Top.Mail.Ru

Контроль за внедрением государственных стандартов социального обслуживания на территории Красноярского края

 11705

Контроль за внедрением государственных стандартов социального обслуживания на территории Красноярского края
А.А. МЕЛЕХОВ, к.м.н., руководитель Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю, melehov@reg24.roszdravnadzor.ru;
Н.П. АЛЕКСЕЕВА, начальник отдела контроля и надзора в сфере предоставления медицинских и социальных услуг Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю, alekseeva@reg24.roszdravnadzor.ru;
Е.А. САДОВСКАЯ, ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора в сфере предоставления медицинских и социальных услуг Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю, eas@reg24.roszdravnadzor.ru

В статье освещаются результаты работы по исполнению Управлением Росздравнадзора по Красноярскому краю государственной функции по контролю и надзору за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания на территории края. Проводится анализ результативности по итогам 4 лет работы (2008–2011), освещаются задачи работы на 2012 г. Отражена динамика взаимодействия Управления и Министерства социальной политики Красноярского края.

Социальное обслуживание населения должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Росздравнадзор наделен полномочиями по контролю и надзору за их соблюдением.

Деятельность Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю (далее – Управление) по реализации указанных полномочий активизировалась с 2008 г. в связи с расширением штата сотрудников. В это время на территории края действовало 193 учреждения социального обслуживания, из них 100 учреждений - стационарных, 93 – нестационарных и полустационарных.

Постановлением совета администрации Красноярского края от 26.06.2007 №247-п «Об утверждении стандарта качества оказания государственных услуг в области социальной защиты населения» введены нормативы по предоставлению социальных услуг с указанием их объемов, площади спален, комнат отдыха, столовых, умывальных с разделением для взрослых и детей, обеспечения мебелью из расчета на 1 клиента, оснащения учреждения автомобилями, приготовления и подачи пищи клиентам, включая диетическое питание, обеспечения досуга клиентов, предоставления книг, журналов, газет.

Однако в 2008 г. 36 выездных проверок соблюдения государственных стандартов социального обслуживания показали, что во всех учреждениях, кроме одного, Национальные стандарты социального обслуживания к применению приняты не были.

Вследствие этого выявлены нарушения предоставления социально-бытовых, социально-медицинских и других услуг в части создания условий размещения клиентов, предоставления им услуг и материального обеспечения в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.

При осуществлении контроля основных факторов, влияющих на качество социальных услуг, установлено нарушение Федерального закона от 21.07.1998 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно: отсутствие документов, подтверждающих законное основание использования зданий учреждений.

По этим и другим причинам (отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения) лицензия на осуществление медицинской деятельности имелась только в 38 учреждениях из 133 учреждений социального обслуживания. Лицензия отсутствовала в 74% учреждений (95).

Учитывая сложившуюся ситуацию, Управление направило информационные письма в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Министерство социальной политики Красноярского края, прокуратуру Красноярского края, главам городов и районов. В результате проведенной работы отмечена положительная динамика в реализации положений стандартизации в сфере социального обслуживания населения края.

Так, в 2009 г. проведено 47 выездных плановых проверок по контролю соблюдения государственных стандартов социального обслуживания.

Результаты проверок показали, что Национальные стандарты Российской Федерации отсутствовали только в 6 учреждениях (13%). До 34% сократилось количество учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность без лицензии (16 из 47 учреждений). Однако по-прежнему высоким остался процент (83%) выявленных нарушений стандартов социального обслуживания (в 39 из 47 учреждений).

В 2010 г. проведена 41 выездная плановая проверка по контролю соблюдения государственных стандартов социального обслуживания. Установлено применение Национальных стандартов социального обслуживания во всех учреждениях. Снизилось до 73% (30 учреждений из 41) количество учреждений, имеющих нарушения в реализации стандартов социального обслуживания.

Кроме того, в ходе внеплановых документарных проверок по исполнению предписаний в 1 учреждении из 13 установлено неисполнение ранее выданных предписаний. В отношении должностного лица составлен протокол об административном правонарушении, деяния виновных лиц квалифицированы согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Материалы направлены на рассмотрение в мировой суд и Управление внутренних дел по месту нахождения учреждения.
Отмечена положительная динамика в лицензировании медицинской деятельности учреждений: в 13 из 41 учреждения отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности (30%) (рис. 1).
       
В 2011 г. проведено 28 плановых выездных проверок по соблюдению государственных стандартов социального обслуживания. В ходе проверок установлено (рис. 2):
- нарушение ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: в 3 из 28 учреждений отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности (11%);
- нарушение п. 4 Постановления совета администрации Красноярского края от 26.06.2007 №247-п «Об утверждении стандарта качества оказания государственных услуг в области социальной защиты населения» в части обеспечения мебелью (2 учреждения – 7%), несоответствие площади спальных помещений установленным требованиям (3 учреждения – 11%);
- нарушение п. 4.6.1, п. 4.2.9 ГОСТ Р 53060-2008 «Документация учреждений социального обслуживания», Федерального закона от 21.07.1998 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно: отсутствие документов, подтверждающих законное использование здания (помещения) (9 учреждений – 32%);
- нарушения в части ведения личных дел (3 учреждения – 11%);
- нарушение п. 4.3.3 ГОСТ Р 52496-2005 «Контроль качества социальных услуг» в части наличия пандуса для перемещения инвалидов (1 учреждение – 4%);
- нарушение Закона Красноярского края от 14.04.2005 №14-3277 «О нормах обеспечения мягким инвентарем, питанием граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания и стационарных и полустационарных отделениях учреждений социального обслуживания».

