Top.Mail.Ru

Медико-социальный портрет подростка, имеющего нарушения здоровья

 7384

Медико-социальный портрет подростка, имеющего нарушения здоровья
Н.В. ПОЛУНИНА, чл.-корр. РАМН, д.м.н., проф., завкафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, lunapol@yandex.ru;
А.В. ЮМУКЯН, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России

Изучено состояние здоровья и социально-гигиеническая характеристика 500 юношей в возрасте от 15 до 18 лет. В структуре заболеваемости первые три места принадлежит болезням органов дыхания (38,9%), костно-мышечной системы (9,7%), пищеварительной системы у подростков 15–17 лет (8,3%) и болезням эндокринной системы у подростков 17–18 лет (7,6%).

В целом на перечисленные классы болезней приходится более половины всей заболеваемости подростков (57,3%). Авторы приходят к выводу, что для оздоровления данной категории юношей необходимо формировать у них приверженность к здоровому образу жизни, что будет способствовать повышению качества их здоровья.

Приоритетным направлением государственной политики в нашей стране является формирование оптимального уровня здоровья подрастающего поколения, определяющего будущее нашего общества. Это особенно важно для экономически развитых стран, в т.ч. для нашей страны, поскольку низкие уровни показателей рождаемости (от 8,4‰ в Японии до 12,4‰ в России и 12,7‰ в Англии 1) способствуют сокращению численности детей и подростков. В России численность детей и подростков снизилась с 32,828 млн человек в 2000 г. до 28,198 млн человек в 2010 г., при этом общая численность подростков снизилась на 8,3% (с 7,362 млн человек до 6,797 млн человек).

В этих условиях здоровье молодежи приобретает особую ценность, т.к. неблагоприятные показатели здоровья юношей, наряду с реальным сокращением численности подростков, объективно способствуют снижению количества молодых людей, способных эффективно обеспечить развитие нашей страны. В целом около 35% подростков имеют различные отклонения в здоровье, требующие постоянного наблюдения и коррекции со стороны медицинских работников. Среди относительно здоровых подростков до 30% имеют проблемы со здоровьем, требуют комплексной реабилитации с использованием целенаправленных современных оздоровительных технологий. Это свидетельствует о необходимости выявления факторов риска, устранение которых будет способствовать улучшению показателей здоровья подростков и, соответственно, предотвращению у них проблем со здоровьем в будущем.

Материалы и методы.
В процессе исследования изучено состояние здоровья и социально-гигиеническая характеристика 500 юношей в возрасте от 15 до 18 лет. Анализ состояния здоровья подростков включал в себя результаты изучения их заболеваемости по данным медицинской документации, социально-гигиеническая характеристика образа жизни изучалась по данным опроса подростков и их родителей по специально разработанной анкете.

Результаты и обсуждение. Полученные данные свидетельствуют, что в целом уровень заболеваемости юношей колеблется от 1 838,7‰ в 2007 г. до 2 167,2‰ в 2010 г. При этом с увеличением возраста он имеет достоверную тенденцию к снижению (рис. 1).

Анализ структуры заболеваемости показал, что первые три места среди обследованного контингента принадлежит болезням органов дыхания (38,9%), костно-мышечной системы (9,7%), пищеварительной системы у подростков 15–17 лет (8,3%) и болезням эндокринной системы у подростков 17–18 лет (7,6%). В целом на перечисленные классы болезней приходится более половины всей заболеваемости подростков (57,3%).

Уровень заболеваемости юношей, по данным профилактических медицинских осмотров, составил 652,7‰. В структуре заболеваемости, по данным профилактических медицинских осмотров юношей, первые места, на долю которых приходится 50,5% всей выявленной патологии, занимают болезни костно-мышечной системы (23,2%), болезни эндокринной системы (13,9%) и болезни глаза и придаточного аппарата (13,4%). Уровень выявленной заболеваемости при специальном обследовании подростков несколько ниже, чем по данным профилактических осмотров (602,1‰ у подростков 17 лет), однако имеет выраженную тенденцию к увеличению: с 406,3‰ в 2007 г. до 445,5‰ в 2010 г.
 
Структура выявленной заболеваемости практически соответствует выявленным заболеваниям по данным профилактических осмотров. Первое и второе место занимают соответственно болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, эндокринной системы. Третье место принадлежит, в отличие от профилактических осмотров, болезням нервной системы.

Особое внимание при дополнительном обследовании было уделено оценке физического развития подростков. В последние годы государством осуществлены мероприятия, направленные на улучшение физического воспитания детей и подростков. Активное внедрение массовой физической культуры и спорта в образовательные учреждения отнесено Правительством Российской Федерации к социальной политике государства. Оценка уровня физического развития относится к важнейшему показателю, характеризующему состояние здоровья подростка.

