
Т.Л. ПЕРШИНА, зав. ортопедическим отделением, врач-стоматолог-ортопед ФГБУ «Поликлиника №1» УДП РФ, заочный аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, utka602@gmail.com
Задача настоящей работы – дать обоснование числа должностей заведующих ортопедическими стоматологическими отделениями с целью улучшения качества оказания стоматологической помощи. Приведен пошаговый алгоритм новой методики расчета числа должностей заведующих ортопедическими отделениями, основанный на времени, затрачиваемом данными специалистами на выполнение каждой должностной обязанности в течение года.
Актуальность исследования
В своей деятельности заведующие отделениями стоматологических поликлиник руководствуются приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Данный приказ служит основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 №1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» должность заведующего ортопедическим стоматологическим отделением устанавливается при наличии не менее 4-х должностей врачей-стоматологов-ортопедов, врачей-ортодонтов.
Вопросы нормирования труда врачей-стоматологов-ортопедов и управления ортопедической стоматологической службой отражены в различных публикациях [2, 3, 5, 7, 9, 10]. Однако исследования, посвященные обоснованию профессиональных обязанностей заведующих ортопедическими стоматологическими отделениями и их числа должностей в современных условиях, отсутствуют.
Цель настоящей работы – обоснование числа должностей заведующих ортопедическими стоматологическими отделениями с целью улучшения качества оказания стоматологической помощи.
Материалы и методы исследования
Для реализации данной цели нами был проведен контент-анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативно-распорядительной документации (приказов, методических рекомендаций), действующих должностных инструкций, литературных источников, регламентирующих или отражающих профессиональную деятельность заведующих ортопедическими отделениями стоматологических поликлиник. Всего изучено 130 вариантов должностных обязанностей, изложенных в различных документах. В дальнейшем проведено структурирование и хронометраж должностных обязанностей указанных специалистов по кратности их исполнения, рассчитаны плановый и фактический годовые бюджеты рабочего времени данных специалистов и определено их число в зависимости от численности врачей-стоматологов-ортопедов.
Базой исследования являлись:
1. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава РФ (факультет последипломного образования).
2. Типовые стоматологические поликлиники г. Москвы и Московской области.
Результаты исследования
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 №1496н утвержден порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях. В соответствии с данным приказом должность заведующего ортопедическим стоматологическим отделением устанавливается при наличии не менее 4-х должностей врачей-стоматологов-ортопедов, врачей-ортодонтов.
Пошаговый алгоритм новой методики расчета числа должностей заведующих ортопедическими отделениями основан на времени, затрачиваемом данными специалистами на выполнение каждой должностной обязанности в течение года.
Шаг 1. Экспертная оценка реестра функциональных обязанностей заведующих ортопедическими отделениями стоматологических поликлиник, периодизация их по кратности исполнения.
Шаг 2. Хронометраж каждой функциональной обязанности заведующего ортопедическим отделением, выполняемой ежедневно, в минутах.
Шаг 3. Экспертная оценка (опытный метод) каждой функциональной обязанности заведующего ортопедическим отделением, выполняемой периодически в течение года, в минутах.
Шаг 4. Расчет фактического годового бюджета рабочего времени заведующего ортопедическим отделением в соответствии с длительностью должностных обязанностей и кратностью их исполнения в течение года (табл. 1).
Шаг 5. Определение планового годового бюджета рабочего времени.
Шаг 6. Определение числа должностей заведующих ортопедическими отделениями стоматологических поликлиник.
Результаты исследования, проведенного нами, свидетельствуют, что фактический годовой бюджет рабочего времени заведующего ортопедическим отделением составляет 107301,94 мин. Однако необходимо обратить внимание, что по нескольким позициям исполнение функций проводится за одним объектом:
1. Контроль заполнения одного листка ежедневного учета работы врача-стоматолога-ортопеда (учетная форма №037-1/у)
2. Проверка и анализ показателей деятельности одного врача-стоматолога;
3. Контроль заполнения одной медицинской карты стоматологического больного (учетная форма №043).
4. Контроль качества непосредственного законченного случая протезирования больного.
5. Выборочный контроль сроков изготовления зубных протезов.
Следовательно, необходимо уточнение нагрузки заведующего отделением исходя из сложившихся показателей:
– средней численности работающих врачей-стоматологов – 4 врача;
– числа медицинских карт, подлежащих контролю, данный показатель обусловлен числом принятых больных в день (4 врача х 12 = 48) и числом заполненных на них медицинских карт, подлежащих контролю ежедневно 10% от общего числа, т. е. 5 медицинских карт.
