
С.С.БУДАРИН, главный инспектор Счетной палаты Российской Федерации, к.э.н.,
sbudarin@yandex.ru
В статье представлены различные формы контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации для изучения эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. Представлены результаты проверок, при проведении которых применялся единый методологический подход, критерии оценки и инструменты исследования, что позволило проанализировать изменения, происходящие в сфере государственного регулирования фармацевтического рынка в течение последних 5 лет и подготовить рекомендации для повышения эффективности бюджетных расходов на лекарственное обеспечение граждан.
Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности является одной из основных задач в деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее – Счетная палата), что прописано в ст. 2 Федерального закона от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
В целях методологического обеспечения реализации задачи Счетной палаты по определению эффективности расходов государственных средств используется Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 9 июня 2009 г.
Положения Стандарта учитывают требования международных стандартов в области организации и проведения финансового контроля, опыт высших органов государственного финансового контроля зарубежных стран, а также собственные научно-практические разработки Счетной палаты в этой сфере.
Согласно Стандарту аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля, осуществляемого посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого является определение эффективности использования государственных средств, полученных проверяемыми организациями и учреждениями для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций.
В процессе проведения аудита эффективности в пределах полномочий Счетной палаты проверяются и анализируются:
- организация и процессы использования государственных средств;
- результаты использования государственных средств;
- деятельность проверяемых организаций и учреждений по использованию государственных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. №4-ФЗ контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, государственные корпорации и государственные компании, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета.
Стандартом финансового контроля СФК 104 определено, что эффективность использования государственных средств характеризуется соотношением между результатами использования государственных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств. Экономичность выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования, продуктивность характеризует рациональность использования ресурсов, а результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач.
При проведении аудита эффективности устанавливается, насколько экономично, продуктивно и результативно объектами проверки использованы государственные средства на достижение запланированных целей, решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных на них функций, или определяются отдельные из указанных сторон эффективности использования государственных средств.
Положения Стандарта СФК 104, а также опыт проведения аудитов эффективности в сфере здравоохранения зарубежными органами государственного финансового контроля широко используются Счетной палатой при подготовке и проведении различных контрольных мероприятий с целью оценки эффективности использования государственных средств, в том числе направленных на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ, по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами в период 2005–2010 гг. из федерального бюджета выделено свыше 400 млрд руб.
Фактические расходы на лекарственное обеспечение граждан ежегодно росли и в расчете на одного человека в год увеличились с 4 700 руб. в 2005 г. до около 20 000 руб. в 2010 г.
С 2008 г. в федеральном бюджете закупка дорогостоящих лекарственных средств, предназначенных для лечения ограниченной численности больных (около 100 тыс. человек) злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (далее – по 7-ми нозологиям), выделена отдельной статьей. Фактические расходы на обеспечение больных лекарственными средствами по данным заболеваниям составляют свыше 300 000 руб. на одного человека в год.
Численность граждан, оставивших за собой право на получение государственной социальной помощи (далее – ГСП) в виде набора социальных услуг (далее – НСУ), ежегодно снижалась и с 14,8 млн человек в 2005 г. упала до 4,3 млн. человек в 2010 г. Потребителями оставались граждане, регулярно нуждающиеся в лекарственных препаратах, и для максимально возможного удовлетворения их потребности ежегодно увеличивался норматив финансовых затрат.
Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) и отказавшиеся от бесплатного лекарственного обеспечения, в период с 2006 по 2010 г. получили из федерального бюджета денежные средства (компенсации) в сумме свыше 200 млрд руб. Объем выплат ежегодно рос как за счет увеличения норматива финансовых затрат на одного гражданина, получающего ГСП в виде НСУ, так и за счет роста численности граждан, отказавшихся от бесплатного лекарственного обеспечения.
Эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами, определялась Счетной палатой с помощью разрабатываемого для каждого контрольного мероприятия методологического обоснования, основой которого являлись разработка критериев, позволяющих оценить деятельность каждой из организаций, задействованных в финансировании и организации процесса лекарственного обеспечения граждан и достигнутого ими результата, а также выбор методов сбора и анализа информации, необходимой для подготовки отчета.
Методология аудита эффективности позволяет значительно глубже исследовать выбранную тему, расширить область контролируемых объектов и предмет контроля, а на основании результатов исследования подготовить выводы и рекомендации, направленные на повышение эффективности расходования бюджетных средств и достижение обозначенных целей.
