
И.Н.ЛАПТЕВА, заместитель руководителя Управления Росздравнадзора по Иркутской области, inl@reg38.roszdravnadzor.ru
N.P.Ledyaeva, I.N.Lapteva. About an indispensability of legal regulation of control actions concerning quality assurance of medical aid
In article it is offered to discuss questions of realization by territorial parts Roszdravnadzor of powers under the control over compliance with the quality standards of medical aid.
Key words: powers, compliance with the quality standards of medical aid.
«Все надзорные процедуры должны стать
объективными и беспристрастными»
В.В.Путин,
(заседание Президиума Правительства
Российской Федерации от 09.09.2010)
объективными и беспристрастными»
В.В.Путин,
(заседание Президиума Правительства
Российской Федерации от 09.09.2010)
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 01.01.2008 полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан по осуществлению контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных учреждениях здравоохранения), лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения) и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения), переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, объектами контроля за соответствием качества медицинской помощи, относящимися к полномочиям территориальных органов Росздравнадзора, являются федеральные учреждения здравоохранения, расположенные на территории субъекта, организации муниципальной и частной систем здравоохранения, осуществляющие высокотехнологичную медицинскую помощь. Кроме этого, в рамках исполнения государственной функции по лицензированию медицинской деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», в организациях, которые не относятся к государственной и муниципальной системам здравоохранения, осуществляется контроль за обеспечением лицензиатом «контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам)».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.12.2006 №905 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи» предусмотрена проверка порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу.
Таким образом, необходимо четко разграничить и регламентировать исполнение функции по контролю за соблюдением стандартов качества медицинской помощи и функцию по контролю за исполнением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской помощи в части организации контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) в организациях различной ведомственной принадлежности.
По итогам деятельности Управления Росздравнадзора по Иркутской области за 2008--2009 гг. проверки соблюдения стандартов качества медицинской помощи проводились в федеральных бюджетных учреждениях (ГУФСИН), федеральных государственных учреждениях здравоохранения, федеральном государственном унитарном предприятии.
Контрольные проверки за обеспечением лицензиатами «контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам)» проведены в муниципальных образовательных учреждениях (в большей части - дошкольных), государственных учреждениях здравоохранения, образования и учреждениях социального обслуживания.
В ходе проведения проверок лицензиатами представляются нормативные акты - приказы о создании врачебной комиссии, положение об организации контроля качества, регламентирующее деятельность учреждения (цели, задачи, функции, ответственность, порядок работы, учета и представления отчетности по экспертной деятельности), план-график заседаний врачебной комиссии, утвержденные руководителем учреждения, а также стандарты оказания медицинской помощи, журнал учета клинико-экспертной работы (форма №035/у-02), проверяется ведение учетной и отчетной медицинской документации, наличие анализа внутриведомственной оценки качества оказания медицинской помощи и принимаемые управленческие решения.
Как правило, в образовательных учреждениях и учреждениях социального обслуживания представляются договоры с учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление контроля качества медицинской помощи, на проведение контрольных мероприятий.
По результатам проверок Управлением Росздравнадзора по Иркутской области выявлены следующие нарушения:
1. Недостаточная материально-техническая база учреждений для выполнения стандартов медицинской помощи в полном объеме (учреждения ГУФСИН, социального обслуживания).
2. Недостаточная укомплектованность кадров или отсутствие специалистов.
3. Отсутствие подготовки у специалистов по вопросам экспертизы качества медицинской помощи.
4. Отсутствие утвержденных стандартов медицинской помощи.
5. Несоблюдение стандартов медицинской помощи (необеспеченность лечебно-диагностического процесса, нарушения ведения учетно-отчетной документации, в том числе в указании объемов медицинской помощи и др.).
6. Система внутриведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях не соответствует требованиям:
- не утверждена в полном объеме нормативно-правовая база по вопросам контроля качества медицинской помощи по учреждению (приказы, положения, план работы и т.д.);
- ослаблен и малоэффективен внутриведомственный контроль (формальный характер экспертиз, проводимых на всех уровнях внутриведомственного контроля качества медицинской помощи);
- недостаточный объем проводимых экспертиз: экспертиза I уровня в стационарных отделениях не проводится в 100% случаев, включая экспертизу летальных случаев;
- не представляется в полном объеме экспертиза преемственности оказания медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах оказания медицинской помощи;
- отсутствуют или имеют низкую эффективность принимаемые управленческие решения по результатам экспертиз.
Кроме этого, необходимо констатировать отсутствие у большинства руководителей проверяемых организаций четкого понимания действующих нормативно-правовых актов по организации контроля качества медицинской помощи.
Материалы проверок Управлением Росздравнадзора по Иркутской области направляются в соответствующие подведомственные органы управления для принятия мер реагирования.
В течение последних лет целью государственной политики в области здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности и качества медицинской помощи. Одна из целей программы модернизации здравоохранения - улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации.
Существенные финансовые вложения, осуществляемые государством в систему здравоохранения, должны сопровождаться эффективными мерами по созданию и развитию систем управления качеством медицинской помощи. Деятельность проверяемых и проверяющих должна быть ориентирована на достижение единых оценочных критериев качества медицинской помощи путем законодательного закрепления процедур осуществления контроля качества медицинской помощи.