
Одной из стратегических целей модернизации отечественного здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для граждан страны. Мероприятия по управлению качеством медицинской помощи реализуются на всех уровнях системы здравоохранения – медицинские работники, медицинские организации, органы управления здравоохранением различного уровня. Однако ощутимого результата они пока не принесли [2].
В настоящее время отсутствуют критерии оценки качества медицинской помощи, ассоциированные с профессиональной подготовкой медицинских работников, то есть их знаниями, умениями и навыками (ЗУН), и условиями реализации их профессиональной деятельности. Совершенно очевидно, что качество медицинской помощи может существенно отличаться в зависимости от имеющегося у врача выбора той или иной медицинской технологии, апробированной не «вообще» в практическом здравоохранении, а «конкретно» - в практической деятельности этого специалиста. В этой связи актуализируется проблема подготовки врачебных кадров в медицинском вузе как специалистов, непосредственно реализующих мероприятия по управлению качеством медицинской помощи [1].
В свою очередь качество подготовки выпускников медицинского вуза напрямую зависит от развития материально-технической базы вуза и кафедры, роста квалификации преподавателей и внедрения новых образовательных технологий, создающих условия для повышения качества высшего медицинского образования и медицинской помощи населению. Прогнозировать повышение качества медицинской помощи возможно в том числе путем проведения анализа данных о качественном и количественном составе ресурсов, потребляемых в период подготовки врачей, в аспекте стремления к сбалансированному распределению ресурсов для оптимизации деятельности систем высшего профессионального образования и здравоохранения [3].
Таким образом, проведение исследования, посвященного прогнозу и оценке эволюции и эффективности организационных, научно-методических, социально-экономических направлений модернизации образовательной деятельности медицинских вузов, представляется актуальным и своевременным.
Цель исследования: научно-методическое обоснование разработки и внедрения комплексных мероприятий по совершенствованию организации и управления образовательным процессом в стоматологическом вузе.
В задачи исследования входило проведение комплексной оценки эффективности инвестирования мероприятий по модернизации образовательного процесса в стоматологическом вузе.
Положение, выносимое на защиту:
1. Оценка эффекта от мероприятий по модернизации образовательного процесса в стоматологическом вузе предусматривает использование критериев, приемлемых для всех заинтересованных в модернизации сторон (государство, общество, здравоохранение как отрасль народного хозяйства, личность, система образования):
- эффективности инвестирования инноваций;
- динамики себестоимости образовательных услуг;
- клинико-экономической эффективности лечебно-диагностических мероприятий, внедряемых в практику здравоохранения;
- производительности труда обучившихся и капитализации полученного ими образования.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось с учетом Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» от 14 февраля 2006 г. №89.
Эффект от мероприятий модернизации определялся путем оценки эффективности инвестирования различных направлений модернизации.
Очевидно, что определить эффект от модернизации не представлялось возможным без наличия данных о качественном и количественном составе ресурсов, потребляемых в период модернизации. Для устранения подобного ограничения мероприятия модернизации были структурированы по организационному и ресурсному признаку.
С целью структурирования мероприятий модернизации по ресурсному признаку были рассмотрены существующие классификации направлений капиталовложений вуза и предложены виды ресурсов вуза, используемых в качестве инвестиционных активов. Последние были детализированы с учетом специфики образовательного процесса и государственных требований обеспечения надлежащего качества образовательных услуг.
Основываясь на данных условиях, было определено понятие «направление инвестирования мероприятий по модернизации образовательного процесса» как вид инвестиционных активов, обеспечивающих развитие и конкурентоспособность образовательных услуг.
Направления инвестирования мероприятий модернизации классифицированы по следующим видам инвестиционных активов:
- активы, обеспечивающие научные исследования и развитие инновационной инфраструктуры;
- активы, обеспечивающие рост кадрового потенциала кафедры и вуза;
- активы, обеспечивающие информационно-методическую и производственно-лабораторную базу образовательного процесса;
- активы, обеспечивающие развитие аудиторной базы кафедры и вуза;
- активы, обеспечивающие развитие социальной инфраструктуры;
- активы, обеспечивающие развитие коммуникационной базы.
Полученные в результате классификации данные о составе направлений инвестирования мероприятий по модернизации образовательного процесса позволили осуществить обоснованный выбор тех инвестиционных направлений, которые обеспечивали максимальную отдачу от капиталовложений.
Фактор неоднородности и уникальности объектов модернизации и ресурсов вуза определил необходимость декомпозиции и обособления организационных элементов процесса модернизации по четырем составляющим:
- специальности: «Хирургическая стоматология» и «Челюстно-лицевая хирургия»;
- формы образовательного процесса: очное дневное и вечернее обучение, традиционные циклы тематического усовершенствования, циклы профессиональной переподготовки и профессионально-ориентированные циклы последипломного образования;
- уровни обучения: довузовской подготовки, додипломного и последипломного образования.