Методы исследования, применяемые для проведения проверок, разнообразны и зависят от формы проводимого контрольного мероприятия. В практике аудита, кроме осуществления проверки на объекте контроля, широко используется анализ материалов, полученных от различных организаций в ответ на запросы Счетной палаты, проведение анкетирования и интервью с участниками, связанных с исследуемой темой, проведение мониторинга происходящих процессов, изучение статистических материалов и деятельности аналогичных по профилю организаций в зарубежных странах.
С учетом социальной значимости бюджетных ассигнований для подготовки отчета используются итоги социологических опросов граждан, проведенных в изучаемом периоде различными профессиональными организациями.
Для изучения эффективности использования государственных средств, направленных на обеспечение населения лекарственными средствами в 2006–2008 гг., Счетной палатой выбраны были следующие основные цели:
- оценка эффективности использования средств федерального бюджета;
- оценка доступности граждан к высококачественной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях и к лекарственным средствам в аптечных учреждениях.
Контрольное мероприятие проводилось на основании методологического и экономического обоснования проведения аудита эффективности, которое было утверждено решением коллегии Счетной палаты Российской Федерации. На этапе предварительного изучения темы письменные запросы направлены организациям, участвующим в финансировании, организации и реализации процесса дополнительного лекарственного обеспечения, включая федеральные ведомства и уполномоченные фармацевтические организации (более 10), представительства в России зарубежных производителей лекарственных средств (более 12) и российских производителей лекарственных средств (более 7).
Кроме того, проведены «пилотные» контрольные мероприятия в одном из субъектов Российской Федерации с целью практического изучения процесса взаимодействия участников системы лекарственного обеспечения граждан, функционирования аптечных и медицинских учреждений.
Полученные данные позволили сформулировать критерии оценки для проведения аудита эффективности использования государственных средств, в число которых вошло изучение уровня удовлетворенности граждан системой лекарственного обеспечения, а также определить объекты контрольных мероприятий и выбрать методы сбора доказательной информации для анализа их деятельности.
В ходе следующего этапа аудита эффективности проведены контрольные мероприятия на 18 объектах. В число объектов проверки были включены организации, устанавливающие правила и порядок функционирования системы лекарственного обеспечения граждан, принимающие решения об объемах финансирования, установления цен и условий возмещения расходов за поставленные лекарственные средства, а также организации, контролирующие этот процесс (Минздравсоцразвития России, Росздравнадзор и подведомственные ему федеральные государственные учреждения, ФОМС и другие, включая органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации). Кроме того, объектами проверки являлись организации, участвующие в обеспечении граждан лекарственными средства от производителей до потребителей.
В качестве предметов сопоставления данных выбраны наиболее значимые по объемам финансирования и количественному потреблению лекарственные средства (всего 15 международных непатентованных наименований лекарственных средств) в 14 субъектах Российской Федерации, по два из каждого федерального округа.
Данная выборка позволила в ходе проведения аудита эффективности охватить анализом движение свыше 30% финансовых средств, ежегодно выделяемых из федерального бюджета на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.
Стандарт проведения аудита эффективности позволяет в целях подготовки объективных выводов и рекомендаций по вопросам лекарственного обеспечения граждан использовать экспертные оценки специалистов и результаты опросов врачей, дистрибьюторов и производителей лекарственных средств, проводимых в виде полуструктурированных интервью, фокус-групп и прочих инструментов изучения общественного мнения. Одним из элементов, использованных для оценки эффективности, являлись итоги социологических опросов потребителей лекарственных средств, проведенных в 2005–2008 гг.
В отчете Счетной палаты о результатах аудита эффективности отмечены как положительные, так и отрицательные стороны реализации системы лекарственного обеспечения граждан. В качестве основного положительного фактора отмечена возможность обеспечения групп наиболее нуждающихся пациентов качественной медицинской помощью и дорогостоящими лекарственными препаратами, которые до этого были для них недоступны.
К числу недостатков отнесены:
- многочисленные проблемы граждан при получении рецептов на лекарственные средства в лечебно-профилактических учреждениях и их получение в аптечных учреждениях;
- наличие заявительного характера регистрации цен производителей на лекарственные средства, что позволяло иностранным предприятиям фиксировать в Российской Федерации более высокий уровень цен на свои препараты, чем в некоторых европейских странах;
- отсутствие единых для отечественных и зарубежных фармацевтических предприятий стандартов и требований к качеству, безопасности и эффективности лекарственных средств.
В выводах отмечено недостаточно эффективное применение механизмов государственного регулирования при организации лекарственного обеспечения граждан, включая используемые в других странах разнообразные формы «соплатежей» за реализуемые лекарственные средства и стимулирование врачей к выписке более дешевых, но качественных лекарственных препаратов, идентичных по своему терапевтическому действию.