Оценка физического развития была проведена у юношей, взятых под наблюдение. Отмечено, что к 18 годам увеличивается удельный вес подростков, имеющих дефицит массы тела: с 22,6% в 15 лет до 25,9% в 18 лет. При этом имеет место рост удельного веса подростков с ожирением: с 11,9% в 15 лет до 14,3% в 18 лет.

Полученные данные заболеваемости и физического развития позволили всех подростков, взятых под наблюдение, распределить на группы в зависимости от степени годности их к несению военной службы. В первую группу вошли подростки, у которых по итогам специального медицинского осмотра выявлены серьезные отклонения в здоровье, вторую группу составили подростки, признанные относительно здоровыми.

Установлено, большая часть наблюдаемых юношей проживала в полных семьях (табл.1). В то же время отмечено, что практически каждый четвертый подросток из первой группы и каждый пятый юноша из второй группы воспитывался в отсутствие одного из родителей, причем в 97,6% случаев отец отсутствовал или жил отдельно.

Результаты изучения материально-бытовых условий показали, что неблагоприятные жилищные условия отмечены у каждого пятого подростка с плохим уровнем здоровья (17,3%), что достоверно в 2 раза выше, чем в группе подростков с хорошими показателями здоровья.

Важным аспектом является социально-профессиональная деятельность родителей, которая определяет материальное благополучие и во многом влияет на образ жизни и состояние здоровья всех членов семьи. По социальному положению среди отцов юношей основной и контрольной групп преобладали служащие, удельный вес которых составил соответственно 41,3 и 55,3%. Среди матерей служащими являлось 40,1% в основной группе и 49,2% в группе сравнения. У каждого четвертого-пятого подростка мать была домохозяйкой (соответственно 23,2 и 19,4%).

Отмечено, что родители относительно здоровых подростков достоверно чаще в сравнении с контрольной группой не удовлетворены материальным положением и проведенным отдыхом. Как правило, в этих семьях чаще имели место конфликты и отсутствие взаимопонимания между членами семьи.

Анализ проведения летних каникул показал, что 44,3% подростков из основной группы и 32,1% юношей контрольной группы находились дома. Вне дома (в деревне, на даче, в санатории, в доме отдыха, в летних оздоровительных лагерях) отдыхали 45,5% подростков с неблагоприятными показателями здоровья и 56,5% юношей с хорошими показателями здоровья. Активный отдых, включающий туризм и путешествия, предпочитают соответственно 10,2 и 11,4% опрошенных подростков. Выявлено, что удельный вес подростков, довольных проведенными каникулами, в 1,5 раза ниже в основной группе (34,3%) по сравнению с контрольной группой (52,3%).

Приведенные данные свидетельствует о том, что подростки, имеющие неблагоприятные показатели здоровья, чаще живут в менее благоприятных условиях.

Анализ особенностей медицинской активности показал, что подростки с низким уровнем здоровья чаще по сравнению с относительно здоровыми юношами имеют признаки хронического переутомления, испытывают стрессовые ситуации (табл. 2).

По данным исследования, регулярно делают утреннюю гимнастику 14,2% основной и 24,3% юношей контрольной группы, спортивные секции посещают только 10,1% юношей основной группы и 15,5% подростков контрольной группы. Большинство подростков (соответственно 64,3 и 51,7%) отрицательно относятся к занятиям гимнастикой. Их двигательная активность составляет менее 14 часов в неделю, лишь 20,1% опрошенных основной группы и 27,9% лиц контрольной группы имеют достаточный уровень физической активности.

Выявлено, что различные закаливающие процедуры проводит 12,1% юношей из основной группы и 21,4% из контрольной группы, из них регулярно – только каждый второй-третий. Среди причин отказа от закаливающих процедур подростки назвали недостаток знаний, нехватку времени, отсутствие желания и пользы. В среднем подростки назвали по две-три причины отказа от проведения закаливания.

Соблюдение режима труда и отдыха помогает формированию необходимого ритма функционирования организма, что способствует укреплению здоровья и повышению работоспособности. В целом соблюдают режим дня 36,4% юношей из основной группы и 48,2% из контрольной. Ложатся спать после 12 часов ночи соответственно 38,3 и 34,6%. Сон не менее 8 часов отмечен лишь у 47,3% юношей из основной группы и у 57,4% из контрольной группы. Более позднее засыпание в подавляющем большинстве случаев было обусловлено продолжительным просмотром телевизора и компьютерными играми. Так, 70,2% юношей в основной и 64,5% в контрольной группе, играющих в компьютерные игры перед сном, жаловались, что не всегда могут сразу заснуть и периодически испытывают бессонницу.

