
Публикация представляет собой выдержки из доклада, прочитанного автором на конференции «Надлежащая производственная практика в России – бремя или благо?» В апреле 2010 г. Гарантия качества, эффективности и безопасности лекарственных средств является одной из основных задач государства в области охраны здоровья граждан. Статья рассказывает о системе контроля качества лекарственных средств в России и о деятельности Росздравнадзора по выявлению и изъятию из обращения недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств. В статье также приведены сведения о состоянии отечественной фармацевтической промышленности и обозначены основные системные проблемы отрасли.
О системе контроля качества лекарственных средств
Лекарственные средства являются специфическим продуктом производства, качество которых потребитель не может оценить самостоятельно. Поэтому гарантия качества, эффективности и безопасности лекарственных средств является одной из основных задач государства в области охраны здоровья граждан.
В настоящее время процесс производства и контроль качества лекарственных средств на подавляющем большинстве фармацевтических предприятий в различных странах мира осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в правилах GMP. Правила GMP – важный элемент системы обеспечения качества лекарственных средств, их внедрение отвечает как интересам потребителей, так и интересам самих фармпроизводителей, потому что именно внедрение правил GMP в России отражает объективную тенденцию развития отрасли, необходимость ее модернизации и интеграции в мировую экономику.
На территории Российской Федерации осуществляют деятельность по производству лекарственных средств 460 предприятий, при этом 63 предприятия имеют государственную форму собственности (по данным на 1 апреля 2010 г.). Количество выданных лицензий на производство лекарственных средств составляет более 730. География фармацевтических предприятий представлена следующим образом: в Центральном федеральном округе находится 204 предприятия, в Приволжском – 69, Северо-Западном – 52, Сибирском – 51, Южном – 40, Уральском – 30, Дальневосточном – 8 и Северо-Кавказском – 6.
О ежегодном стабильном развитии отрасли говорят следующие экономические показатели в действующих ценах, представленные Госкомстатом России. Объем производственной продукции в 2008 г. составил 74,8 млрд. руб., в 2009 г. – 95,6 млрд. руб., таким образом, темпы роста составили 127,8%. В I квартале 2010 г. по отношению к соответствующему периоду 2009 г. темпы роста еще более увеличились и составили 159,7%.
По данным Министерства промышленности и торговли РФ, объемы продаж лекарственных средств в Российской Федерации показывают постоянный рост и благоприятный прогноз на ближайшие годы (рис. 1).
Данные об экспорте и импорте отечественной фармацевтической продукции говорят о стабильности уже сложившегося российского рынка лекарственных средств. В 2009 г. экспорт ЛС составил 338,0 млн. долл., в 2008 г. – 337,4 млн. долл. (темпы роста 99,8%). Импорт лекарственных средств в 2009 г. составил 8 998,9 млн. долл., в 2008 г. – 8 543,5 млн. долл. (темпы роста 94,9%).
Состояние отечественной фармацевтической промышленности характеризуются следующими данными. Средняя рентабельность по отрасли составляет 17%, степень износа основных фондов – 60%, на фармацевтических предприятиях занято около 70 тыс. человек. На международные стандарты GMP перешли примерно 10% предприятий, 40% предприятий имеют отдельные цеха, которые работают по системе GMP, и 50% – даже не начинали перехода на международные стандарты производства. К основным проблемам российских фармацевтических компаний можно отнести отсутствие производственных площадок, оборудованных в соответствии со стандартами GMP, устаревший ассортиментный портфель и неэффективную систему продвижения и сбыта продукции. Одной из важных проблем фармпредприятий является также отсутствие современной системы контроля качества произведенных лекарственных средств, отвечающей необходимым требованиям.
В целом обеспечение качества лекарственных средств, находящихся в обращении на территории Российской Федерации, является одной из приоритетных задач в области здравоохранения. При этом уровень требований, предъявляемый к лекарственным средствам, определяет уровень безопасности применения лекарственных средств на территории каждой страны.
Система государственного контроля качества лекарственных средств включает в себя:
- оценку эффективности, безопасности и утверждение стандартов качества на лекарственные средства при регистрации;
- оценку качества впервые производимых и впервые ввозимых лекарственных средств при допуске в обращение;
- экспертизу качества лекарственных средств, находящихся в обращении (выборочно);
- мониторинг качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, находящихся в обращении;
- инспекционный контроль.
