Top.Mail.Ru

Об итогах работы управления Росздравнадзора по Томской области в 2011 г.

 14894

Об итогах работы управления Росздравнадзора по Томской области в 2011 г.
В статье дан анализ контрольно-надзорной деятельности Управления Росздравнадзора по Томской области в 2011 г. Обозначены проблемы, определены приоритеты в работе Службы на 2012 г.

Краткая характеристика Томской области

Общая площадь Томской области составляет 316,9 тыс. кв. км. Численность населения, проживающего на территории области, - 1 043,8 тыс. человек. Область насчитывает 20 муниципальных образований (в т.ч. город федерального значения Северск), 16 муниципальных районов, 3 городских округа, 3 городских поселения и 117 сельских поселений. При этом на территории области находятся 12 районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Административный центр Томской области - город Томск (более 500 тыс. жителей).

Структура подконтрольных организаций, осуществляющих деятельность на территории Томской области, представлена на рисунке 1.
     
организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, 774    70,6%
организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность, 252    23,0%
организаций, осуществляющих социальное обслуживание, 66    6,0%
организаций осуществляющих производство лекарственных средств, 5    0,5%
     
В настоящее время Управление Росздравнадзора по Томской области имеет все необходимое материально-техническое оснащение для выполнения всех государственных полномочий и функций. В структуре Управления работают 3 отдела:
- отдел финансового, кадрового и правового обеспечения;
- отдел контроля и надзора в сфере оказания медицинских услуг;
- отдел организации контроля обращения лекарственных средств и оказания социальной помощи населению.

Из 15 должностей, предусмотренных штатным расписанием, укомплектовано 14.
В 2011 г. Управлением было проведено 659 проверок, в т.ч.:
- медицинской деятельности – 296;
- социальной сферы – 80;
- по контролю за расходованием субвенций – 27;
- фармацевтической деятельности – 256.

Преимущественно проводились комплексные проверки. Проведение комплексных мероприятий позволило повысить их эффективность, снизить число проверок и расходование денежных средств.

Контроль и надзор в сфере оказания медицинской помощи

Всего в течение года сотрудниками управления проведено 296 контрольных мероприятий в сфере оказания медицинской помощи, что составило 42% от общего количества проверок. Значительное место в работе Управления было уделено лицензированию медицинской деятельности. В 2011 г. в управление Росздравнадзора за получением лицензий и переоформлением документа, подтверждающего наличие лицензии, обратилось 136 лицензиатов и соискателей лицензии на осуществление медицинской деятельности, из них:
- за предоставлением лицензии – 43, в т.ч. по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи - 5;
- за переоформлением документа, подтверждающего наличие лицензии, - 77, в т.ч. по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи – 2;
- за продлением срока действия лицензии в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, – 16.

Следует отметить, что снизилось количество заявлений на предоставление лицензий, в то время как увеличилось количество поданных заявлений на переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии и продление срока действия лицензии (до вступления в силу Федерального закона №99-ФЗ). В связи с тем, что Управление проводит консультации с лицензиатами и соискателями лицензий, отказов в предоставлении и переоформлении лицензий нет. Средний срок с момента подачи заявления и получение лицензии – 14 дней.

В рамках данной государственной функции проводились проверки соблюдения лицензионных требований и условий. Проведено 96 проверок лицензиатов, из них 71% - плановые.
Структура проверенных организаций:
- федеральные организации - 14, в 3 организациях выявлены нарушения, по результатам проверок составлены протоколы;
- государственные (областные) – 34, в 3 организациях выявлены грубые нарушения, составлены протоколы;
- муниципальные организации и учреждения – 20, в 7 из них выявлены нарушения, составлены предписания.

По итогам проведения лицензионного контроля для устранения нарушений из областного бюджета были выделены средства, что помогло решить часть проблем учреждения:
- для ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы – 16 млн руб.;
- для ОГБУЗ «Томская областная туберкулезная больница» - 47 млн руб.

Контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи
В 2011 г. Управлением Росздравнадзора проведено 30 проверок соблюдения стандартов медицинской помощи, в т.ч. 5 – по контролю за оказанием высокотехнологичной медицинской помощи. В деятельности 11 из них выявлены нарушения законодательства. По итогам контрольно-надзорной деятельности выдано 11 предписаний. По результатам 3 проверок материалы направлены в прокуратуру.

Из 30 проведенных проверок 20 - внеплановые. Основанием для проведения внеплановых проверок послужили обращения граждан о фактах возникновения угрозы вреда жизни и здоровью, а также незаконное взимание денег за медицинские услуги. В 3 случаях материалы направлены в прокуратуру, по 8 обращениям граждан возвращено 35 тыс. руб., незаконно полученных за медицинские услуги.

Контроль за порядком производства медицинской экспертизы

Из 67 проверок 60 было посвящено контролю за порядком производства экспертизы временной нетрудоспособности. В 83% выявлены нарушения. После проведенной совместно с сотрудниками Фонда социального страхования совещания и аттестации их специалистов увеличилось количество совместных проверок. По 26 из них принято решение о проведении повторных проверок, в 8 случаях материалы направлены в органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Контроль реализации национального проекта «Здоровье»


Общее количество проверок по контролю за реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье» составило 64. По результатам контрольно-надзорных мероприятий выдано 25 предписаний. О результатах проверок руководитель Управления ежемесячно  информирует главного федерального инспектора, прокуратуру и Департамент здравоохранения Томской области.

Информация по выявленным нарушениям в ходе проверок по вопросу дополнительной диспансеризации работающих граждан в 14 случаях была направлена в территориальный Фонд ОМС.

Результаты контрольно-надзорных мероприятий в 2011 г. позволили улучшить подготовку кадров первичного звена (все специалисты имеют действующие сертификаты), повысить эффективность использования медицинского оборудования, уменьшить количество врачебных участков с численностью населения, превышающей норматив (с 126 в 2008 г. до 68 в 2011 г.).

В настоящее время все учреждения имеют лицензию на работы и услуги, связанные с использованием медицинского оборудования. Проблематичным пока что остается выполнение планов реабилитации по результатам дополнительной диспансеризации работающего населения и диспансеризации детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях. Активная работа в этом направлении продолжается.

Контроль и надзор в сфере оказания социальной помощи


В Томской области находится 66 учреждений и организаций, работающих в сфере социального обслуживания, в отношении которых в течение 2011 г. проведено 39 контрольно-надзорных мероприятий. Среди наиболее значимых проблем в обеспечении соблюдения государственных стандартов социального обслуживания населения следует отметить:
- низкую укомплектованность квалифицированными кадрами врачей, специалистов по социальной работе, хозяйственным и обслуживающим персоналом, недостаток средних медицинских работников;
- недостаточное финансирование учреждений, которое осуществляется не от нормативной потребности, определенной государственными стандартами социального обслуживания, а от минимальных финансовых показателей расходов предыдущего года;
- очередность для устройства в учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий за деятельностью учреждений социальной защиты населения по соблюдению государственных гарантий, обеспечивающих социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлена необходимость проведения капитального ремонта в 7 из 12 проверенных учреждений: ОГКОУ «Бакчарский детский дом», ОГКУ «СРЦН Кривошеинского района», ОГКОУ «Асиновский детский дом», ОГКСУ «Тунгусовский детский дом», ТОГКОУ «Специализированный (коррекционный) детский дом №1», ОГКОУ «Тогурский детский дом», ОГКОУ детский дом «Орлиное гнездо».

В 2011 г. Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области в адрес Управления Росздравнадзора по Томской области представлена информация о проведении в 2012 г. в данных учреждениях капитального ремонта, а также о выделении дополнительных денежных средств в размере 2,75 млн руб. для реконструкции пищеблока ОГКОУ «Бакчарский детский дом».

