной стороны, это связано с отсутствием правовой базы по этому вопросу. Нужен закон о ГЧП, в котором будет четко прописано взаимодействие государства и бизнеса в здравоохранении, в том числе и разделение рисков между государством и частным партнером.
В нашей стране не выстроены правила, по которым предприниматель может конкурировать с аналогичным госпредприятием за бюджетные деньги. В конечном итоге страдает потребитель. Частные инвестиции придут в здравоохранение только в том случае, если будет обеспечен возврат на вложенный капитал. Поэтому необходимо уравнивание частных и государственных медицинских учреждений в вопросах реализации программ в сфере здравоохранения.
«Медицинский бизнес достаточно капиталоемкий и не сиюминутный, это должны быть долгосрочные проекты, на 20 и более лет. По этой причине, тариф ОМС должен покрывать себестоимость услуг», – делится Фёдор Шпаченко, генеральный директор Столичной Медицинской Клиники на Сретенке.
«В России говорить о цивилизованном рынке медицинских услуг можно будет только при государственно-частном партнёрстве. При совместной работе государства и частного бизнеса, удастся поднять отечественную медицину на качественно новый уровень. Выиграют все, в первую очередь, пациенты. Но пока это только разговоры. На сегодняшний день реального, проработанного со всех сторон проекта по ГЧП нет. Мы в неравных условиях с бюджетными ЛПУ. Расходы не сравнимы: аренда помещения, закупка передового оборудования, обучение и повышение квалификации персонала. Даже страхование врачей. Если это внедрят, то в бюджетной поликлинике страховка будет оплачиваться из бюджетных средств или средств фонда ОМС, а в частной – из кармана собственника бизнеса. Это повлечет за собой увеличение стоимости оказываемых услуг. Я считаю, что первостепенно в этом вопросе важно понимать, на что готово идти государство, чтобы привлечь частный капитал в отрасль», – делится Олег Рукодайный, руководитель сети клиник НИАРМЕДИК.
Как показывает мировой опыт, совместная работа государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства намного эффективнее, чем когда отрасль находится исключительно в руках государства. Россиянам остаётся надеяться, что реальные шаги по сближению государства и частного предпринимательства все же будут сделаны, и продуктивный диалог начнётся в самое ближайшее время.