
Ключевые изменения для бизнеса
Прежде всего, Минфин предлагает ввести в России правила контролируемых иностранных компаний («КИК»). Они заключаются в том, что нераспределенный доход иностранной контролируемой компании может рассматриваться в целях налогообложения как доход ее владельца (т.е. материнской компании). Таким образом, перераспределение прибыли в офшоры для такой материнской (холдинговой) компании теряет смысл, т.к. совокупная прибыль все равно будет обложена налогом в стране местонахождения холдинга. Данные правила обычно предусматривают ряд исключений. Например, компания может не подпадать под правила КИК, если регулярно распределяет дивиденды или осуществляет активную предпринимательскую деятельность (по отношению к внешним контрагентам, а не только внутри группы). В Основных направлениях Минфин лишь обозначил необходимость введения правил КИК, не уточнив, как именно будет выглядеть данный режим.
Параллельно с введением правил КИК Минфин предложил ввести в налоговое законодательство понятие налогового резидентства для юридических лиц. Минфин указал, что действующее налоговое законодательство не использует термин «юридическое лицо – налоговый резидент РФ», употребляя вместо него определение «российская организация». Данное определение, по мнению Минфина, является очень узким, и главный его недостаток состоит в том, что оно не учитывает как экономическую связь между организацией и ее учредителями, так и связь между организацией и ее дочерними компаниями. Поэтому предлагается внести в налоговое законодательство понятие налогового резидентства на основе соответствия определенным критериям. Отметим, что в международной практике для определения резидентства используется критерий места управления/места расположения фактического руководящего органа организации. Вероятнее всего, Минфин возьмет за основу именно этот критерий, что позволит взимать налог с доходов компаний, фактически управляемых из России.
Также Минфин предложил ввести понятие фактического получателя дохода (лица, имеющего фактическое право на доход), что, по его мнению, станет инструментом противодействия уклонению от налогообложения в международных налоговых отношениях, в частности, при использовании льгот по действующим соглашениям об избежании двойного налогообложения. Говоря о признаках фактического получателя дохода, фискальные органы традиционно апеллируют к его возможности определять дальнейшую экономическую судьбу дохода. Вполне возможно, что такой подход ляжет в основу нового понятия.
В целом перед законодателями стоит непростая задача: слишком общее определение оставит почву для различных интерпретаций и увеличит вероятность споров с налоговыми органами, а слишком узкое – не позволит охватить все многообразие международных отношений в налоговой сфере. В этой связи законодателям целесообразно обратиться к международному опыту, например, к документу ОЭСР, направленному на выработку данного определения.
Рассмотренные выше предложения Минфина свидетельствуют о серьезных намерениях фискальных органов в отношении уклонения от налогообложения, в т.ч. с использованием офшорных компаний.
Вместе с тем Минфин проявил заботу о российских налогоплательщиках, в частности, предложил установить возможность учета расходов, понесенных одной компанией группы, в пользу всех компаний группы. Часто одна из компаний группы (как правило, холдинг) осуществляет масштабные затраты, например, на НИОКР, на приобретение различных услуг, результаты которых используются в деятельности компаний всей группы. Минфин предложил предоставить налогоплательщикам право заключать соглашения о распределении расходов, устанавливающие основные принципы такого распределения.
Также хотелось бы положительно оценить предложение Минфина об освобождении от налога на имущество движимого имущества организаций. Что касается еще одной важной темы – социальных взносов, – предполагается сохранение в 2014 г. ставок страховых взносов на уровне 2013 г.: 30% с базовой суммы и 10% сверх базовой суммы – для начисления взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Важные изменения для физических лиц
В последнее время активно обсуждается концепция «налога на роскошь». Идут споры о том, что именно является роскошью, по каким ставкам ее облагать, кто будет оценивать стоимость предметов роскоши и т.д. В Основных направлениях Минфин дал некоторые ориентиры. В отношении дорогой недвижимости ставку налога предлагается установить в размере от 0,05 до 0,3%. По максимальной ставке будет облагаться недвижимость стоимостью свыше 300 млн. руб., при этом по дорогостоящей недвижимости налоговая ставка будет применяться вне зависимости от того, кто является собственником – организация или физическое лицо.
В отношении дорогих транспортных средств предлагается следующее: с 2013 г. минимальная ставка транспортного налога составит 300 руб. с 1 л.с. для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с., а также будет увеличена в 5 раз ставка налога для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт.
Следует отметить, что идея налога на роскошь заимствована из опыта зарубежных стран. Так, во Франции с 80-х годов действует специальный налог на богатство (ставка налога варьируется в пределах 0,25–0,5%). В этой стране налогообложению подлежат все активы гражданина, включая имущество, банковские счета, ценные бумаги. При этом состояние налогоплательщика должно превышать порог, который в 2012 г. составил 1,3 млн. евро. Для сравнения: богатыми в Испании признаются обладатели состояния стоимостью свыше 700 000 евро, а ставка налога составляет от 0,2 до 2,5%. В ряде других стран нет специального налога на богатство, но акцизами либо налогом с продаж облагаются некоторые виды товаров класса «люкс» – автомобили, яхты, частные самолеты, драгоценности. А в Китае налог на потребление берется даже с косметики. В ряде стран налогообложение для состоятельных лиц реализовано в виде прогрессивной шкалы подоходного налога, который может достигать 55% при определенном уровне дохода.
Итак, основные направления задали общий курс российским налоговым реформам. Дело за реализацией предложенных планов. Обращение к мировому опыту позволит российским законодателям не совершать ненужных ошибок и сохранить конкурентоспособность России на мировой арене. Привлекательность и предсказуемость налоговых правил – важные составляющие инвестиционного климата, для улучшения которого России предстоит еще многое сделать.