Предполагалось, что основным результатом капитальных вложений является изменение показателя обеспеченности мероприятий по модернизации. Система норм и нормативов ресурсной обеспеченности вуза стала основным элементом, определяющим связь стратегических и тактических решений об инвестировании мероприятий по модернизации образовательного процесса. Именно нормы и нормативы расценивались как индикаторы уровня инвестирования мероприятий по модернизации, обеспечивающие реализацию выбранной стратегии вуза.
Нормы ресурсной обеспеченности определялись на основе расчетно-аналитического метода. Данный метод позволил произвести нормирование ресурсов, которое наилучшим образом учитывало предпочтения основных заинтересованных в процессе модернизации высшего стоматологического образования сторон. Нормирование ресурсов проводилось с использованием натуральных показателей (квадратные метры площади аудиторий, число физических лиц профессорско-преподавательского состава, число персональных компьютеров и другой оргтехники и т.д.).
При этом использовались показатели, изложенные в требованиях к процедурам государственной аккредитации, аттестации и лицензирования учреждения высшего профессионального образования (ВПО), государственных образовательных стандартов специальностей ВПО, а также параметров конкурентоспособности вуза.
Приоритет социальной направленности мероприятий по модернизации высшего стоматологического образования накладывал ограничения на возможность применения в качестве критериев эффективности инвестирования традиционно используемых показателей оценки коммерческой эффективности инновационных проектов, таких как NPV, IRR, ARR, PI, PP, DPP. Аналогичные сложности возникали при решении проблемы выбора направлений инвестирования с применением показателей экономической и бюджетной эффективности.
Анализ доступной научно-методической литературы позволил сделать вывод, что к моменту исследования не существовало полностью готовых методических решений, приемлемых для оценки эффективности инвестирования мероприятий по модернизации образовательного процесса в стоматологическом вузе. Поэтому в процессе исследования методика С.М.Самохваловой (Воронеж, 2006) и методика Института развития образования (Казань, 2007) были адаптированы к целям и задачам настоящего исследования. Адаптированная методика предполагала, что конечное потребление инвестиций связано с конкретными ресурсами. Оценка нормативных значений обеспеченности проводилась в относительных единицах измерения из-за различий в качественном составе оцениваемых направлений инвестирования мероприятий модернизации. Это позволило определить плановую и фактическую обеспеченность мероприятий модернизации. Далее производился расчет относительной единицы измерения ресурсной обеспеченности мероприятий по модернизации образовательного процесса - коэффициент ресурсной обеспеченности, который определялся как отношение фактической и плановой обеспеченности мероприятий модернизации, выраженное в процентах. Значение коэффициента, свидетельствующее о наилучшей ресурсной обеспеченности мероприятия по модернизации, принималось равным 100,00%. В заключение исследования были рассчитаны средние величины коэффициентов ресурсной обеспеченности каждого из направлений модернизации образовательного процесса, сравнение которых позволяло судить о пропорциональности ресурсного обеспечения мероприятий по модернизации.
Результаты исследования
В результате исследования мероприятий по развитию материально-технической базы кафедры было установлено, что для ресурсного обеспечения клинической работы преподавателями планировалось использование двух СО2-лазерных и одной стереолитографической установок, приобретение которых было проинвестировано. Помимо этого клиническая деятельность потребовала на клинических базах кафедры наличия одного компьютерного томографа и одного магнитно-резонансного томографа, а фактически кафедральные сотрудники и обучающиеся получили доступ к двум компьютерным и двум магнитно-резонансным томографам. Число иных аппаратов лучевой диагностики планировалось равное 8, аппаратов ультразвуковой диагностики – равное 4, аппаратов миографии – 2, что и было обеспечено в процессе реализации мероприятий по модернизации образовательного процесса. Среднее значение коэффициента ресурсной обеспеченности развития материально-технической базы образовательного процесса составило 128,57%.
Оценка ресурсного обеспечения роста кадрового потенциала кафедры показала, что общая численность профессорско-преподавательского состава планировалась равной 23 штатным единицам, что соответствовало фактическому числу работающих сотрудников этой категории. Число профессоров планировалось равным 6, доцентов - 6, ассистентов – 10. Все показатели были фактически достигнуты. Коэффициент ресурсной обеспеченности профессорско-преподавательского состава кафедры составил 100,00%. Помимо этого планировалось, что на кафедре пройдут обучение 6 интернов, 8 ординаторов, 7 аспирантов и 1 докторант. Все плановые показатели были фактически выполнены. Среднее значение коэффициента ресурсной обеспеченности кадрового потенциала кафедры составило 100,00%.