В настоящее время система государственного контроля лекарственных средств находится в стадии реформирования.
Росздравнадзором создана система выявления и изъятия из обращения недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств. Составляющими данной системы являются:
- территориальные управления Росздравнадзора;
- испытательные лаборатории;
- единая информационная система;
- системы качества в организациях-производителях лекарственных средств, розничных и оптовых фармацевтических организациях.
Для совершенствования системы выявления и изъятия из обращения недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств государством предпринято создание государственных испытательных лабораторий. Такая лаборатория уже начала работать в Гудермесе (Чеченская Республика), в ближайшее время планируется открытие лабораторий в Хабаровске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге. Поставлена задача до конца 2010 г. открыть испытательные лаборатории во всех федеральных округах.
Начиная с 2009 г. обеспечено бюджетное финансирование государственного выборочного контроля качества социально значимых категорий лекарственных средств, таких как:
- инсулины;
- антибиотики для внутривенного и внутримышечного введения;
- средства для наркоза;
- инфузионные растворы, растворы для парентерального питания и кровезаменители;
- фармацевтические субстанции, предназначенные для производства лекарственных средств отечественными производителями;
- цитостатики в лекарственных формах для инъекций;
- препараты, получаемые из крови и плазмы донорской.
В 2009 г. в результате мониторинга качества лекарственных средств, находящихся в обращении, было выявлено и изъято 405 торговых названий 1110 серий недоброкачественных лекарственных средств, причем более половины серий (63%) составили отечественные ЛС.
Динамика выявления недоброкачественных лекарственных средств в 2005 – 2009 гг. говорит о том, что количество их не уменьшается (рис. 2, 3, 4; таблица 1).
Чаще всего изымаются лекарства по таким критериям несоответствия, как описание, упаковка, маркировка, а также механические включения и др., что является очень серьезным показателем, характеризующим качество ЛС (таблица 2).
В распределении изъятых недоброкачественных лекарственных средств отечественного производства по показателям качества критические показатели составляют 35%.
Распределение изъятых из обращения в 2009 г. недоброкачественных лекарственных средств по лекарственным формам представлено на рис. 5, таблица 3. Мы видим, что большая часть лекарственных средств (63%) приходится на жидкие формы - стерильные растворы, препараты для инъекций, и здесь нам есть над чем задуматься самым серьезным образом.
В первую десятку рейтинга производителей лекарственных средств по объему забракованной продукции, кроме предприятия ЗАО «ФармФирма Сотекс», вошли такие фармацевтические предприятия, как ООО «Йодные технологии и маркетинг», ЗАО «Ростовская фармфабрика», ОАО «Флора Кавказа», а также ОАО «Биосинтез», ОАО «Мосхимфармпрепараты» и др. (таблица 4).
Наиболее часто встречающиеся нарушения организации производства и контроля качества лекарственных средств:
- неэффективное функционирование системы обеспечения качества, что приводит к производству продукции несоответствующего качества;
- нарушения правил хранения сырья и исходных материалов, включая размещение сырья и продукции, условия отбора проб и пр.;
- использование фармацевтических субстанций, не предусмотренных нормативной документацией;
- несоответствие помещений и оборудования условиям, требуемым для производства заявленных лекарственных средств, а также производство несовместимых лекарственных средств в одних производственных помещениях;
- отсутствие данных по валидации чистоты помещений, системы водоподготовки, критических технологических операций и пр.
Установлена взаимосвязь между отклонениями в показателях качества лекарственных средств и нарушениями правил производства (таблица 5). Для оценки технического уровня производства и качества лекарственных средств ВОЗ была создана «Система удостоверения качества фармацевтических препаратов» (действующий вариант принят в 1992 г.). На сегодняшний день к системе присоединилось 140 стран. Россия не является участником соглашения.
Для присоединения к системе необходимо наличие трех основных условий:
- государственная регистрация лекарственных средств;
- регулярное государственное инспектирование фармацевтических предприятий;
- соответствие действующих производств требованиям GMP.
