
И.В.КРУПНОВА, начальник Управления организации государственного контроля обращения лекарственных средств Росздравнадзора, к.ф.н., KrupnovaIV@roszdravnadzor.ru;
Н.Ю.ПОРСЕВА, доцент кафедры управления и экономики фармации факультета дополнительного профессионального образования и факультета заочного обучения Пермской государственной фармацевтической академии, к.ф.н., porsiva-nu@pfa.ru
Проведен сравнительный анализ квалификационных характеристик, квалификационных требований, лицензионных требований, регламентируемых действующими нормативными правовыми актами. Исходя из специфики функциональных обязанностей, обоснована необходимость введения дополнительных должностей специалистов с высшим фармацевтическим образованием. Представлена блок-схема профилирования должностей фармацевтических работников, имеющих высшее фармацевтическое образование, и концепция управления профессиональными компетенциями.
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к обеспечению профессиональной компетентности специалистов фармацевтического профиля, от которой в значительной степени зависит качество фармацевтической помощи населению. В этой связи профессиональная квалификация специалистов находится под контролем государства и является одним из объектов государственного регулирования отношений в сфере обращения лекарственных средств (ЛС), цель которого - поддержание компетентности специалистов на протяжении всей профессиональной деятельности при изменяющихся требованиях к профессиональным качествам.
Действующими нормативными правовыми актами утверждены квалификационные характеристики специалистов [5], квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения [6], лицензионные требования к фармацевтическим работникам при осуществлении фармацевтической деятельности [7].
Согласно преамбуле Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», приведенные в приказе квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. При этом (согласно приказу) наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Утверждаемые лицензионные требования должны базироваться на действующих квалификационных характеристиках и квалификационных требованиях к руководителям и специалистам фармацевтических организаций.
К сожалению, квалификационные требования утверждены лишь для специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием, а для специалистов фармацевтических организаций, имеющих среднее фармацевтическое образование, отсутствуют, поэтому нами проведено сравнение утвержденных квалификационных характеристик и квалификационных требований по руководителям и специалистам, имеющим высшее фармацевтическое образование.
Как показал анализ действующих нормативных документов (приказов Минздравсоцразвития России), квалификационные характеристики и квалификационные требования не вполне согласованы между собой, содержат разные наименования должностей и разные требования к квалификации лиц, занимающих эти должности (наличие и продолжительность стажа для занятия определенной должности, необходимые этапы профессиональной подготовки специалистов) (табл. 1).
Так, должности руководителей имеют разные названия: директор (заведующий) фармацевтической организации, заведующий медицинским складом мобилизационного резерва (квалификационные характеристики), заведующий-провизор и заместитель заведующего-провизора (квалификационные требования). Для провизоров, занимающих рядовые должности, утверждены квалификационные характеристики для двух должностей - провизор и старший провизор, а квалификационные требования – для должностей провизор-технолог и провизор-аналитик. Различаются также требования к квалификации руководителей и специалистов фармацевтических организаций, предусмотренные квалификационными характеристиками, квалификационными требованиями, а также лицензионными требованиями.
Так, квалификационными характеристиками установлены требования: к уровню образования (высшее, среднее), наличию сертификата специалиста по конкретной специальности, стажу работы, в то время как квалификационные требования содержат требования к обязательным этапам профессиональной подготовки (уровень образования (высшее, среднее), интернатура, периодичность повышения квалификации) без установления требований к стажу работы и наличию сертификата специалиста.
Между тем требования к квалификации персонала, предъявляемые при лицензировании фармацевтической деятельности, имеют существенные различия как с квалификационными характеристиками, так и с квалификационными требованиями. Так, согласно квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям для занятия должности руководителя фармацевтической организации необходимо высшее фармацевтическое образование, однако согласно лицензионным требованиям для занятия должности руководителя достаточно среднего фармацевтического образования.
Относительно необходимого стажа работы для руководителя требования также существенно отличаются.
Не вполне согласованы также требования к работникам фармацевтических организаций, занимающим «рядовые» должности, в части названия должностей и требований к квалификации. К тому же квалификационные требования установлены лишь для двух «рядовых» должностей (провизор-технолог и провизор-аналитик), что явно недостаточно при существующем разнообразии фармацевтических организаций и существенном различии выполняемых провизорами функций [4,8,9].
Изучение показало, что провизорами выполняется много видов работ, имеющих существенные различия, что требует разного названия должностей и установления разного перечня профессиональных компетенций.
Так, значительно различаются виды работ провизоров, работающих в организациях оптовой торговли ЛС, выполняющих в основном работы по формированию спроса и обеспечению сбыта фармацевтической продукции; провизоров, выполняющих работы по снабжению, приемке, хранению, экспертизе фармацевтической продукции; провизоров, занимающихся отпуском лекарств населению; провизоров, занимающихся изготовлением лекарств в аптеках; провизоров, занимающихся исключительно информационной работой; провизоров, занимающихся вопросами фармацевтического надзора и надзора за соблюдением лицензионных условий и др.