В 3 учреждениях (ОГКУ «СРЦН Кривошеинского района», ОГКОУ «Асиновский детский дом», ОГКОУ детский дом «Орлиное гнездо») выявлены нарушения в оказании социально-психологических услуг детям в соответствии с Национальными стандартами социального обслуживания Российской Федерации. По исполнению выданного предписания в учреждениях выделены помещения для работы психологов, комнаты оборудованы новой мебелью, произведено комплектование материалами для предоставления социально-психологических услуг детям.

В 2 учреждениях (ОГКУ «СРЦН Кривошеинского района», ОГКОУ «Асиновский детский дом») выявлены факты нарушения Национального стандарта Российской Федерации в части использования клиентами непригодного мягкого инвентаря. Для приобретения и замены мягкого инвентаря учреждениям были выделены дополнительные средства:
- ОГКУ «СРЦН Кривошеинского района» - 300 тыс. руб.;
- ОГКОУ «Асиновский детский дом» - 350 тыс. руб.

Кроме этого, ОГКУ «СРЦН Кривошеинского района» было выделено 50 тысяч руб. на приобретение компьютерной техники для детей.

В областном психоневрологическом интернате из 34 пациентов, нуждающихся в инвалидных колясках, только 2 были ими обеспечены. Во исполнение предписания Управления Росздравнадзора приобретено еще 32 коляски.

Анализ результатов проверок учреждений социального обслуживания выявил положительные тенденции:
- по состоянию на 1 января 2012 г. все учреждения социального обслуживания, оказывающие медицинскую помощь, имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности;
 - во всех учреждениях разработана и внедрена внутренняя система контроля качества предоставляемых социальных услуг;
 - в учреждениях социального обслуживания приняты меры по созданию безбарьерной среды проживания клиентов;
- проводится работа по ликвидации очередности для устройства в учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля. Во II кв. 2012 г. планируется ввод в действие учреждения психоневрологического профиля на 130 мест. В настоящее время очередь на устройство в психоневрологические учреждения составляет 325 человек.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

В 2011 г. в части контроля и надзора за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных гражданпроведено 27 проверок (табл. 1).
     
При проведении проверок органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан выявлены следующие нарушения (рис. 2):
        
Нарушения в ведении личных дел подопечных    17,2%
Отсутствие в органах опеки и попечительства отчетов опекунов (попечителей)    34,5%
отсутствие проверок органами опеки и попечительства условий жизни опекаемых    6,9%
неудовлетворительная работа по осуществлению контроля за расходованием денежных средств опекаемых    17,2%
неудовлетворительная работа по информированию граждан о возможности стать опекунами через средства массовой информации    24,1%

- нарушения в ведении личных дел подопечных – в 5 органах опеки и попечительства;
- отсутствие отчетов опекунов (попечителей) – в 10 органах опеки и попечительства;
- отсутствие проверок органами опеки и попечительства условий жизни опекаемых – в 2 органах опеки и попечительства;
- неудовлетворительная работа по осуществлению контроля за расходованием денежных средств опекаемых – в 5 органах опеки и попечительства;
- неудовлетворительная работа по информированию граждан, проживающих на территории района, о возможности стать опекунами, через средства массовой информации - в 7 органах опеки и попечительства.

Анализ результатов проверок выявил общие проблемы в деятельности органов опеки и попечительства районов Томской области, а именно:
- отсутствие межведомственного взаимодействия между органами опеки и попечительства с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями;
- отсутствие в средствах массовой информации публикаций для граждан, проживающих на территории области, о возможности стать опекунами или попечителями в отношении совершеннолетних недееспособных граждан.
     
Контроль за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитацией инвалидов
В Томской области медико-социальную экспертизу осуществляют Бюро медико-социальной экспертизы смешанного профиля №81 ФКУ «Главное бюро МСЭ ФМБА России», а также ФГУ «Главное бюро МСЭ по Томской области», в составе которого 16 филиалов и два экспертных состава.

