
А.С.СТЕПАНОВ, Р.А.МАТВИЕНКО, А.А.САПОЖНИКОВ, Дальневосточный государственный медуниверситет, Вычислительный центр ДВО РАН
В последнее время органами власти и прессой уделяется большое внимание вопросам ценообразования на российском фармацевтическом рынке. В печати публикуются данные о росте цен на медикаменты и прочие товары аптечного ассортимента, причем средние значения ценовых изменений на рынке, приведенные в разных источниках, могут различаться весьма существенно. Этот факт может быть объяснен отсутствием единого научно обоснованного подхода к оценке ценовых изменений на фармрынке.
Так, например, маркетинговыми агентствами и Госкомстатом России ежемесячно публикуются ценовые индексы на лекарственные средства (ЛС). Для расчета классического индекса Ласпейреса Госкомстат использует цены только фиксированного набора медикаментов, включающего в себя ограниченное число МНН (только зарегистрированные ЛС).
Маркетинговые агентства обычно проводят оценку по всем товарным наименованиям, результаты продаж которых за анализируемый период поступили в базу данных, при этом рассчитываются ценовые индексы по группе ЛС, группе биологически активных добавок (БАД), а также по перечню Топ-100 фармацевтического рынка. Численные значения ценовых изменений также приводятся в виде индексов Ласпейреса. Необходимо отметить, что все вышесказанное относится к анализу розничных продаж и отражает изменение цен на розничном рынке. Зачастую недобросовестная ценовая политика розничных аптечных организаций может привести к искажению восприятия ценовых изменений, происходящих в целом на фармацевтическом рынке. Оптовый рынок в лице крупных региональных и национальных компаний, на наш взгляд, менее подвержен резким и необоснованным ценовым сдвигам.
В связи с этим нами был проведен анализ ценовых изменений на оптовом фармацевтическом рынке Дальнего Востока? в период с сентября 2008 по октябрь 2009 г. Общая схема анализа приведена на рисунке 1.
Для определения ценовых изменений на региональном рынке были выбраны пять крупных компаний, аккумулирующих в общей сложности более 80% оптового фармацевтического рынка Дальнего Востока. Были проанализированы цены на более чем 12000 товарных наименований, включающих группы ЛС, БАД, изделий медицинского назначения (ИМН), парафармацевтической продукции.
В период с сентября 2008 г. по октябрь 2009 г. систематизировались данные по ценовым предложениям региональных оптовых компаний, с учетом предоставляемых клиентам скидок определялись базовые прайс-листы. Для каждого товарного наименования из базового прайс-листа оптового предприятия рассчитывалась средняя месячная цена. На основании полученных среднемесячных цен было сформировано пять временных рядов ценовых изменений с периодом в один месяц.
На следующем этапе проводилась предварительная статистическая обработка полученных рядов: проверка нормальности распределения и однородности. В случае неоднородного распределения ряд приводился к однородному виду.
Для получения общей картины ценовых изменений на региональном рынке был проведен корреляционный анализ (табл. 1). В таблице представлены коэффициенты корреляции ценовых изменений между первым и последним месяцами исследуемого периода. Как видно из таблицы, парные коэффициенты корреляции находятся в пределах от 0,56 до 0,88, следовательно, можно говорить о связанном изменении цен на лекарственную продукцию для всех региональных компаний.
Далее помесячно рассчитывались средние значения ценовых изменений для каждой компании относительно базового месяца (сентябрь 2008) в различных товарных и ценовых категориях. Полученные результаты обрабатывались методами однофакторного дисперсионного анализа, а в случае неподтверждения гипотезы о равенстве средних значений проводилось попарное сравнение рядов соответствующими статистическими методами. В таблице 2 приведены результаты сравнения средних ценовых индексов для октября 2009 г. в товарной группе ЛС.
О правомерности применения средних арифметических значений рядов ценовых изменений для характеристики региона в целом свидетельствует построенная частотная диаграмма. Как видно из рисунка 2, наибольшее количество товарных наименований ЛС региона – более 30% - подорожало в пределах от 15 до 30% в октябре 2009 г. по отношению к сентябрю 2008 г. Более 10% номенклатуры подешевело, а стоимость 12% товарного ассортимента увеличилось на 45% и более.
В таблицах 3-4 представлены результаты расчетов средних ценовых индексов для каждой товарной категории оптового регионального фармацевтического рынка, а также индексов Ласпейреса, выраженных в процентах.
Как видно из таблицы 3, численные значения индекса Ласпейреса вполне сопоставимы со средними значениями ценового роста в каждой товарной группе. Максимальный рост цен – на уровне 24% – характерен для рейтинговых позиций, изменение цен по категории БАД в среднем не превысило 17%. Товары групп ЛС и ИМН в дальневосточном регионе за последние 13 месяцев выросли в цене на 22%. Для сравнения, по данным одного из российских маркетинговых агентств, значения индекса Ласпейреса за соответствующий период в целом по России составили: в группе ЛС – 23,4%, в группе БАД – 15,1%, в Топ-100 – 22,2%. Согласно данным Государственного комитета по статистике ценовой индекс в группе лекарственные препараты в соответствующий период находился на уровне 21,7%.
Далее были рассчитаны ценовые индексы для каждого из четырех условных ценовых сегментов (табл. 4). Средний рост цен в «дешевом» ценовом сегменте составил около 29%, в сегментах «от 50 до 100 рублей» и от «100 до 300 рублей» - более 23%. В «дорогом» ценовом сегменте рост цен не превысил 16%. Несоответствие индекса Ласпейреса среднему арифметическому значению ценовых изменений может свидетельствовать об изменении структуры продаж на региональном фармацевтическом рынке.
На рисунке 3 представлены ценовые индексы по группе ЛС, рассчитанные как средние значения, за период с сентября 2008 по октябрь 2009 года. За это время цены на лекарственные препараты увеличились более чем на 20%, достигнув максимальных значений в феврале-марте 2009 г. В аналогичные периоды 2007 и 2008 гг. ценовой рост составлял около 15%.
На рисунке 4 приведены ценовые индексы Ласпейреса по группе ЛС за период с сентября 2008 г. по октябрь 2009 г. в сравнении с соответствующими индексами, рассчитанными Госкомстатом и одним из российских маркетинговых агентств. Как показано на рисунке, ценовые изменения на региональном рынке в принципе соответствуют результатам оценки, произведенной маркетинговым агентством для всей России. Ценовые индексы, приводимые Госкомстатом, достоверно ниже рассчитанных для региона значений в соответствующие периоды.
Таким образом, региональные ценовые изменения в основном соответствуют тенденциям российского фармацевтического рынка. Среднее повышение цен за период с сентября 2008 по октябрь 2009 гг. на дальневосточном рынке в группе ЛС не превысило 25%. Для определения ценовых изменений возможно использование не только индекса Ласпейреса, но и, при корректной статистической обработке, среднего ценового индекса.
Подразумеваются регионы Дальнего Востока, снабжение которых медикаментами осуществляется в основном филиалами компаний, расположенными в г. Хабаровске (Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Камчатский край, Сахалинская область).
Рисунки и таблицы - в прикрепленном файле