Top.Mail.Ru

О реализации Росздравнадзором плана перехода на выполнение государственных функций в электронном виде


О реализации Росздравнадзором плана перехода на выполнение государственных функций в электронном виде

А.Н.СТЕНИН, и.о. руководителя Межрегионального информационно-аналитического управления Росздравнадзора, к.м.н.;
К.Г.ПОСПЕЛОВ, зам. руководителя Межрегионального информационно-аналитического управления Росздравнадзора;
А.А.МАЛИН, советник руководителя Росздравнадзора, к.ф.н.;
А.А.КОРСУНСКИЙ, зам. руководителя Межрегионального информационно-аналитического управления Росздравнадзора, д.м.н., профессор
+ эл. адрес

«…В следующем году государственные услуги
будут доступны и через электронные каналы связи…
Через два года в такой, электронной, форме будет
предоставляться не менее 60 ключевых
государственных услуг. Вот в чём цель…»

(Послание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева к Федеральному cобранию 12.11.2009)

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 №478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 №1555-р «Об утверждении плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития приступила к активной реализации мероприятий по переводу государственных функций в электронный вид.

На основании названных нормативных документов за Росздравнадзором закреплены 9 функций, подлежащих первоочередному переводу на исполнение в электронном виде:

  • Контроль за полнотой и качеством осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий по льготному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан. 
  • Регистрация изделий медицинского назначения, а также предоставление гражданам и организациям доступа к информации об изделиях медицинского назначения, прошедших регистрацию. 
  • Регистрация лекарственных средств, предоставление гражданам и организациям доступа к информации о лекарственных средствах, прошедших регистрацию. 
  • Лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, а также предоставление гражданам и организациям доступа к информации о фармацевтических организациях, имеющих соответствующие лицензии. 
  • Лицензирование деятельности по производству лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, а также предоставление гражданам и организациям доступа к информации о производителях лекарственных средств, имеющих соответствующие лицензии. 
  • Лицензирование деятельности по производству медицинской техники, а также предоставление гражданам и организациям доступа к информации о производителях медицинской техники, имеющих соответствующие лицензии. 
  • Предоставление гражданам и организациям доступа к информации об организациях, имеющих лицензии на право обслуживания медицинской техники, а также лицензирование технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). 
  • Лицензирование деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, а также предоставление гражданам и организациям доступа к информации об организациях, имеющих соответствующие лицензии. 
  • Лицензирование медицинской деятельности, а также предоставление гражданам и организациям доступа к информации об организациях, имеющих соответствующие лицензии.

План перевода государственных функций федеральных органов исполнительной власти в электронный вид предполагается реализовать в пять этапов в 2009- 2011 гг. (рис. 1).
     
Основной целью первого этапа плана перехода является доступность информации о государственной функции (услуге) и способах ее получения на Едином портале государственных услуг. В рамках реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 №478 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 №1555-р подписан Приказ Росздравнадзора от 16.10.2009 №8197-Пр/09 об организации работ по переходу на предоставление исполнения государственных функций в электронном виде. На первом этапе решены задачи по созданию внутренней рабочей группы по выполнению плана перехода, назначению ответственных за размещение информации на Едином портале государственных услуг, разработке или модификации административных регламентов, размещению информации о государственной функции (услуги) на Едином портале.

В установленные сроки подготовлен план реализации перевода государственных функций в электронный вид, подготовлен план разработки и согласования административных регламентов. Проводится работа по согласованию проектов административных регламентов в Минздравсоцразвития России и Минэкономразвития России.

Представители рабочей группы Росздравнадзора являются также членами рабочей группы по реализации мероприятий плана перехода, сформированной Минздравсоцразвития России (Департамент информатизации министерства, директор О.В.Симаков), а также рабочей группы Совета главных конструкторов внедрения ведомственных информационных систем Минкомсвязи России (курирующие – заместители министра А.А.Солдатов и А.В.Маслов).

Уполномоченные исполнители прошли обучение методологии размещения информации в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), а также получили ключи электронной цифровой подписи. Сотрудниками, прошедшими обучение, произведено внесение данных в единый портал государственных услуг.

Данная информация доводится до сведения Минздравсоцразвития России, а также представляется на периодических заседаниях рабочей группы в Минкомсвязи России. Проведена работа по подключению рабочих мест сотрудников Росздравнадзора к единому Порталу государственных услуг.
В соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития России, Минкомсвязи России разработаны, утверждены и направлены в Минкомсвязь России и Минздравсоцразвития России детальные планы-графики по каждой государственной функции, исполняемой Росздравнадзором. Проведена работа по подготовке графического описания технологических процессов исполнения административных регламентов и государственных функций.

Росздравнадзором формируются предложения по внесению изменений в административные регламенты, которые будут направлены в Минздравсоцразвития России (по причине отсутствия у ведомства права нормативно-правовой инициативы, утверждение проводится Минздравсоцразвития России). Проработан перечень иных нормативных актов, требующих изменения в связи с поэтапным переходом на исполнение ряда государственных функций в электронном виде.

В соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития России проведена работа по внесению изменений в регламент внутренней организации деятельности Росздравнадзора в части, касающейся доступа граждан и организаций к информации об осуществлении Службой государственных функций согласно положениям Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Проект регламента направлен в Минэкономразвития России.

Необходимо отметить, что уже с конца 2008 г. Росздравнадзор в рамках действующего законодательства и Положения о Росздравнадзоре начал работы по поэтапному переходу к исполнению государственных функций в электронном виде через информационный сайт Росздравнадзора. Реализовано информирование заявителей о ходе регистрации лекарственных средств и лицензировании фармацевтической деятельности, обновляется информация о зарегистрированных лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинских технологиях, предоставленных лицензиях.

В 2009 г. реализованы системы фармаконадзора, мониторинга клинических исследований, предварительного и выборочного государственного контроля, связывающие в единое информационное пространство Росздравнадзор, его территориальные управления, лаборатории по контролю качества лекарственных средств и участников фармацевтического рынка: производителей лекарственных средств, оптовые организации, аптечные сети и лечебно-профилактические учреждения. С начала 2010 г. планируется ввод в эксплуатацию механизмов, обеспечивающих соискателям лицензий возможность получать все уведомления по электронной почте и направлять заявления в Росздравнадзор в электронном виде.

В соответствии с поставленными задачами и руководящими документами Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства экономического развития по 9 вышеперечисленным государственным функциям в установленные сроки завершены работы по реализации первого этапа плана перехода:
- размещена информация на Едином портале государственных услуг о порядке, местах оказания услуг, формах заявлений и административных процедурах;
- направлены на согласование в Минкомсвязь России детальные планы-графики перевода в электронный вид каждой услуги (п.2 Поручений Протокола №СС-П16-25пр);
- направлены в Минкомсвязь России предложения по совершенствованию нормативной правовой базы с целью снятия ограничений на возможность оказания услуг в электронном виде;
- сформирована ведомственная рабочая группа, в Минкомсвязь России предоставлена информация об ответственных должностных лицах за ведение регламентов на портале государственных услуг;
- согласованы графические схемы для каждой услуги.

Задачей последних дней 2009 г. было завершение второго этапа выполнения плана работ, цель которого – предоставить заявителю возможность подготовиться к визиту в орган власти, заранее сформировав полный комплект документов, необходимых для получения услуги. При реализации этого этапа следовало:
- разработать и опубликовать формы документов, которые необходимо предоставить в Росздравнадзор;
- разместить на Едином портале госуслуг формы документов, образцы заявлений и правила их заполнения;
- провести при необходимости модернизацию аппаратно-программного обеспечения.

В настоящее время Росздравнадзором формируется план развития информационной системы на 2010 г. Как приоритетные задачи в него будут включены:
- модернизация программного обеспечения по всем видам лицензирования для обеспечения подачи заявлений в электронном виде, реализация «кабинетов заявителя» для предоставления информации о ходе рассмотрения дел, отправка необходимых уведомлений соискателям лицензий в электронном виде;
- реализация аналогичных задач при регистрации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинских технологий;
- создание системы информирования граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В контексте выполнения планов по переходу к исполнению государственных услуг в электронном виде следует отметить основные проблемы, затрудняющие реализацию проекта.

Основной проблемой остается законодательное требование о предоставлении заявителями документов или их копий, заверенных печатями учреждений или нотариально (т.е. наличие оригинальных печатей и нотариальных заверений). В качестве примера можно привести законодательные акты, регламентирующие оборот лекарственных средств, лицензирование, а также подзаконные акты, регламентирующие эту деятельность, в том числе административные регламенты.

Эти принятые ранее документы, безусловно, не учитывали возможность подачи документов в электронном виде. В настоящее время проводится работа по подготовке предложений для внесения изменений в законодательные и нормативные правовые акты, требующая детального изучения взаимоувязанных законов, подзаконных актов, ведомственных приказов и регламентов, и зачастую в рамках нескольких министерств и ведомств.

Проблемным вопросом является межведомственное информационное взаимодействие. До настоящего времени существует практика заключения двусторонних соглашений об информационном обмене. В качестве главного инструмента по созданию единого пространства информационного взаимодействия Правительство Российской Федерации планирует использование портала государственных услуг.

Не полностью решен вопрос о применении электронной цифровой подписи. Информационный обмен будет возможен в том случае, если будет определен единый удостоверяющий центр для всех федеральных органов исполнительной власти либо заключено соглашение между уже функционирующими в их интересах удостоверяющими центрами по взаимному признанию электронных сертификатов. По информации от Мининформсвязи России, подобное соглашение уже подписано и с будущего года позволит проводить обмен электронными документами с использованием электронной цифровой подписи.

Таким образом можно констатировать, что в 2009 г. Росздравнадзором проведена большая работа в части исполнения руководящих документов Правительства Российской Федерации по организации перевода государственных функций в электронный вид, созданы все необходимые условия для успешной реализации III–V этапов плана перехода к оказанию услуг в электронном виде в 2010-2011 гг.

Рисунок см. в приложении



Специалистам здравоохранения