Кроме того, проведены внеплановые документарные проверки по исполнению ранее выданных предписаний в 27 учреждениях, установлено неисполнение предписаний в 3 учреждениях (11%). В отношении должностных лиц приняты меры административного воздействия.
    
Проверки 2011 г. показали, что в учреждениях стали уделять большое внимание качеству социальных услуг и контролю за их предоставлением в соответствии с п. 4.3.3. ГОСТ Р 53060-2008 «Документация учреждений социального обслуживания». Должностные регламенты сотрудников составлены с учетом и на основании требований указанного стандарта, в учреждениях имеются положения об отделениях и положения о контроле качества социальных услуг.
В соответствии с требованиями Управления учреждения социальной защиты населения провели лицензирование медицинской деятельности по организации сестринского дела: в 2010 г. – 20 учреждений, в 2011 г. – 32 учреждения.
В Постановлении совета администрации Красноярского края от 26.06.2007 №247-п «Об утверждении стандарта качества оказания государственных услуг в области социальной защиты населения» не полностью были учтены требования Национальных стандартов социального обслуживания. В связи с этим Управление неоднократно обращалось с письмами в адрес губернатора, главного федерального инспектора, председателя Законодательного собрания, а также министра социальной политики Красноярского края с требованием об установлении государственных стандартов социального обслуживания края в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Результатом указанной работы Управления стали новые постановления правительства Красноярского края от 24.08.2010 №454 «Об установлении государственных стандартов социального обслуживания», от 26.07.2011 №446-п «О внесении изменений в Постановление правительства Красноярского края от 24.08.2010 №454 “Об установлении государственных стандартов социального обслуживания”». Названными постановлениями определено предоставление жителям Красноярского края государственных социальных услуги не ниже установленного государством стандарта, определяющего основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Кроме того, утверждены и реализуются ведомственные целевые программы:
- «Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания» на 2011–2013 гг. (утверждена Постановлением правительства Красноярского края от 16.11.2010 №557-п);
- «Социальная поддержка населения Красноярского края» на 2011–2013 гг. (утверждена Постановлением правительства Красноярского края от 16.11.2010 №558-п);
- «Содействие занятости и социальная адаптация лиц, отбывающих и (или) отбывших наказание в виде лишения свободы в Красноярском крае» на 2010–2012 гг. (утверждена Постановлением правительства Красноярского края от 20.11.2009 №591-п).

Управление отмечает внедрение инновационных форм социального обслуживания в крае. Широкое распространение получили специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения. К ним относятся 2 многоквартирных девятиэтажных дома для ветеранов в г. Минусинске, поселок «Партизан» в Саянском районе Красноярского края, где в 25 индивидуальных одноэтажных домах с отоплением, горячим и холодным водоснабжением, приусадебным участком проживают граждане пожилого возраста. Клиентов указанных учреждений полностью обслуживают и предоставляют им все виды социальных услуг сотрудники комплексных центров социального обслуживания по месту нахождения этих специальных домов.

В 2010 г. с целью обеспечения стандартизации социального обслуживания в крае проведена оптимизация сети учреждений и их реорганизация. Были закрыты учреждения, в которых оказалось невозможным предоставлять услуги в соответствии с указанными требованиями и создать соответствующие возрасту и состоянию здоровья клиентов условия жизнедеятельности, в т.ч. устранить нарушения пожарной безопасности.

Несмотря на экономические трудности, закончилось строительство новых корпусов в домах-интернатах «Енисейский», «Большемуртинский», «Шилинский». В связи с этим ликвидирована очередь клиентов для помещения в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, которая насчитывала в 2008 г. 932 человека. В психоневрологические интернаты за тот же период очередь сократилась с 633 до 354 человек. Улучшению показателей способствовала совместная деятельность Управления и органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

С целью повышения эффективности и качества услуг в рамках стандартизации социального обслуживания в крае Управлением проведен ряд мероприятий по обеспечению взаимодействия с Министерством социальной политики, в т.ч. 5 совместных выездных проверок, 2 совместных рабочих совещания. Работа в данном направлении продолжится по плану контрольно-надзорных мероприятий на 2012 г.

Кроме того, в отношении учреждений социального обслуживания на общих основаниях осуществляется контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления набора социальных услуг, реабилитацией инвалидов, производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения, качеством лекарственных средств при гражданском обороте. В 2010 г. проверено 7 учреждений в части организации работы по обеспечению клиентов, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты, необходимыми лекарственными препаратами.

В 2 учреждениях (28%) были выявлены следующие нарушения:
- п. 2.6. приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»;
- приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 №255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»;
- приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
Учреждениям выданы соответствующие предписания. Проверки исполнения предписаний показали улучшение организационной работы по обеспечению клиентов лекарственными препаратами, нарушения устранены.

Проверки по контролю качества лекарственных средств проведены в 2010 г. в 16 учреждениях социального обслуживания населения. Во всех учреждениях выявлены нарушения, в связи с чем в Министерство социальной политики Красноярского края было направлено письмо «Об организации работы по контролю качества лекарственных средств». Проведено совместное рабочее совещание по вопросам социально-медицинского обслуживания граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания.

В ходе повторных проверок в 2011 г. отмечено, что работа по вопросу контроля качества лекарственных средств в учреждениях социальной защиты населения организована в соответствии с требованиями законодательства.

В 2012 г. Управление продолжает целенаправленную работу по обеспечению контрольно-надзорных мероприятий в сфере социального обслуживания населения. Под контроль взяты такие аспекты деятельности учреждений социального обслуживания, как проведение регулярной аттестации специалистов по социальной работе, обеспечение учреждений средствами реабилитации для инвалидов, в т.ч. оборудованием, предназначенным для облегчения ухода за лежачими больными, информационными системами (аппаратно-программным комплексом) и др.


Специалистам здравоохранения