На основании сделанных выводов подготовлены соответствующие рекомендации, касающиеся совершенствования системы государственного регулирования фармацевтического рынка, организации закупки лекарственных препаратов за счет бюджетных средств, развития отечественной фармацевтической промышленности и прочее.
Одним из принципов оценки качества проведения аудита эффективности является анализ дальнейших действий объектов проверки и связанных с ними организаций по реализации рекомендаций Счетной палаты.
Результат проведения последующих контрольных мероприятий показал, что выводы и рекомендации Счетной палаты частично учтены при подготовке в 2008–2011 гг. целого ряда законодательных и нормативных правовых актов по совершенствованию государственного регулирования фармацевтического рынка, включая принятие Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», Постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», а также других ведомственных приказов и распоряжений по данной тематике.
Проведение Счетной палатой Российской Федерации в 2010 г. экспертно-аналитического мероприятия «Эффективность программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации в сфере оказания населению медицинской помощи и организации лекарственного обеспечения» осуществлялось с использованием целого ряда методик и инструментов, применяемых в практике аудита эффективности.
В данном мероприятии широко использована форма запросов, направленных в федеральные ведомства и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (более 25), фармацевтические организации (более 12), использованы методы интернет-анкетирования фармацевтического сообщества, а также проведен социологический опрос населения.
Анализ полученных данных подтвердил наличие положительных сдвигов в вопросах регулирования российского фармацевтического рынка и обеспечения граждан лекарственными средствами, однако принимаемые меры не обеспечили полной прозрачности деятельности органов исполнительной власти в сфере здравоохранения и участников фармацевтического рынка по подготовке нормативных правовых актов, организации мероприятий по закупке лекарственных средств, процедуры регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства и прочее.
Особое внимание уделено анализу применения вновь принятых нормативных правовых актов, касающихся вопросов ценообразования и регистрации цен на лекарственные средства. В результате установлено, что уровень зарегистрированных по новым правилам в 2010 г. предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты с учетом предельных оптовых и предельных розничных надбавок, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, может способствовать как снижению цен закупки лекарственных средств на аукционах в субъектах Российской Федерации, так и их увеличению по сравнению с ценами победителей аукционов в 2009 г.
Необходимость дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования ценообразования на российском фармацевтическом рынке обосновывалась на примерах сравнительного анализа зарегистрированных цен на идентичные, неоригинальные, иностранные лекарственные средства одинаковой лекарственной формы, дозировки и упаковки, которые отличались на десятки процентов, а также результатов аукционов в различных субъектах Российской Федерации и других примерах.
Доказано, что для фармацевтических дистрибьюторов и аптечных учреждений в условиях рыночной экономики и при недостаточно прозрачном государственном регулировании препараты с высокой зарегистрированной ценой представляют наибольший интерес, так как абсолютная величина оптовой и розничной надбавки к цене данных препаратов значительно выше, чем у конкурентов, предлагающих за аналогичные препараты более низкие цены. В проигрыше остались и отечественные производители, цены которых на медикаменты ниже, чем у их зарубежных конкурентов, в результате чего с 2010 г. наблюдается процесс «вымывания» из аптечной продажи дешевых лекарственных препаратов.
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия обобщены предложения субъектов Российской Федерации, общественных и профессиональных организаций по модернизации системы лекарственного обеспечения в Российской Федерации и подготовлены соответствующие рекомендации по реализации мероприятий, способствующих повышению удовлетворенности отдельных категорий граждан результатами их обеспечения необходимыми медикаментами, а также рационального и эффективного расходования средств федерального бюджета.
В выводах по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия отмечено, что, несмотря на выделение значительных бюджетных средств, многие граждане остаются неудовлетворенны организацией лекарственного обеспечения по месту своего проживания, включая задержки с получением лекарственных средств, и необходимостью покупать необходимые медикаменты за свой счет.
Продолжением темы лекарственного обеспечения граждан явилось проведение в 2011 г. контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации в Минздравсоцразвития России, где особое внимание уделено вопросам организации и результатам проведения аукционов на поставку лекарственных препаратов по 7-ми нозологиям для отдельных категорий граждан, а также выполнения поставщиками своих обязательств по государственным контрактам, заключенным в 2010 г.
Данное контрольное мероприятие отличалось по форме от аудита эффективности и экспертно-аналитического мероприятия, однако сравнительный анализ информации, полученной на объекте проверки, и результаты мероприятий, проведенных Счетной палатой в предыдущие годы, позволили провести оценку эффективности использования государственных средств, выделяемых на закупку лекарственных препаратов.