Годовой бюджет рабочего времени данного специалиста только по контролю указанных параметров при минимальном числе должностей врачей-стоматологов-ортопедов и минимального числа зубных техников составит 33576,75 мин. (табл. 2).
С учетом данных фактов годовой бюджет рабочего времени указанного специалиста составит 143 194,62 (107 301,94 – 10 025,22 + 45 917,90) мин.
Далее проведем определение планового годового бюджета рабочего времени (шаг 5).
По общему правилу, предусмотренному ст. 350 ТК РФ, продолжительность рабочего времени всех без исключения медицинских работников не должна превышать 39 часов в неделю (Трудовой кодекс от 30.12.2001 №197-ФЗ, от 18.07.2011 №242-ФЗ, часть четвертая. Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников. Статья 350. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников).
Исходя из этого, рабочий день заведующего ортопедическим отделением составляет 7,8 часа при пятидневной (39 : 5) и 6,5 часа при шестидневной рабочей неделе (39 : 6).
Трудовым кодексом РФ предусматривается уменьшение на один час продолжительности рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню (ст. 95 Трудового кодекса РФ). Ранее, в соответствии со ст. 47 КЗоТ РФ, это правило не распространялось на работников по сокращенной рабочей неделе. В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 29.12.1992 №65, утвердившим разъяснение Минтруда РФ от 29.12.1992 №5, норма рабочего времени на определенные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели. Продолжительность рабочего дня заведующего ортопедическим отделением при пятидневной рабочей неделе составляет 468 мин.
Число рабочих дней в 2010 г. соответствует 249 дням (приказ Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 №588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю» (Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2009. №10).
Исходя из производственного календаря на 2010 г., плановый годовой бюджет рабочего времени заведующего отделением при 249 рабочих днях составляет 116 532,0 мин (7,8 час. х 60 мин. х 249). Кроме того, для расчета норм нагрузки (обслуживания) необходимо знание коэффициента использования рабочего времени должности. Величина этого коэффициента зависит от того, какие составляющие и в каком процентном соотношении включены в расчетные нормы времени. При нормировании труда врачей амбулаторного приема обычно в расчетные нормы времени на посещение включается основная и вспомогательная деятельность, а затраты времени на служебные разговоры, конференции, совещания не входят в расчетные нормы, т. е. рабочее время в году соответствует 104 412,67 мин. (116 532,0 мин. х 0,896).
Далее проведем расчет числа должностей заведующих ортопедическими отделениями стоматологической поликлиники (Д) при числе работающих в ней врачей-стоматологов-ортопедов 4 (шаг 6).
Проведенные нами расчеты показали, что необходимое число должностей заведующих ортопедическими отделениями стоматологической поликлиники, при минимальном числе работающих в ней врачей-стоматологов-ортопедов – 4, должно составлять 1,25 должности, учитывая правила округления должностей (приказ Министерства здравоохранения СССР «О введении в штаты учреждений здравоохранения 0,25; 0,5; 0,75 должности и изменении правил округления при расчете численности должностей медицинского, фармацевтического, педагогического, инженерно-технического персонала и работников столовых и кухонь» от 17.04.1980 №404).
Больший интерес вызывает вопрос о том, сколько должно быть заведующих отделениями в стоматологической поликлинике при числе должностей врачей-стоматологов-ортопедов более 4 и менее 40 врачебных должностей (любой специальности), включая должность руководителя?
Плановый годовой бюджет рабочего времени заведующего отделением при 249 рабочих днях составляет 104 412,67 мин. (7,8 час. х 60 мин. х 249 х 0,896). В бюджете времени, затрачиваемом на выполнение должностных обязанностей заведующего отделением, 47,96% зависит от числа врачей-стоматологов-ортопедов. В связи с этим при увеличении числа должностей врачей-стоматологов в отделении на единицу число должностей заведующих ортопедическим отделением пропорционально увеличивается на 0,082 должности (рис.).
Рабочий день заведующего отделением составляет 9,58 часа (143 194,62 /249/60), что является существенной перегрузкой, следовательно, от данного специалиста нельзя ожидать качественного исполнения всех должностных обязанностей.
