Top.Mail.Ru

О факторах эффективного сотрудничества территориального органа Росздравнадзора с общественными организациями

 3766

О факторах эффективного сотрудничества территориального органа Росздравнадзора с общественными организациями

А.В. АНТИМОНОВ, к.м.н., руководитель ТО Росздравнадзора по Самарской области, В.В. СЕРГЕЕВ, д.м.н., профессор, зав. кафедрой медицинского права и биоэтики СамГМУ им. Д.И. Ульянова


В статье приведен пример эффективного взаимодействия территориального органа федерального органа исполнительной власти с Общественным советом по защите прав пациентов, объединяющим представителей различных общественных организаций: пациентских организаций, профессиональных ассоциаций медицинских работников и т. п.; опубликованы результаты анкетирования сотрудников ТО Росздравнадзора и сотрудников лицензирующих органов  Самарской, Саратовской областей, Республике Татарстан, соискателей лицензий по вопросу необходимости развития связи и отношений с общественными организациями.


В ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в числе основных принципов противодействия коррупции определены:

- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Указанное определяет актуальность изучения направлений сотрудничества государственных органов с институтами гражданского общества. В этой связи цель настоящего исследования -- определить некоторые факторы эффективного сотрудничества территориального органа Росздравнадзора с общественными организациями.

Одним из важных направлений работы территориального органа Росздравнадзора является лицензирование медицинской деятельности. Поэтому представляло интерес проведение анкетирования субъектов лицензионных отношений по вопросу об установлении и развитии связей (отношений) лицензирующего органа с общественными организациями.

В анкетировании приняли участие 50 сотрудников территориальных органов Росздравнадзора и 50 сотрудников лицензирующих органов трех субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Самарская и Саратовская области), 50 соискателей лицензий на территории Самарской области (всего 150 респондентов).

Для статистической обработки результатов в работе использовали критерий («хи-квадрат») К. Пирсона, который рассчитывали по следующей формуле:

χ2 = 1/n1n2∑ (n1p2 – n2p1)2 / (p1 + p2)

где n1 и n2 - объемы сравниваемых выборок, распределенные в вариационные ряды, p1 и p2 - частоты встречающихся признаков первого и второго рядов распределения. Нулевая гипотеза сводилась к тому, что сравниваемые выборки взяты из одной и той же генеральной совокупности и, следовательно, несовпадение между частотами p1 и p2 носит случайный характер. Нулевая гипотеза отвергалась, если χ2 -- рассчитанное (фактическое) значение критерия Пирсона было больше χ2 -- критического значения критерия Пирсона, которое устанавливалось по таблице критических значений χ2 -- критерия Пирсона при постоянно заданном уровне значимости (5%) и числе степеней свободы, определенном с учетом числа сравниваемых классов.

На вопрос о необходимости для лицензирующего органа установления и развития связей (отношений) с общественными организациями 14% соискателей лицензий, 20% сотрудников Росздравнадзора, 26% сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ считают, что установление и развитие связей и отношений лицензирующего органа с общественными организациями безусловно необходимы (рис.); 80% соискателей лицензий, 56% сотрудников Росздравнадзора, 56% сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ полагают, что необходимость должна обусловливаться конкретными целями и задачами; 6% соискателей лицензий, 12% сотрудников Росздравнадзора, 14% сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ отмечают, что в установлении и развитии указанных связей нет никакой необходимости; 12% сотрудников Росздравнадзора и 4% сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ затруднились ответить на данный вопрос.

При статистической обработке результатов анкетирования по этому вопросу проводили сравнение частот ответов соискателей лицензий с частотами, полученными при анкетировании сотрудников Росздравнадзора, сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ, а также статистически оценивали различия частот ответов сотрудников Росздравнадзора и сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ. Различие распределений частот ответов соискателей лицензий и сотрудников Росздравнадзора являются статистически значимыми, т. к. фактический критерий Пирсона (9,65) больше критического значения (7,81). Следовательно, нулевая гипотеза о принадлежности выборок к одной генеральной совокупности опровергается. Указанная статистическая значимость распределений частот ответов респондентов обусловлена существенным смещением распределения частот ответов сотрудников Росздравнадзора в сторону неопределенности – 12% опрошенных сотрудников Росздравнадзора затруднились ответить на данный вопрос.