В 2011 г. сотрудниками Управления Росздравнадзора по Томской области проведено 2 проверки порядка организации и осуществлениямедико-социальной экспертизы, проверено ФГУ «Главное бюро МСЭ по Томской области» и 10 его филиалов.

В структуре выявленных нарушений наиболее значимыми являются следующие:
- нарушение нормативов площадей для размещения учреждений медико-социальной экспертизы;
- отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов в учреждения МСЭ;
- недостаточная укомплектованность специалистами медико-социальной экспертизы (от 50 до 75%).

Отрадно отметить, что с 1 марта 2012 г. Главное бюро МСЭ переехало в новое здание, отвечающее всем требованиям.
Не без участия Управления организовано взаимодействие между Департаментом социальной защиты населения Томской области, Департаментом семьи и детства, ФГУ «ГБ МСЭ по Томской области» и Управлением Росздравнадзора. В целях проработки вопросов межведомственного взаимодействия по реализации мероприятий социальной реабилитации инвалидов периодически проводятся совещания с участием руководителей данных организаций, начата работа по формированию единого банка данных об инвалидах, в т.ч. детях-инвалидах, проводится координация мероприятий по выполнению инвалидами индивидуальных программ реабилитации.
 
Контроль за расходованием субвенций

Во исполнение функции по контролю за расходованием субвенций в 2011 г. Управлением Росздравнадзора по Томской области было проведено 27 проверок, что на 17% превышает показатели 2010 г. (23 проверки). По итогам проверок выдано 5 предписаний, что составляет 18% от общего объема проверок.

Проведенные в 2011 г. мероприятия по контролю за расходованием субвенций позволили:
1. Обеспечить соответствие выплат, производимых с целью предоставления гражданам мер социальной поддержки, размерам, установленным законодательством. Так, выявленная недоплата пособия на ребенка военнослужащего в размере 15 800 руб. в полном объеме перечислена на счет получателей пособия, что подтверждено платежными документами.
2. Обеспечить соблюдение норм законодательства Российской Федерации. Так, в учреждениях социальной поддержки населения был усилен контроль за соблюдением предельно допустимого размера на расходы по оплате услуг почтовой связи и банковских услуг, а также компенсации затрат на обеспечение деятельности.
3. Оказать организационно-методическую поддержку сотрудникам органов государственной власти субъекта

Российской Федерации при оформлении необходимых документов. Так, в учреждениях социальной поддержки населения формы документов и порядок их предоставления для оформления мер социальной поддержки были приведены в соответствие с законодательством.

Контроль и надзор в сфере обращения лекарственных средств

Управление в ходе реализации своих полномочий осуществляет контроль и надзор за деятельностью 5 предприятий по производству лекарственных средств, 14 предприятий оптовой торговли лекарственными средствами, 252 юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, работающими в сфере лекарственного обеспечения.
С целью надзора за качеством лекарственных средств, находящихся в обращении, в 2011 г. был проведен мониторинг лекарственных средств, поставленных на территорию Томской области предприятиями оптовой торговли. Мониторинг проведен в соответствии с письмами Росздравнадзора о забракованной продукции. В результате проведенных мероприятий документально подтверждено изъятие из обращения 158 серий и уничтожение 23 серий недоброкачественных лекарственных средств (табл. 2).

В рамках выборочного государственного контроля произведен отбор 320 образцов лекарственных препаратов (270 образцов по плану и 50 дополнительно). Для проведения скрининга качества произведен отбор 120 образцов лекарственных средств. Таким образом, всего было изъято 440 образцов лекарственных препаратов. В результате экспертиз принято решение о соответствии установленным требованиям 318 серий лекарственных препаратов и соответствие спектру сравнения 120 серий лекарственных препаратов, 2 серии лекарственных препаратов не соответствовали установленным требованиям по показателям «Описание», т.е. брак составил 0,4%.