Анализ итогов проведенных аукционов показал, что по-прежнему зарубежные производители, прежде всего оригинальных лекарственных препаратов, не принимают самостоятельного участия в торгах даже при наличии собственных лицензированных фармацевтических организаций на территории Российской Федерации. Как правило, зарубежных производителей, доминирующих на российском фармацевтическом рынке, в каждом конкретном аукционе представлял один из российских поставщиков лекарственных средств.
В большинстве аукционов (в 26 из 39) участие принимало только по одному потенциальному поставщику, с которыми и были заключены государственные контракты. При этом во всех случаях подписания государственного контракта с единственным участником аукциона контрактные цены соответствовали практически уровню начальной (максимальной) цене контракта.
В аукционах, в которых участвовало два и более участника, наблюдалось общее снижение цен на сумму около 643,5 млн руб., или около 2% от общей суммы заключенных государственных контрактов.
Наиболее значительное снижение цен наблюдалось на аукционах по поставке препаратов факторов свертывания крови, где сумма сэкономленных финансовых средств составила свыше 80% от общего объема экономии бюджетных средств по итогам аукционов, проведенных Минздравсоцразвития России в 2010 г. Следует отметить, что и в предыдущие годы основная экономия бюджетных средств на аукционах осуществлялась за счет снижения цен на препараты факторов свертывания крови, так как на поставку данных медикаментов всегда наблюдалась конкуренция среди производителей и поставщиков.
В ходе контрольного мероприятия исследовались данные по определению заказчиком начальных (максимальных) цен контрактов. Установлено, что за период, прошедший с 2008 г., цены на ряд лекарственных препаратов снизились, однако по отдельным медикаментам, несмотря на гарантированные государством ежегодные значительные объемы закупок и платежи за поставленные препараты, заметного снижения цен не наблюдалось. Прежде всего это относится к препаратам, где зарубежные производители используют свое доминирующее положение на российском фармацевтическом рынке в течение ряда лет.
Следует отметить, что отличительной особенностью проведенных аукционов является увеличение количества предложений на поставку лекарственных средств зарубежных производителей, которые упаковываются на российских фармацевтических предприятиях. Соответствующие изменения в действующие регистрационные удостоверения вносились в 2010 г.
Однако размещение последней фазы производства на территории Российской Федерации не привело к снижению цен на поставляемые препараты несмотря на значительный объем закупок (около 5 млрд руб.). Таким образом, перенос на территорию Российской Федерации последней стадии производства лекарственных препаратов не способствовал экономии бюджетных средств, являющейся одной из целей процесса импортозамещения и вложения бюджетных средств в развитие российского фармацевтического производства.
Как показывает анализ результатов торгов за последние 2–3 года, участие в аукционах российских производителей, предлагающих собственные разработки дорогостоящих лекарственных препаратов, способствует снижению цен и экономии бюджетных средств, однако в профессиональных медицинских и общественных кругах дискуссию вызывают вопросы, связанные с их безопасностью и клинической эффективностью, что в свою очередь обусловлено отсутствием широких клинических исследований препаратов в процессе их регистрации.
Положения Федерального закона от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» предусматривают обязательное проведение клинических испытаний при регистрации лекарственных средств. В случае разработки российскими производителями новых дорогостоящих лекарственных препаратов, предназначенных для применения ограниченным контингентом пациентов, сроки и возможности проведения клинических испытаний ограничены в связи наличием конкуренции со стороны зарубежных фирм, которые уже зарегистрировали свои препараты в Российской Федерации и которые в дальнейшем проводят в российских учреждениях здравоохранения пострегистрационные клинические исследования или исследования в маркетинговых целях. Не всегда российские производители получают преимущество «на своем поле», что в дальнейшем приводит к ограничению количества конкурирующих между собой на аукционах лекарственных препаратов, закупаемых за бюджетные средства.
Более подробное изучение данного вопроса может иметь место при проведении контрольных мероприятий Счетной палаты, касающихся эффективности расходов государственных средств на закупки инновационных лекарственных препаратов и развитие фармацевтической промышленности.
Вопросам корректного и справедливого установления начальной (максимальной) цены контракта в контрольных мероприятиях Счетной палаты Российской Федерации всегда уделяется особое внимание, так как от этого зависит прежде всего эффективность использования бюджетных средств. Многочисленные проверки в предыдущие годы показывали, что в большинстве случаев отсутствуют объективные обоснования утвержденных начальных (максимальных) цен контракта, а значит, отсутствуют объективно рассчитанные потребности в финансовых средствах, необходимых на реализацию программ в сфере здравоохранения.
В Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. №79-ФЗ внесены изменения, касающиеся принципов установления начальной (максимальной) цены контракта, приемлемых источников информации по ее определению и обязанности указания в конкурсной документации, документации об аукционе и извещении о проведении котировок ее обоснования.
Кроме того, Правительство Российской Федерации получило право устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контракта (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг, а также устанавливать единые дополнительные требования, в том числе квалификационные, к участникам размещения заказа.
Как показала проверка, в ноябре 2010 г. не состоялось 6 аукционов по причине отсутствия заявок на участие в них от потенциальных поставщиков лекарственных средств, а по одному аукциону заявка участника отклонена в связи с отсутствием у производителя права на изготовление лекарственного средства, являющегося предметом торгов.
Отсутствие заявок на участие в аукционах явилось основанием для Минздравсоцразвития России обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой провести расследование и дать заключение по правомерности непредставления заявок на участие в аукционах по причине некорректного установления начальных (максимальных) цен контракта с учетом доминирующего положения зарубежных компаний на фармацевтическом рынке Российской Федерации.
В процессе расследования ФАС России получены и учтены объяснения производителей соответствующих лекарственных препаратов. На основании результатов расследования ФАС России посчитал целесообразным установить начальные (максимальные) цены контракта на уровне фактических цен государственных контрактов, заключенных Минздравсоцразвития России по результатам проведения предыдущих аукционов, или зарегистрированных цен этих препаратов в России. Кроме того, в рекомендациях учтен минимальный уровень цен на препараты в других странах, где эти препараты зарегистрированы производителями, несмотря на то что в Российской Федерации зарегистрированы более высокие отпускные цены.
Разница между ценами, рекомендованными ФАС России в качестве начальных (максимальных) цен за единицу продукции и выставленными Минздравсоцразвития России на аукционы в октябре 2010 г., на участие в которых от поставщиков не поступило ни одной заявки, составила от 8 до 71% в зависимости от наименования лекарственного препарата.
Общая стоимость контрактов, подписанных по результатам проведенных в ноябре-декабре 2010 г. аукционов на поставку лекарственных препаратов, составила 32,2 млрд руб., из них с исполнением в 2010 г. – 8,5 млрд руб.
Расчетная экономия средств за счет снижения контрактных цен по результатам проведенных аукционов по отношению к результатам аукционов, проведенных в конце 2009 г. (с учетом одинакового количества лекарственных препаратов), составила 4,1 млрд руб., или около 12,7%.
При этом следует отметить, что Минздравсоцразвития России не полностью использованы средства, выделенные из федерального бюджета на закупку в 2010 г. лекарственных средств, предназначенных для лечения больных по 7-ми нозологиям.
Анализ информации показал, что, несмотря на то что зарубежные производители подтверждали возможность обеспечения значительных объемов поставок лекарственных препаратов (около 50% от годового объема) до конца 2010 г., поставщики после определения победителей аукционов не смогли полностью выполнить условия заключенных государственных контрактов и финансовые средства в сумме 2,5 млрд руб. не были своевременно использованы из-за позднего подведения итогов аукционов.
Численность граждан, которые пользуются правом на обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами, ежегодно растет и в период с апреля 2010 г. по апрель 2011 г. возросла на 20%, что в свою очередь требует увеличения расходов федерального бюджета на закупку медикаментов.
Увеличивается также и количество новых лекарственных препаратов, используемых для лечения больных, поэтому вопросы обеспечения условий для разработки, регистрации и производства в России инновационных, эффективных, качественных и безопасных лекарственных средств находятся в сфере интересов государства. Повышение конкуренции среди производителей и поставщиков способствует эффективному использованию бюджетных средств.
Контрольные мероприятия Счетной палаты, проводимые в течение длительного периода, объединены одной целью, и это позволяет использовать для анализа аналогичные критерия оценки деятельности организаций, участвующих в решении задач лекарственного обеспечения граждан за счет бюджетных средств.
Методология, применяемая при проведении аудита эффективности, имеет особое значение для изучения многолетних федеральных программ и проектов, финансируемых из федерального и региональных бюджетов, таких как модернизация здравоохранения, приоритетный национальный проект «Здоровье», обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами, федеральная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» и др.
Результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, осуществление мониторинга за ходом выполнения многолетних проектов и программ, на которые выделяются бюджетные средства, позволяют способствовать повышению эффективности использования государственных финансовых ресурсов и улучшать качество государственных услуг, оказываемых населению по обеспечению лекарственными средствами.