
И.С.СТАРОСТИНА, ведущий специалист отдела лицензирования фармацевтической деятельности ФГУ «ИМЦЭУАОСМП» Росздравнадзора, Starostina-irina@yandex.ru
В статье описан порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении фармацевтических предприятий, занимающихся оптовой торговлей, что позволяет понять основные принципы проведения и планирования выездных плановых и внеплановых проверок и исключить проведение незаконных проверок. Приведен перечень нормативных правовых актов, регулирующих этот процесс.
Выездная проверка - нелегкое испытание для каждого предпринимателя. Не секрет, что в настоящее время в России зачастую административный ресурс в виде проведения незаконных проверок деятельности компаний используется для рейдерских захватов предприятий. Особую опасность такие действия представляют для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не имеют серьезных ресурсов для защиты своих интересов и своей собственности, но являются фундаментом среднего класса, гарантом социальной стабильности и устойчивости общества.
Данная проблема рождает важную задачу государственного регулирования - обеспечение надежных гарантий для свободного развития малого и среднего бизнеса, служащего одной из точек роста экономики.
Постараемся объяснить процесс проведения контрольно-надзорных мероприятий, чтобы понять основные принципы проведения и планирования выездных проверок и исключить проведение незаконных проверок.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» и Федеральным законом от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» Росздравнадзор проводит контрольно-надзорные мероприятия в отношении фармацевтических организаций, осуществляющих оптовую торговлю лекарственными средствами. При этом особое внимание при осуществлении государственного контроля уделяется обеспечению защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – 294-ФЗ).
294-ФЗ определено и регламентировано четыре вида проверок: плановая проверка, внеплановая проверка, документарная проверка и выездная проверка. При этом плановая и внеплановая проверки могут проводиться в форме документарной и выездной проверки. Документарные проверки в отличие от выездных осуществляются без выезда на места осуществления деятельности лицензиатом.
Предметом плановой проверки (как выездной, так и документарной) является соблюдение юридическим лицом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности. Плановая проверка проводится на основании разрабатываемого ежегодного плана, утвержденного Генеральной прокуратурой Российской Федерации, и на основании распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Росздравнадзора. План проверок юридических лиц размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации и на сайте Росздравнадзора с указанием наименования юридических лиц, фамилии, имени, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам; цель и основание проведения проверки; дата и сроки проведения проверки. Размещение данной информации исключает возможность проведения нелегитимной проверки.
О проведении плановой выездной проверки лицензиат уведомляется не позднее чем за 3 дня до ее начала (телефонограмма, факсограмма, телеграмма, почтовое уведомление или другие доступные способы) с обязательным направлением распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Росздравнадзора юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Плановая проверка организаций оптовой торговли должна проводиться не чаще одного раза в 2 года. Основанием для включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в ежегодный план проведения контрольно-надзорных мероприятий является истечение 1-го года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или истечение 2 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки лицензиата.
В распоряжении или приказе руководителя (заместителя руководителя) Росздравнадзора согласно 294-ФЗ указываются: наименование органа государственного контроля (надзора); фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки, а также правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.
Перечислим нормативные акты, которыми организации оптовой торговли должны руководствоваться в своей деятельности:
- Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федеральный закон от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»;
- Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с 01.07.2011 Федеральный закон от 01.07.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
- Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 №416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности»;
- приказ Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 №706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
- приказ Минздрава РФ от 13.11.1996 №377 «Об утверждении требований к организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» (в части хранения изделий медицинского назначения);
- приказ Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 №1222н «Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №674 «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств».
Если оптовая организация имеет лицензию на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, или психотропных веществ, внесенных в Список III, то основными документами, регламентирующими деятельность, являются:
- Федеральный закон от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 г. №648 «Об утверждении Положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1148 «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ»;
- приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2011 №397н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 №644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 №892 «Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ».
Что касается продолжительности проведения плановой проверки, отметим следующее. По общему правилу срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых (документарных, выездных), так и для внеплановых (документарных, выездных) проверок.
Однако в исключительных случаях сроки проведения проверки могут быть иными. Так, иные сроки проведения проверки установлены для плановых выездных проверок при соблюдении следующих условий:
- в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год;
- в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на 15 часов.
Второй вид проверок – внеплановые. Предметом внеплановой проверки является соблюдение лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
О проведении внеплановой выездной проверки лицензиат должен быть уведомлен не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. В случае если в результате деятельности лицензиата причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
К внеплановым проверкам также относится и проверка возможности выполнения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности или, как мы ее называем, «предлицензионная». Внеплановая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Росздравнадзора.
294-ФЗ устанавливает следующие основания для проведения внеплановой проверки:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в Росздравнадзор обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Внеплановые проверки в обязательном порядке согласовываются с органами прокуратуры, исключения составляют внеплановые проверки, проводимые в связи с контролем исполнения ранее выданных предписаний, а также в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации и возможности выполнения лицензионных требований.
В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Росздравнадзора о проведении внеплановой выездной проверки орган государственного контроля (надзора) представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения проверки. По результатам рассмотрения не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе.
Лишь в исключительных случаях указанные выше сроки могут быть иными. Так, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно. Органы прокуратуры должны быть уведомлены о проведении мероприятий по контролю посредством направления им соответствующих документов в течение 24 часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения действующего юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Обращаем внимание на то, что юридический адрес должен быть действующим в связи с проведением проверки и по юридическому адресу в том числе. Практика Росздравнадзора – направление информационных писем и уведомлений в адрес организаций оптовой торговли – зачастую подтверждает отсутствие организации по юридическому адресу.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Теперь отметим основные этапы проведения выездной проверки (как плановой, так и внеплановой). Придя в организацию, комиссия обязана предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки, подписанное руководителем или заместителем руководителя Росздравнадзора. Если эти документы не предъявлены, организация вправе не впустить инспекторов. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа вручаются под роспись должностными лицами Росздравнадзора, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю.