В рамках контроля за уничтожением лекарственных средств было дано предписание уничтожить 2 серии лекарственных препаратов, забракованных по результатам экспертизы качества, и 2 предписания уничтожить лекарственные препараты с истекшим сроком годности. Проведено 4 контрольных проверки по выполнению предписаний. Всего было изъято из обращения и уничтожено 16 наименований (95 упаковок) забракованных и с истекшим сроком годности лекарственных препаратов.

Контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг

В рамках исполнения функции по контролю за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг Управлением проводится еженедельный и ежемесячный мониторинг закупа, поставок, выписки, отпуска лекарственных препаратов по программе ОНЛС, постановки рецептов на отсроченное обеспечение, анализ письменных и устных обращений граждан в связи с реализацией программы.
В 2011 г. Управлением проведено 34 проверки участников реализации программы ОНЛС: 26 плановых и 8 внеплановых, в т.ч. 23 аптечных учреждения, 11 ЛПУ и  орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В 12 проверенных юридических лицах выявлены нарушения, в т.ч. в 7 ЛПУ и 5 аптечных учреждениях. По результатам проведенных проверок выдано 12 предписаний для устранения выявленных нарушений. Кроме этого, сотрудники Управления приняли участие в 9 проверках областной прокуратуры в качестве экспертов.

В 2011 г. сохраняется стабильная ситуация с обеспечением льготных категорий граждан лекарственными средствами. Одним из количественных показателей оценки ситуации является динамика обращения граждан в Росздравнадзор: в 2011 г. в Управление поступило обращений почти в 2 раза меньше, чем в 2010 г.

Контроль цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП

В 2011 г. сотрудниками Управления Росздравнадзора проведено 25 (по 63 местам осуществления деятельности) плановых проверок по осуществлению государственного контроля за ценами на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Нарушения выявлены только в 1 случае (факт превышения уровня торговой надбавки на лекарственные препараты).

В 2011 г. отсутствуют нарушения, имевшие место в 2010 г., такие как:
- реализация лекарственных препаратов без зарегистрированных цен;
- реализация ЖНВЛП с превышением максимальных цен;
- нарушения в оформлении протоколов согласования цен;
- доступность и актуальность информации для населения о зарегистрированных ценах на ЖНВЛП.
     
Мониторинг и анализ хода реализации региональной программы модернизации здравоохранения Томской области
Освоение федеральных средств по программе модернизации здравоохранения составило 67,5% (для сравнения: по Сибирскому ФО – 52,9%, по РФ – 59,3%).

В течение 2011 г. 6 лечебных учреждений г. Томска и 19 ЛПУ районов Томской области получили лицензии на отдельные виды специализированной помощи. В настоящее время 35 учреждений имеют лицензии на специализированную помощь. В области внедрено 57  федеральных стандартов оказания медицинской помощи.
Модернизация позволила реформировать инфраструктуру системы здравоохранения. Организовано:
- 27 домовых хозяйств и проведено обучение по оказанию первой помощи;
- 2 центра амбулаторной хирургии;
- 7 мобильных бригад;
- 35 кабинетов неотложной помощи;
- 7 межмуниципальных центров;
- 3 отделения экстренной помощи.
Это позволило достигнуть неплохих показателей эффективности программы модернизации здравоохранения:
- снизился показатель материнской смертности – с 14,6 до 14,5;
- снизилась смертность от внешних причин на 18,6%;
- снизилась смертность от болезней системы кровообращения на 3,5%;
- коэффициент смертности населения снизился на 3,9%;
- коэффициент рождаемости увеличился на 0,8%;
- естественный прирост населениясоставил + 1,0 (2010 г. - 0,4).

Вывод

Таким образом, в течение 2011 г. Управлением Росздравнадзора по Томской области проведены проверки по всем направлениям, определенными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. По большинству позиций, благодаря регулярно проводимым комплексным мероприятиям по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, произошли положительные изменения.

Приоритетным направлением в деятельности Управления в 2012 г. является содействие повышению доступности и качества медицинской, социальной и лекарственной помощи гражданам Томской области.

Рисунки, таблицы - в приложении



Специалистам здравоохранения