В настоящее время существует российский стандарт ОСТ 42-510-98, представляющий собой свод правил по организации производства и контроля качества лекарственных средств, который был утвержден совместным приказом Министерства здравоохранения России и Министерством экономики Российской Федерации в 1999 г. (приказ №432/512 от 03.12.1999 «О введении в действие Стандарта отрасли ОСТ 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)»). Стандарт распространяется на все предприятия, выпускающие готовые лекарственные средства, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности и носит рекомендательный характер. Этот стандарт требует гармонизации с международными требованиями GMP, поскольку его выполнение не гарантирует безусловно высокого качества производимой продукции. В России построены предприятия с производственными помещениями по GMP (более 15 площадок), однако система обеспечения качества ЛС на большинстве предприятий слаба или отсутствует. Подтверждение тому – «милдронатовый» кризис, использование в производстве фальсифицированных субстанций и др.
Кроме того, у Росздравнадзора нет права проводить GMP-инспекции зарубежных производственных площадок.
Каковы системные проблемы российской фармацевтической промышленности?
- отсутствие утвержденной национальной концепции развития фармацевтической промышленности (в настоящее время она разработана);
- низкий уровень инноваций и технологий, используемых при разработке и производстве лекарственных средств (высшим руководством страны поставлена задача повысить этот уровень);
- отсутствие механизмов финансирования разработок лекарственных препаратов;
- множество разрывов в критических цепях взаимодействий, обеспечивающих создание новых отечественных инновационных брэндов; отсутствие должного уровня кооперации между компаниями; неравномерное развитие отдельных технологичных секторов, участвующих в разработках лекарственных средств;
- низкий уровень российского патентного законодательства и законоприменительной практики относительно международных стандартов;
- непрерывно истощающийся кадровый потенциал отечественной науки и производства;
- сырьевая зависимость отечественной промышленности.
Чрезвычайно серьезным является кадровый вопрос. Существует острая потребность в подготовке квалифицированных специалистов для современных фармацевтических производств, обладающих знаниями по новейшим технологиям производства лекарств (в основном ГЛС-таблетирование, капсулирование, ампулирование), современному оборудованию, материалам, а также действующим стандартам производств (GMP и др.) со знанием современных норм и правил по регистрации и сертификации. Проблемой является не столько отсутствие кадров как таковых (формально обучение проводится в большом количестве учебных заведений), сколько дефицит подготовленных специалистов мирового уровня. Мы практически не имеем специалистов, владеющих вопросами контроля качества, способных работать в условиях GMP. В настоящее время лицензию на подготовку кадров по специальности «Фармация» имеют 48 вузов и только 2 вуза (в Курске и С.-Петербурге) выпускают инженеров химико-технологического профиля и специалистов для фармацевтических производств. В 2009 г. неудовлетворенность спроса на специалистов-производственников указывает на то, что «свободных» высококвалифицированных кандидатов на рынке уже нет, и в большинстве случаев единственным способом получить нужного специалиста является HeadHunter.
Однако выход из ситуации возможен. Первый – чрезвычайно важный! – шаг на пути к переходу российской фармпромышленности на стандарты GMP сделан: принят Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Сейчас предстоит принять подзаконный нормативный акт, обязывающий предприятия выполнять требования GMP (закон обязывает предприятия перейти на стандарты GMP к 2014 г.).
Наиболее оптимальный путь совершенствования российской фармотрасли заключается в сотрудничестве частного бизнеса с государством, предполагающего создание государственно-частного партнерства с долевым финансированием, когда каждая сторона предоставляет имеющиеся у нее ресурсы и одновременно берет на себя часть потенциальных рисков. Такой подход хорошо зарекомендовал себя во многих странах.
Одновременно с этим необходимо развитие собственного производства не только готовых лекарственных форм, но и сырья. Чтобы снизить зависимость России от импортных субстанций, необходимы значительные инвестиции в модернизацию производства, в т.ч. закупку оборудования, финансирование научных разработок, создание маркетинговой стратегии реализации субстанций и др.
Меры по поддержке отечественной фармацевтической отрасли, реализуемые в рамках государственной лекарственной политики, должны быть направлены на поощрение конкуренции, что в конечном счете приведет к снижению цен на лекарственные средства, обеспечению их качества, а также повышению доступности лекарственных средств для населения.
В основе концепции GMP лежит принципиально новый подход к обеспечению качества лекарственных средств, а именно переход от контроля качества готовой продукции к обеспечению ее качества во время процесса производства. При этом объектом контроля в первую очередь становятся сам процесс производства и различные производственные факторы (здания, помещения, оборудование, персонал и т.д.). Поэтому только соблюдение принципов, требований и норм правил GMP на фармацевтических предприятиях гарантирует выпуск эффективных и безопасных лекарственных средств надлежащего качества.
Приложение см. в прикрепленном файле