Antimonov_1_.jpgПри сравнении частот ответов соискателей лицензий с частотами ответов на указанный вопрос сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ не выявлено статистической значимости различий данных частот, поскольку фактический критерий Пирсона (7,52) меньше критического значения (7,81) – нулевая гипотеза о принадлежности выборок к одной генеральной совокупности сохраняется.

При сравнении частот ответов сотрудников Росздравнадзора и сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ установлено, что фактический критерий Пирсона (2,47) меньше критического значения (7,81), поэтому нулевая гипотеза о принадлежности выборок к одной генеральной совокупности сохраняется.

Следует подчеркнуть, что суммарный показатель, который можно считать позитивной оценкой необходимости для лицензирующего органа установления и развития связей и отношений с общественными организациями (безусловно необходимы + необходимость должна обусловливаться конкретными целями и задачами), у всех респондентов характеризуется достаточно большой величиной: у соискателей лицензий -- 94%, у сотрудников Росздравнадзора -- 76%, у сотрудников лицензирующего органа субъекта РФ -- 82%. Это свидетельствует о том, что как соискатели лицензий, так и сотрудники лицензирующих органов на федеральном и территориальном уровнях в подавляющем большинстве признавали необходимость для лицензирующего органа установления и развития связей (отношений) с общественными организациями с явным преобладанием ответов о целевом характере установления и развития указанных связей (во всех трех группах характеристику «необходимость должна обуславливаться конкретными целями и задачами» выбирали более 50% респондентов; у соискателей лицензий можно говорить о квалифицированном большинстве респондентов, выбравших этот ответ – 80%). При этом характеристика «нет никакой необходимости» не превышала 14% (сотрудники лицензирующего органа субъекта РФ). На основании проведенного исследования можно заключить, что результаты анкетирования по данному вопросу свидетельствуют о глубоком понимании как соискателями лицензий, так сотрудниками лицензирующих органов на федеральном и региональном уровнях (Росздравнадзор, субъект РФ) необходимости для лицензирующего органа установления и развития связей и отношений с общественными организациями.

Формы сотрудничества территориального органа Росздравнадзора с общественными организациями могут быть разнообразными. В настоящем исследовании акцент сделан на деятельности регионального отделения Общественного совета по защите прав пациентов (далее -- Совет) при Территориальном органе Росздравнадзора по Самарской области.

Согласно п. 1.6 Положения об Общественном совете (далее -- Положение) по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (в ред. приказа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 20.08.2010 №8491-Пр/10) Совет осуществляет свою работу на основе взаимной заинтересованности представителей институтов гражданского общества, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации в решении проблем реализации прав граждан на охрану здоровья в Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 Положения основными целями деятельности Совета являются: привлечение общественности и экспертов к созданию механизмов повышения безопасности, качества и доступности медицинской и социальной помощи населению Российской Федерации, развитие принципов открытости, законности и профессионализма в медицинской и социальной сфере.

В соответствии с приведенными выше нормами в состав Совета входят: президент (председатель Совета) и вице-президент Самарской областной ассоциации врачей, председатель Самарской РОО «Сила жизни», уполномоченный общественный эксперт Общероссийской организации инвалидов больных рассеянным склерозом по Самарской области, руководитель Самарского отделения Всероссийского общества гемофилии, член областного Совета ассоциации ветеранов медицинских работников.
Столь широкое представительство в составе Совета общероссийских и региональных общественных организаций позволяет установить эффективное сотрудничество Территориального органа Росздравнадзора с институтами гражданского общества.

Реализация принципа публичности и открытости деятельности Совета обеспечивается публикацией всех материалов, отражающих его работу, на сайте Территориального органа Росздравнадзора по Самарской области. В качестве примера, отражающего работу Совета, ниже приводится полный текст одного из его заседаний:

Протокол 

заседания регионального отделения Общественного совета по защите прав пациентов при Территориальном органе Росздравнадзора по Самарской области


     г. Самара                                                                                                                                           «26» июня 2014 г.