В целях повышения эффективности работы заведующих отделениями стоматологических поликлиник и качества лечебно-диагностического процесса штатные нормативы данных специалистов необходимо привести в соответствие с установленными нормативами. При этом необходимо учитывать правила округления при расчете численности должностей: итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются, цифры 0,13–0,37 округляются до 0,25; цифры 0,38–0,62 округляются до 0,5; цифры 0,63–0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 – до одной единицы.
Полученные нами результаты целесообразно использовать на федеральном и региональном уровнях планирования и расстановки кадров.
Реальным путем для увеличения количества штатных должностей является ходатайство в органы управления здравоохранением об установлении дифференцированных штатных нормативов для заведующих ортопедическими отделениями стоматологических поликлиник. В настоящее время руководителям учреждений здравоохранения предоставлены широкие возможности в установлении численности должностей. В учреждениях могут разрабатываться и применяться местные нормативные показатели по труду, численность должностей медицинского персонала должна быть установлена по объему работы.
Выводы
В бюджете времени, затрачиваемого на выполнение должностных обязанностей заведующим отделением, 47,96% зависит от числа врачей-стоматологов-ортопедов. Регрессионный анализ свидетельствует, что при увеличении числа должностей врачей-стоматологов в отделении на единицу число должностей заведующих ортопедическим отделением пропорционально увеличивается на 0,082 должности.
Необходимое число должностей заведующих ортопедическими отделениями стоматологической поликлиники, при минимальном числе работающих в ней врачей-стоматологов-ортопедов – 4, должно составлять 1,25 должности, при 12 – 2. Рабочий день заведующего отделением составляет 9,58 часа. Это является существенной перегрузкой, что, естественно, не способствует качественному исполнению своих должностных обязанностей данным специалистом.
В целях повышения эффективности работы заведующих отделениями
стоматологических поликлиник и качества лечебно-диагностического процесса необходимо следующее:
- надлежащее оборудование рабочего места (офисного кабинета), оснащение его оргтехникой и соответствующим программным обеспечением;
- комплексная информатизация и автоматизация деятельности и анализа отделения, внедрение систем электронного документооборота;
- установление высоких стандартов качества и стимулирование данных специалистов к повышению квалификации по специальности ;
- формирование корпоративной идентичности, что, в свою очередь, будет способствовать развитию корпоративной культуры;
- формирование профессионально важных психологических качеств (организаторских, интеллектуальных, коммуникативных), развитие навыков общения и деловых контактов;
- обеспечение возможности повышения уровня знаний и навыков в соответствии с требованиями к должности, в частности, по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;
- штатные нормативы данных специалистов необходимо привести в соответствие с установленными нами нормативами;
- ряд функций делегировать другим сотрудникам, сократив перечень должностных обязанностей заведующих ортопедическими отделениями.
Литература
1. Абаев З.М. Совершенствование планово-нормативной базы работы стоматологических ортопедических отделений. Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. М.: ГУ ННИИ общественного здоровья РАМН. 2005. 47 с.
2. Андреева С.Н. Системный анализ оценок, принятых в практике отечественной ортопедической стоматологии. Дисс. ... канд. мед. наук. М., 2004. 183 с.
3. Возный А.В. Пути совершенствования стоматологической ортопедической помощи населению Тюменской области // Уральский медицинский журнал. 2008. №10(50). С. 6–10.
4. Воронин В.Ф., Шестаков В.Т. Основные направления системных исследований на современном этапе развития отечественной стоматологии // Стоматология. 2000. №6. С. 55–58.
5. Ибрагимов Т.И. перспективы современной ортопедической стоматологии // Медицинский вестник. 2006. №3. С. 2–3.
6. Кустов И.Н. Совершенствование организации ортопедической помощи населению в негосударственных стоматологических организациях. Автореф. дисс. … канд. мед. наук. М., 2005. 21 с.
7. Маляр Р.В. Отношение руководителей стоматологических служб к проблемам управления качеством стоматологической помощи / Р.В. Маляр, А.А. Канюра / / Таврический медико-биологический вестник. Крым, 2009. Т. 12. №4 (48). С. 255–257.
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.12.2011 №1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях».
9. Трезубов В.В. Концептуальные, клинические и организационные подходы к системе экспертных оценок качества ортопедической стоматологической помощи населению. Автореф. дисс. … д-ра мед. наук. М., 2012. 26 с.
10. Трезубов В.В. Анализ некоторых показателей годовых отчетов ортопедического стоматологического отделения: Взаимозависимость категорий количества и качества оказания помощи // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2011. Т. XVIII. №1. С. 22–24.
Рисунки, формулы - в приложении