Установлено, что большая часть современных подростков (88,5%) свободное время проводит перед компьютером, используя онлайн-общение, интернет, компьютерные игры. Большая часть юношей основной (85,3%) и контрольной (82,4%) групп проводит перед компьютером более 1 часа, что способствует увеличению частоты психических расстройств в виде тревоги, раздражительности, подавленности. С каждым годом увеличивается число детей и подростков, которых можно отнести к группе компьютерозависимых. Настораживает тот факт, что активно играют в компьютерные игры ²/3 опрошенных подростков, и только 1/3 юношей использует компьютер для приготовления домашних заданий.
 
Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует снижению напряжения глаз и развития утомления. Данные опроса свидетельствуют, что только 4,6 из 100 опрошенных юношей основной группы и 8,3 из 100 опрошенных юношей контрольной группы делают специальные упражнения для глаз и паузы для улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также для мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи, ног.

Значительная часть юношей (70,1%) предпочитают просмотр телевизионных передач другим видам отдыха, выбирая, как правило, молодежные передачи. Каждый второй (49,8%) проводит свой досуг в общении с друзьями и подругами, каждый четвертый посещает культурно-развлекательные мероприятия (кино, концерты, театр, выставки и клубы), лишь каждый шестой подросток считает необходимым посещать дополнительные занятия, курсы и семинары, и только каждый десятый любит читать художественную или научно-познавательную литературу.

Анализ питания показал, что в целом более половины подростков (57,9%), имеющих неудовлетворительные показатели здоровья, и 40,4% юношей контрольной группы питаются неправильно. В их рационе отсутствует горячая пища, преобладает еда всухомятку, чипсы, бутерброды, газированная вода. Особую настороженность вызывают подростки, регулярно посещающие учреждения быстрого питания (Макдоналдс), удельный вес которых составил 45,3% юношей основной группы и 28,9% контрольной группы. Ежедневно едят овощи лишь 19,7% подростков основной группы и 22,3% юношей контрольной группы, фрукты – соответственно 71,5 и 88,3%. Дополняют питание регулярным приемом витаминов 10,2% подростков основной и 13,8% контрольной групп.

Таким образом, подростки с неблагоприятными показателями здоровья, как правило, чаще не соблюдают режим дня, принимают горячее питание менее 3 раз в сутки, не проводят закаливающих процедур, имеют низкую двигательную активность, курят. Среди обследованных подростков имеют опыт употребления алкогольных напитков практически 90% юношей, наркотических веществ – 13–18%.

В целом ведут преимущественно здоровый образ жизни лишь 22,4% подростков в первой группе и 36,1% во второй группе (р < 0,05).

Полученные данные показали, что среди всех рассмотренных факторов образа жизни наиболее сильное влияние на формирование здоровья оказывают факторы, характеризующие уровень медицинской активности, включающей медицинскую грамотность и выполнение рекомендаций и назначений врача.

Результаты опроса выявили, что роль амбулаторно-поликлинического звена, в т.ч. участковых врачей, как источника повышения медицинской грамотности юношей и формирования у них позитивного мировоззрения в отношении здорового образа жизни невелика. Лишь 10,7% опрошенных подростков основной группы и 16,6% контрольной группы отметили этот источник получения сведений о здоровье и условиях его сохранения. При этом стремятся получить медицинские знания по улучшению своего здоровья 46,9% подростков, имеющих хорошие показатели здоровья, и лишь 30,1% юношей с неудовлетворительными показателями здоровья.

Обращает на себя внимание, что среди подростков, имеющих нарушения здоровья, каждый четвертый (23,2%) хотел бы получить помощь психолога, а среди лиц, признанных годными к несению военной службы, таковых было 18,4%.

Таким образом, медико-социальная характеристика наблюдаемых подростков в возрасте 15–18 лет, имеющих нарушения здоровья, свидетельствует о том, что для оздоровления данной категории юношей необходимо формировать у них приверженность к здоровому образу жизни, что будет способствовать повышению качества их здоровья.

Литература

1.     Дети в России. 2009 PDF Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России». 2009. – 121 с.
2.     Молодежь в России. М.: Росстат, 2010. – 166 с.
3.     Демографическая ситуация в Российской Федерации. М.: Росстат, 2011. – 324 с.
4.     Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.: Геотар-медиа, 2007. – C. 34–43.
5.     Силаев А.А., Кузнецова Л.Ю., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Попова О.Л. Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером // Практика педиатра. – 2009. – С. 27–30.
6.     Петрова Н.Ф., Горовая В.И. Современная школа и проблема здоровья учащихся // Успехи современного естествознания. – 2005. – №11. – С. 73–75.

Таблицы - в приложении



Специалистам здравоохранения