Комиссия должна обязательного уведомить руководителя или иное должностное лицо, юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя о назначении выездной проверки и ознакомить с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и условиями ее проведения.
Если имеются разночтения в представленных документах, руководитель вправе отказать в проведении проверки на территории организации оптовой торговли. Причем не важно, плановая это проверка или внеплановая. Названные выше документы должны иметься у комиссии в обязательном порядке.
Как правило, проверку проводят два инспектора. Однако если к вам пришли несколько человек, посмотрите, все ли фамилии указаны в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот инспектор, фамилия которого есть в предъявленном документе. Кроме того, инспекторы не могут выходить за рамки тех вопросов, которые являются темой проверки.
Если с предъявленными документами все в порядке, но организация не пустила инспекторов на территорию оптового предприятия, инспекторы могут составить протокол об административном правонарушении в рамках п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и направить его в суд. Судья вправе оштрафовать должностных лиц в размере 4–5 тыс. руб.; юридических лиц – 40–50 тыс. руб. или приостановить деятельность организации на срок до 90 суток.
Проверка может быть проведена только в присутствии законного представителя юридического лица. В случае невозможности присутствия представителя юридического лица, уполномоченному лицу может быть выписана доверенность на представление интересов организации в период проведения проверки.
Руководитель или уполномоченный представитель юридического лица обязан предоставить должностным лицам Росздравнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки.
При проведении выездной проверки организации оптовой торговли лекарственными средствами Росздравнадзор проверяет соответствие организации оптовой торговли лицензионным требованиям и условиям, регламентированным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 №416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», а именно:
- наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения, требований ст. 53 и 54 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и установленных предельных оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения;
- соблюдение лицензиатом требований ст. 57 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»;
- наличие у руководителя организации - лицензиата, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами для медицинского применения, их хранением, перевозкой, для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;
- наличие у индивидуального предпринимателя - лицензиата для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста;
- наличие у работников, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами для медицинского применения, их хранением, перевозкой, для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста;
- повышение квалификации специалистов с фармацевтическим, медицинским или ветеринарным образованием не реже 1 раза в 5 лет.
В ходе проверки запрашиваются следующие документы: лицензия на право осуществления фармацевтической деятельности; устав организации; приказ о назначении директора (собрание учредителей); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; документы, подтверждающие наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности; санитарно-эпидемиологическое заключение на помещения; документы об образовании и квалификации специалистов; товарно-сопроводительные документы (товарные накладные, счета-фактуры), декларации или сертификаты соответствия на лекарственные средства; договоры на закупку продукции и копии лицензий поставщиков; договоры на поставку продукции и копии лицензий покупателей; журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур; журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур; товарные отчеты; дипломы и сертификаты специалистов, а также трудовые книжки и трудовые договоры; штатное расписание; функционально-должностные инструкции (с отметкой об ознакомлении); внутренние приказы организации оптовой торговли.
Особое внимание обращается на соответствие помещений для хранения лекарственных средств установленным требованиям, соблюдение температурного режима при хранении термолабильных лекарственных препаратов, исправность оборудования для хранения лекарственных средств и приборов для определения температуры и влажности, а также на наличие приемного отдела, осуществляющего прием лекарственных средств.
По результатам проверки должностными лицами контролирующих органов составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (размещены на сайте Росздравнадзора), в котором указываются:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа контролирующего органа;
- дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа Росздравнадзора;
- фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя (или законных представителей), присутствовавших при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
- подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
По окончании проверки комиссия должна внести сведения о проверке в журнал учета проверок юридического лица.
Если в результате проверки выявлены нарушения лицензионных требований и условий, составляется протокол об административном правонарушении (п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ), который передается в суд. Судья вправе:
- наложить административный штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере 4–5 тыс. руб., на юридических лиц – 40–50 тыс. руб. или приостановить деятельность лицензиата на срок до 90 суток.
В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий Росздравнадзор готовит приказ о приостановлении действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
Если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности, Росздравнадзор обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия аннулируется решением суда. Росздравнадзор готовит приказ об аннулировании лицензии, вносит запись в Единый государственный реестр лицензий и уведомляет об этом лицензиата и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц, по месту нахождения лицензиата.
Юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается предписание об устранении вывяленных нарушений с указанием сроков их устранения. Росздравнадзором принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений – проводятся внеплановые проверки по контролю за устранением ранее выявленных нарушений. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в обязательном порядке должны уведомить Росздравнадзор об устранении выявленных нарушений.
При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора) пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо пояснения относительно несоответствия сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора) документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Стоит обратить внимание на то, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора).
Кроме того, руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц контролирующего органа;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего органа, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, при проведении проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий (предлицензионная проверка) органы государственного контроля проверяют наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности. В случае несоответствия соискателя лицензионным требованиям и условиям юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю отказывается в предоставлении лицензии.
Росздравнадзор применяет комплексный подход к проведению проверок, что позволяет сократить их количество, повысить эффективность, а также создать более полное представление об организации работы на предприятиях оптовой торговли. Этот принцип был заложен при формировании плана основных мероприятий Росздравнадзора на 2011 г. и планов территориальных управлений.
В настоящее время Росздравнадзор активно взаимодействует с оптовыми фармацевтическими организациями: проводит семинары, совещания, рассматривает обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В рамках модернизации системы здравоохранения Росздравнадзор планирует проводить видеоконференции с оптовыми предприятиями, что позволит сократить количество выявляемых нарушений и повысить эффективность системы информационного обмена.