Присутствовали:
Антимонов А.В., Измалков С.Н., Сергеев В.В., Бальзамова Л.А., Христиченко А.П. (по согласованию).
Председатель: Измалков С.Н.
Ответственный секретарь: Солуянова Н.Г.
Приглашенные: Егорова Г.А., руководитель Управления фармацевтической деятельности департамента фармации, медицинской техники и материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Самарской области;
Башкатова Е.П., главный консультант Управления фармацевтической деятельности департамента фармации, медицинской техники и материально-технического обеспечения министерства здравоохранения Самарской области
Вопросы повестки дня: 1.    Об обеспечении лекарственными средствами больных бронхиальной астмой на территории Самарской области. 2.    Разное.
Выступали: Антимонов А.В. -- вступительное слово о целях и задачах в работе Общественного совета.
Измалков С.Н. -- о работе регионального отделения Общественного совета по защите прав пациентов при Территориальном органе Росздравнадзора по Самарской области в 2014 г.
Башкатова Е.П. -- об обеспечении лекарственными средствами больных бронхиальной астмой по федеральной и территориальной программам льготного лекарственного обеспечения по номенклатуре и в объемах в 2014 г. и перспективах на 2015 г.; о реестрах больных по данному заболеванию.

По данным ВОЗ, распространенность бронхиальной астмой (БА) и ХОБЛ ежегодно увеличивается. Заболеваемость на 100 тыс. населения в Самарской области по бронхиальная астме в 2012 г. составила 1 365 случаев, а в 2013 г. — 1 380. Аналогичные данные по ХОБЛ: 2012 г. — 2 112, 2013 г. — 3 182.

Количество пациентов с сочетанной БА и ХОБЛ составляет 20%, наличие сопутствующей ХОБЛ утяжеляет течение заболевания, увеличивает количество и тяжесть обострений, требует увеличения дозировок дорогостоящей базисной терапии, в т. ч. длительно действующих бронхолитиков (формотерол, салметерол), которые используются для контроля за заболеванием, в отличие от коротких (сальбутамол и фенотерол -- снятие приступов).

Обеспечение лекарственными препаратами федеральных льготополучателей осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утвержденному приказом Мин-здравсоцразвития России №665 от 18.09.2006. Норматив финансовых затрат на одного федерального льготника (инвалида) установлен Федеральным законом от 21.12.2013 №355-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2014 год» и составляет 671 руб. в месяц.
 
Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами пациентов, не являющихся инвалидами, осуществляется в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию программы развития здравоохранения Самарской области, и по Перечню ЛП, утвержденными постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 674 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014--2018 годы» (выделенных для обеспечения льготополучателей территориального уровня финансирования – не являющихся инвалидами). В соответствии с указанным постановлением финансирование одного льготополучателя территориального уровня составляет 205 руб. в месяц.

В перечень ЛП, отпускаемых бесплатно, входит 52 торговых наименования по ТП и 48 наименований по ФП для лечения бронхиальной астмы. В заявке ЛПУ ЛП для лечения бронхиальной астмы составляют 15% от выделенных средств.

По итогам 2013 г. из всех льготников, получивших ЛП бесплатно, 14% страдают бронхиальной астмой и обеспечены ЛП на сумму 87,7 млн руб., что составляет 15,6% от всех израсходованных средств по ТП ЛЛО.

В 1 квартале 2014 г. отмечался рост отпуска ЛП пациентам, страдающим БА, на 8% по сравнению с 1 кварталом 2013 г.

При этом финансирование в 2014 г. по сравнению с 2013 г. не увеличено. Министерство здравоохранения Самарской области обратилось в Министерство финансов Самарской области с просьбой о выделении дополнительного финансирования для нужд льготополучателей и возврате экономии, сложившейся по результатам торгов для использования в закупках ЛП для льготополучателей. Получен ответ, в котором говорится о том, что вопрос возврата экономии будет рассмотрен комиссией по бюджетным проектировкам при Правительстве Самарской области по результатам 1-го полугодия, к вопросу о выделении дополнительного финансирования можно будет вернуться после получения ответа от МЗ РФ о выделении финансовых средств на обеспечение орфанных заболеваний.

Перспективы в 2015 г.:

- обеспечение больных бронхиальной астмой по перечню ЖНВЛП, препаратами, входящими в стандарты оказания амбулаторно-поликлинической помощи;
-  выписка и получение ЛП по международным непатентованным наименованиям;

В заключение нужно отметить, что оказание лекарственной помощи пациентам, страдающим бронхиальной астмой, является приоритетным направлением и находится на постоянном контроле Министерства здравоохранения Самарской области.

Калимуллова Е.А. -- зам. начальника отдела контроля и надзора за обращением лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Росздравнадзора по Самарской области о проведении контрольных мероприятий по обращениям граждан по льготному лекарственному обеспечению в лечебных учреждениях и выявленных нарушениях.

