
Качественное лекарственное обеспечение населения должно быть важнейшей государственной задачей, т.к. является одним из существенных факторов, обеспечивающих успешную работу системы медицинской помощи населению.
В последние годы Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым осуществляются государственные закупки лекарственных препаратов (ЛП) для нужд здравоохранения, вызывает принципиальную критику со стороны государственных заказчиков, т.к. процедура госзакупок чрезвычайно забюрократизирована и не позволяет оперативно приобретать необходимые ЛП для обеспечения лечебного процесса. С момента выхода закона в него внесено 32 изменения, что само по себе говорит о его несовершенстве [7].
Согласно 94-ФЗ эффективность госзакупок оценивается только суммой средств, сэкономленных при снижении цены контракта. Подобная оценка эффективности госзакупок не может быть достаточно полной и объективной, исходя из самого определения понятия «эффективность», которое подразумевает отношение полученного результата к затратам на его достижение (материальным, временным, трудовым издержкам) [1,6].
С маркетинговой точки зрения закупка ЛС является весьма сложным процессом, т.к. ценность этой категории товара, с одной стороны, состоит в том, чтобы дать в руки врача действительно высокоэффективное и безопасное средство и помочь больному, а с другой - обеспечить доступность ЛС для бюджетов учреждений здравоохранения [5].
В медицинских организациях запасы ЛП относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и представляют собой один из факторов, определяющих политику учреждения здравоохранения и воздействующих на уровень логистического обслуживания лечебного процесса в целом. Закупочный процесс в медицинских организациях осуществляется с целью создания запаса ЛП, позволяющего бесперебойно и качественно проводить фармакотерапию при оптимальном соотношении цена/качество.
Целью данной работы явился анализ экономической эффективности госзакупок исключительно с позиций соблюдения процедурных вопросов. В качестве материалов исследования были выбраны протоколы открытых аукционов органов управления здравоохранением различных субъектов РФ, выставленные на «Официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru/, который является единственным официальным источником для размещения информации о размещении заказов в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»».
Нами были проанализированы результаты 100 протоколов электронных аукционов с 1 января по 31 декабря 2011 г. стоимостью от 500 000 до 4 млн. руб.
Общая начальная стоимость анализируемых контрактов составила 137,1 млн. руб., а конечная – 124,4 млн. руб., т.е. экономия на понижении цены контрактов составила 12,7 млн. руб., или 9,3% от начальной цены контракта.
Анализ протоколов электронных аукционов показал, что в 43 из 100 аукционов участвовало более 1 поставщика, а остальные торги (57%) состоялись только с одним участником, т.е. по 57 торгам из 100 снижения первоначальной цены контракта цены не было. Данные протоколов электронных аукционов с несколькими участниками приведены в таблице 1.
Из таблицы 1 видно, что чем больше количество участников аукциона, тем больше снижение цены контракта, т.е. организаторы аукционов должны быть заинтересованы в привлечении наибольшего количества участников. В последние годы свои действия по ужесточению процедуры торгов ФАС обусловливает именно стремлением усилить конкуренцию. Однако ужесточение и чрезмерная регламентация процедуры госзакупок приводит на практике к росту числа несостоявшихся торгов или торгов с единственным участником, с которым и заключается контракт по цене, близкой к начальной, т.е. не достигается основная цель госзакупок – снижение цены контракта.
В 75% проанализированных аукционов, где наблюдалась конкуренция среди поставщиков, приняли участие 2-3 поставщика, и только в 25% - от 4 до 7, т.е. конкуренция была достаточно низкой. Из 43 аукционов с несколькими участниками в 10 снижение цены оказалось меньше 10%, в 11 - до 20%, в 10 - достигнуто снижение до 30%, в 6 - до 40%, в 3 - до 50%, в 2 - до 60% и только в 1 - до 70% (рис. 1).
Существенно ограничивает конкуренцию и необоснованное объединение ЛП в крупные лоты, выставляемые на торги, что увеличивает возможность участия в торгах в основном крупных дистрибьюторов. Это противоречит принципу справедливости в части обеспечения равных возможностей для всех потенциальных участников конкурса [3]. Рекомендации по формированию лотов, предложенные в разъяснении Минэкономразвития, Минздравсоцразвития и ФАС №/ИА/20555 от 31 октября 2007 г. «О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ» даны в применении к программе ДЛО и для использования в учреждениях здравоохранения стационарного типа мало применимы, т.к. формирование большого количества лотов (по одному лоту на каждое наименование) приводит к необходимости заключать множество государственных контрактов (на каждый лот заключается отдельный контракт).
Проведенная нами оценка эффективности госзакупок по единственному критерию – снижению цены контракта позволила сделать следующие выводы:
1. В 57% аукционов с одним участником отсутствовало снижение начальной цены контракта.
2. 75% аукционов, состоявшихся с участием нескольких поставщиков, проведены в условиях низкой конкуренции (2-3 участника).
3. Оценку эффективности проведенных аукционов по снижению начальной цены контракта на 12,4 млн., или 9,3%, нельзя считать объективной, т.к. не учтены трудозатраты по созданию системы формирования, размещения и реализации государственных (муниципальных) заказов, материальные (финансовые) затраты на выполнение процедуры закупок, затраты на обеспечение работы инфраструктуры системы размещения заказов.
Литература
1. Кипароидзе А.С. Электронный аукцион: методика проведения// Госзакупки.ру. 2011- № 3- С.27-35.
2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер, 1999.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2003.
4. Котлер Ф. Маркетинг для государственных и общественных организаций. СПб.: Питер, 2007.
5. Пархоменко Д.В. Совершенствование закупок лекарственных средств для государственных нужд // Новая Аптека- 2005- Март- С. 26-28.
6. Талеров П.А. Эффективность госзакупок только ли в экономии средств?// Газета- 2009- №203- С.1-12.
7. Федеральный закон от 21.07.05. № 94-ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выпол¬нение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ». Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
8. Храмкин, А.А. Как определить эффективность госзакупок?// Госзакупки.ру. 2010. № 2. С.17-23.
9. Williams, K.G. Impact of federal law on dispersing activities in hospital pharmacies// Journal of Pharmacy Technology. 2002. Dec. P.265-270.
Рисунки, таблицы - в приложении