Оценка ресурсного обеспечения научных исследований и развития инновационной инфраструктуры показала, что научная работа кафедры велась по 4 основным направлениям. Исследовательские мероприятия в рамках заданных направлений фактически выполнялись. При этом планировались публикации 90 научных тезисов, докладов и статей, а фактически их было опубликовано 92. Помимо этого на кафедре планировалось зарегистрировать 12 патентов и авторских свидетельств, защитить 5 кандидатских и 1 докторскую диссертации. Число сотрудников, которые были выдвинуты на присвоение ученых званий, составило 2. Среднее значение коэффициента ресурсной обеспеченности научных исследований соответствовало 95,37%.
Оценка ресурсного обеспечения развития аудиторной базы кафедры показала, что для реализации образовательного процесса необходимо наличие учебных аудиторий общей площадью 190 кв. м, манипуляционных кабинетов площадью 100 кв. м, помещений для работы профессорско-преподавательского состава площадью 90 кв. м, операционных площадью 140 кв. м, палат для размещения пациентов в коечных отделениях площадью 340 кв. м. Однако не все запланированные показатели были достигнуты. Среднее значение коэффициента ресурсной обеспеченности аудиторной базы кафедры составило лишь 88,17%.
Оценка ресурсного обеспечения развития коммуникационной базы показала, что для модернизации образовательного процесса необходимо наличие 1 телекоммуникационного центра и 3 клинических баз. Число социальных партнеров кафедры планировалось равным 5. Помимо этого коммуникационное развитие кафедры должно было осуществляться по 18 позициям межкафедрального и 4 - межфакультетского взаимодействия. Однако не все запланированные показатели были достигнуты. Среднее значение коэффициента ресурсной обеспеченности развития коммуникационной базы составило лишь 76,33% (табл. 1).
Оценка информационно-методического и производственно-лабораторного обеспечения образовательного процесса показала, что для его модернизации необходимо приобрести 3 единицы программного приложения технологий CAD/CAM, разработать 1 методическое пособие управляющего типа, иметь в наличии 60 персональных компьютеров, 4 принтера и 6 электронных средств визуализации материалов образовательного процесса. Исследованием было установлено, что не все запланированные показатели достигнуты. Среднее значение коэффициента ресурсной обеспеченности информационно-методических мероприятий в рамках модернизации образовательного процесса соответствовало 73,33%.
Оценка ресурсного обеспечения развития социальной инфраструктуры показала, что для успешной реализации мероприятий по модернизации необходимо обеспечить сотрудников кафедры доступом к нескольким объектам социального назначения: медицинские учреждения, спортивно-оздоровительные центры, общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения, предприятия общественного питания и т.д. В общей сложности был запланирован доступ к 10 таким объектам, а фактически появилась возможность использовать лишь 6. Среднее значение коэффициента ресурсной обеспеченности составило 60,00% (рис. 1).
Заключение
Максимально эффективными направлениями инвестирования являются мероприятия, улучшающие материально-техническую базу и обеспечивающие рост кадрового потенциала кафедры. Среднее значение коэффициентов ресурсной обеспеченности этих направлений модернизации составило соответственно 128,57 и 100,00%.
Среднеэффективными направлениями инвестирования стали мероприятия по обеспечению научных исследований и развитию аудиторной базы кафедры. Среднее значение соответствующих коэффициентов ресурсной обеспеченности составило 95,37 и 88,17%.
Низкоэффективными направлениями инвестирования стали мероприятия по обеспечению развития коммуникационной базы, информационно-методического обеспечения образовательного процесса и социальной инфраструктуры. Среднее значение соответствующих коэффициентов ресурсной обеспеченности составило 76,33%; 73,33 и 60,00%.
Литература
1. Занданов А.О. Значение научно-образовательной деятельности медицинского факультета БГУ для здравоохранения Республики Бурятия/А.О.Занаданов, С.М.Николаев, И.М.Бальхаев, М.В.Бадлеева//Вестник Росздравнадзора. - 2010. – №4. – с. 42.
2. Серегина И.Ф. Концептуальные положения и технические условия создания информационно-коммуникационной системы мониторинга доступности и качества медицинской помощи/И.Ф.Серегина, В.Ф.Мартыненко//Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. – 2009. – №6. – с. 97.
3. Черепанова И.С. Управление здоровьем: потребности переориентации служб здоровья в совершенствовании качества медицинской помощи на индивидуальном уровне (международные аспекты)/И.С.Черепанова//Приложение к журналу «Вестник Росздравнадзора». – 2010. - №1. – с. 24.
Таблицы - в приложении