Ситуация по обеспечению больных БА в регионе в целом удовлетворительная: по результатам мониторинга в пунктах отпуска и в уполномоченной фармацевтической организации по состоянию на 20.06.2014 противоастматические препараты имелись в необходимом количестве:

- бета-2 агонисты короткого действия: сальбутамол, фенотерол, длительного действия: формотерол, беклометазон;
-  антихолинергические препараты (менее мощные, чем бета-2 агонисты и начинают действовать позже): ипратропия бромид;
-  комбинированные: ипратропия бромид + фенотерол).

В то же время необходимо отметить, что лечебными учреждениями отмечается неэффективная работа при составлении заявок: например, при проведении анализа заявки ТГКП №3 при проведении плановой проверки переданных полномочий Минздрава СО, было установлено: лечебным учреждением заявлено всего 1481 уп. (это в среднем 123--124 уп. в месяц), по состоянию на 12.03.2014 отгружено 490 упаковок (с учетом остатков на 01.01.14 в количестве 4 уп.), отпущено по рецептам -- 400 уп. Таким образом, можно сделать вывод, что оставшихся 1064 уп. достаточно только на 6 месяцев (до сентября 2014 г.). Также в пунктах отпуска г. Новокуйбышевска, Чапаевска были выявлены ЛП с истекающим сроком годности: Серетид мультидиск, Атровент, Тевакомб (по действующему законодательству ЛП должен выдаваться больному при условии применения до окончания срока годности).

Что касается обращений граждан, то динамика обращений по вопросу лекарственного обеспечения больных БА по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменилась (по 2 обращения). За истекший период 2014 г. из всех поступивших в ТО Росздравнадзора по Самарской области обращений по вопросам льготного лекарственного обеспечения 2,6% составляют обращения больных бронхиальной астмой -- 2 обращения: 1 устное и 1 письменное. По результатам рассмотрения факты, изложенные в письменном обращении, не подтвердились.

Нужно отметить, что лечащими врачами не всегда обращается внимание на эффективность проводимой терапии исходя из течения и тяжести заболевания: пациентка N (устно обращалась дважды по одному и тому же вопросу) жалуется на учащение приступов, и, что вынуждена самостоятельно увеличивать суточные дозы, в связи с чем ЛП, выданных с учетом назначений врача, ей не хватает (ГБУЗ СО «ТГКП №3»).

С целью своевременного и эффективного оказания лекарственной помощи больным БА необходимо:

Лечебным учреждениям:

1. Усилить работу за качеством определения потребности пациентов в необходимых лекарственных средствах при составлении заявок, управления товарными запасами.
2. Рассматривать все вопросы и принимать решения по лекарственной помощи при первичном обращения пациентов непосредственно в лечебное учреждение (к лечащему врачу, к завотделением, к главному врачу и т. д.), улучшить оказание лекарственной помощи в части достижения терапевтического эффекта (снижения приступов дневных, ночных, учитывать объем проводимой терапии и т. д.)

Аптечным учреждениям:

1.    Контролировать сроки годности ЛП, при необходимости оперативно информировать лечебные учреждения.

Рекомендовано:

1. В целях совершенствования оказания качественной медицинской помощи населению внести предложение о необходимости уделять особое внимание на вопросы эффективности проводимой терапии, подбора разовых и суточных доз лекарственных средств, в т. ч. с учетом терапии препаратами-синонимами в рамках МНН при проведении обучения по повышению квалификации специалистов на курсах тематического усовершенствования ИПО ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава РФ .

Принято единогласно

Председатель                                                                                            С.Н. Измалков
Ответственный секретарь                                                                    Н.Г. Солуянова 


Таким образом, важными факторами эффективного сотрудничества территориального органа Росздравнадзора с общественными организациями являются:

- широкое представительство в составе Совета общероссийских и региональных общественных организаций;
- реализация принципа публичности и открытости деятельности Совета, которая обеспечивается публикацией всех материалов, отражающих его работу, на сайте территориального органа Росздравнадзора, включая полные тексты заседаний Совета.

Источники
1.    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции». Справочная правовая система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения 12.01.15).
2.    Приказ Росздравнадзора №8491-Пр/10 от 20.08.2010 «О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 18 сентября 2006 г. №2070-Пр/06 «О создании Общественного совета по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития». URL: http://www.roszdravnadzor.ru/ about/protection/documents/491 (дата обращения 12.01.15).



Специалистам здравоохранения