Исходя из видов фармацевтических работ и услуг, выполняемых в фармацевтических организациях, для специалистов, имеющих высшее фармацевтическое образование, целесообразно введение следующих дополнительных должностей: провизор-информатор (занимающийся информационной работой среди медицинского персонала в медицинских организациях, выполнением обязанностей по информированию медицинских, фармацевтических работников и населения в центрах фармацевтической информации и справочно-информационных центрах); провизор-консультант (осуществляющий профессиональное консультирование населения при отпуске лекарственных препаратов); провизор медицинской организации (выполняющий фармацевтические работы и услуги в медицинской организации); провизор-товаровед (выполняющий работы по снабжению, приемке, хранению, экспертизе фармацевтической продукции и др.); провизор-менеджер (выполняющий работы по формированию спроса и обеспечению сбыта фармацевтической продукции) (табл. 2).
Квалификационные требования к персоналу должны базироваться на профессиональных компетенциях работников, исходя из номенклатуры должностей и основных обязанностей фармацевтических работников в соответствии с занимаемой должностью.
В связи с этим были разработаны методические подходы к разработке перечня профессиональных компетенций и профилированию должностей фармацевтического персонала (на примере аптечных организаций).
На основе детальной проработки и обобщения данных об эффективном управлении персоналом и с учетом результатов проведенных исследований нами разработана блок-схема профилирования должностей фармацевтических работников, имеющих высшее фармацевтическое образование (рис. 1).
Как видно из рисунка, блок-схема включает:
- составление каталога ключевых компетенций фармацевтических работников на основе номенклатуры должностей фармацевтических работников и установления их основных обязанностей;
- разработку эталонных профилей должностей фармацевтических работников;
- разработку должностных инструкций фармацевтических работников;
- проведение оценки соответствия конкретного работника эталонному профилю должности.
Под ключевыми компетенциями понимается набор компетенций, позволяющий работнику выполнять свои профессиональные обязанности максимально эффективно.
На первом этапе нами был составлен каталог профессиональных компетенций фармацевтического персонала аптечных организаций по следующим критериям:
- квалификационный профиль;
- опыт работы;
- необходимые профессиональные знания, умения и навыки;
- психологические профессионально важные качества.
Под квалификационным профилем понимается соответствие профиля образования содержанию профессиональной деятельности.
Под опытом работы в данном случае понимается необходимый стаж работы (фармацевтический стаж, стаж работы в соответствующей должности) в аптечной организации.
Необходимые знания, умения, навыки – набор компетенций, соответствующий требованиям должности, регламентируемым нормативными правовыми актами, внутрифирменными требованиями, установленными в результате исследований [1, 2, 3].
Профессионально важные качества – индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Это качества, важные для профессии, безотносительно к той или иной аптечной организации.
Перечень критериев для определения должности формирует профиль должности – структурированное подробное описание должностной позиции на основе профессиональных компетенций.
На рисунке 2 представлена разработанная нами концепция управления профессиональными компетенциями.
Из рисунка видно, что концепция управления профессиональными компетенциями включает систематизацию по блокам каталога профессиональных компетенций, их контроль, оценку соответствия конкретного фармацевтического работника эталонному профилю должности.
Таким образом, систему управления компетенциями можно определить как «совокупность действий, направленных на приобретение сотрудниками необходимого уровня знаний, опыта, квалификации в соответствии с потребностями организации и общества».
В следующих публикациях будет представлена методология разработки каталога профессиональных компетенций по основным должностям работников аптечных организаций.
Список литературы
1. Абросимов И.Д. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью/ И.Д. Абросимов. - М.: Знание.- 2003.- 548 с.
2. Андреев В.В. Корпоративный менеджмент в современных экономических отношениях/В.В.Андреев. – М.: Экономика, 2003. - 479 с.
3. Арзамасцев А.В. Методика оценки человеческого потенциала/А.В.Арзамасцев, Л.В.Макарова, Т.С.Рожкова//Новая аптека.-2004.-№9.- с. 13–15.
4. Крупнова И.В. Фармацевтический персонал: регламентация требований/И.В.Крупнова, А.В.Солонинина//Новая аптека.- №9.-2008.- с. 38–45.
5. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»: Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 №541н//Консультант-плюс: Правовые акты по здравоохранению.- [2010] (Технология Проф).
6. Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения: Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 №415н//Консультант-плюс: Правовые акты по здравоохранению.- [2010] (Технология Проф).
7. Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности: Постановление Правительства РФ от 06.07.06. №416 (с изм.)//Консультант-плюс: Правовые акты по здравоохранению.- [2010] (Технология Проф).
8. Солонинина А.В. Номенклатура фармацевтических специальностей и должностей нуждается в уточнении/А.В.Солонинина//Фармацевтический вестник, №7- 2004.- 18 с.
9. Солонинина А.В. Фармацевтическое образование: тенденции, задачи и перспективы/А.В.Солонинина//Фармацевтический вестник, №3. - 2006.- с. 17.
Таблицы - в приложении