
Н.П. АЛЕКСЕЕВА, начальник отдела контроля и надзора в сфере предоставления медицинских и социальных услуг Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю, alekseeva@reg24.roszdravnadzor.ru;
Е.А. САДОВСКАЯ, ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора в сфере предоставления медицинских и социальных услуг Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю, eas@reg24.roszdravnadzor.ru
В статье освещаются результаты работы по исполнению Управлением Росздравнадзора по Красноярскому краю государственной функции по контролю и надзору за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания на территории края. Проводится анализ результативности по итогам 4 лет работы (2008–2011), освещаются задачи работы на 2012 г. Отражена динамика взаимодействия Управления и Министерства социальной политики Красноярского края.
Социальное обслуживание населения должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Росздравнадзор наделен полномочиями по контролю и надзору за их соблюдением.
Деятельность Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю (далее – Управление) по реализации указанных полномочий активизировалась с 2008 г. в связи с расширением штата сотрудников. В это время на территории края действовало 193 учреждения социального обслуживания, из них 100 учреждений - стационарных, 93 – нестационарных и полустационарных.
Постановлением совета администрации Красноярского края от 26.06.2007 №247-п «Об утверждении стандарта качества оказания государственных услуг в области социальной защиты населения» введены нормативы по предоставлению социальных услуг с указанием их объемов, площади спален, комнат отдыха, столовых, умывальных с разделением для взрослых и детей, обеспечения мебелью из расчета на 1 клиента, оснащения учреждения автомобилями, приготовления и подачи пищи клиентам, включая диетическое питание, обеспечения досуга клиентов, предоставления книг, журналов, газет.
Однако в 2008 г. 36 выездных проверок соблюдения государственных стандартов социального обслуживания показали, что во всех учреждениях, кроме одного, Национальные стандарты социального обслуживания к применению приняты не были.
Вследствие этого выявлены нарушения предоставления социально-бытовых, социально-медицинских и других услуг в части создания условий размещения клиентов, предоставления им услуг и материального обеспечения в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.
При осуществлении контроля основных факторов, влияющих на качество социальных услуг, установлено нарушение Федерального закона от 21.07.1998 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно: отсутствие документов, подтверждающих законное основание использования зданий учреждений.
По этим и другим причинам (отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения) лицензия на осуществление медицинской деятельности имелась только в 38 учреждениях из 133 учреждений социального обслуживания. Лицензия отсутствовала в 74% учреждений (95).
Учитывая сложившуюся ситуацию, Управление направило информационные письма в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Министерство социальной политики Красноярского края, прокуратуру Красноярского края, главам городов и районов. В результате проведенной работы отмечена положительная динамика в реализации положений стандартизации в сфере социального обслуживания населения края.
Так, в 2009 г. проведено 47 выездных плановых проверок по контролю соблюдения государственных стандартов социального обслуживания.
Результаты проверок показали, что Национальные стандарты Российской Федерации отсутствовали только в 6 учреждениях (13%). До 34% сократилось количество учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность без лицензии (16 из 47 учреждений). Однако по-прежнему высоким остался процент (83%) выявленных нарушений стандартов социального обслуживания (в 39 из 47 учреждений).
В 2010 г. проведена 41 выездная плановая проверка по контролю соблюдения государственных стандартов социального обслуживания. Установлено применение Национальных стандартов социального обслуживания во всех учреждениях. Снизилось до 73% (30 учреждений из 41) количество учреждений, имеющих нарушения в реализации стандартов социального обслуживания.
Кроме того, в ходе внеплановых документарных проверок по исполнению предписаний в 1 учреждении из 13 установлено неисполнение ранее выданных предписаний. В отношении должностного лица составлен протокол об административном правонарушении, деяния виновных лиц квалифицированы согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Материалы направлены на рассмотрение в мировой суд и Управление внутренних дел по месту нахождения учреждения.
Отмечена положительная динамика в лицензировании медицинской деятельности учреждений: в 13 из 41 учреждения отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности (30%) (рис. 1).
В 2011 г. проведено 28 плановых выездных проверок по соблюдению государственных стандартов социального обслуживания. В ходе проверок установлено (рис. 2):
- нарушение ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: в 3 из 28 учреждений отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности (11%);
- нарушение п. 4 Постановления совета администрации Красноярского края от 26.06.2007 №247-п «Об утверждении стандарта качества оказания государственных услуг в области социальной защиты населения» в части обеспечения мебелью (2 учреждения – 7%), несоответствие площади спальных помещений установленным требованиям (3 учреждения – 11%);
- нарушение п. 4.6.1, п. 4.2.9 ГОСТ Р 53060-2008 «Документация учреждений социального обслуживания», Федерального закона от 21.07.1998 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно: отсутствие документов, подтверждающих законное использование здания (помещения) (9 учреждений – 32%);
- нарушения в части ведения личных дел (3 учреждения – 11%);
- нарушение п. 4.3.3 ГОСТ Р 52496-2005 «Контроль качества социальных услуг» в части наличия пандуса для перемещения инвалидов (1 учреждение – 4%);
- нарушение Закона Красноярского края от 14.04.2005 №14-3277 «О нормах обеспечения мягким инвентарем, питанием граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания и стационарных и полустационарных отделениях учреждений социального обслуживания».
Кроме того, проведены внеплановые документарные проверки по исполнению ранее выданных предписаний в 27 учреждениях, установлено неисполнение предписаний в 3 учреждениях (11%). В отношении должностных лиц приняты меры административного воздействия.
Проверки 2011 г. показали, что в учреждениях стали уделять большое внимание качеству социальных услуг и контролю за их предоставлением в соответствии с п. 4.3.3. ГОСТ Р 53060-2008 «Документация учреждений социального обслуживания». Должностные регламенты сотрудников составлены с учетом и на основании требований указанного стандарта, в учреждениях имеются положения об отделениях и положения о контроле качества социальных услуг.
В соответствии с требованиями Управления учреждения социальной защиты населения провели лицензирование медицинской деятельности по организации сестринского дела: в 2010 г. – 20 учреждений, в 2011 г. – 32 учреждения.
В Постановлении совета администрации Красноярского края от 26.06.2007 №247-п «Об утверждении стандарта качества оказания государственных услуг в области социальной защиты населения» не полностью были учтены требования Национальных стандартов социального обслуживания. В связи с этим Управление неоднократно обращалось с письмами в адрес губернатора, главного федерального инспектора, председателя Законодательного собрания, а также министра социальной политики Красноярского края с требованием об установлении государственных стандартов социального обслуживания края в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Результатом указанной работы Управления стали новые постановления правительства Красноярского края от 24.08.2010 №454 «Об установлении государственных стандартов социального обслуживания», от 26.07.2011 №446-п «О внесении изменений в Постановление правительства Красноярского края от 24.08.2010 №454 “Об установлении государственных стандартов социального обслуживания”». Названными постановлениями определено предоставление жителям Красноярского края государственных социальных услуги не ниже установленного государством стандарта, определяющего основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Кроме того, утверждены и реализуются ведомственные целевые программы:
- «Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания» на 2011–2013 гг. (утверждена Постановлением правительства Красноярского края от 16.11.2010 №557-п);
- «Социальная поддержка населения Красноярского края» на 2011–2013 гг. (утверждена Постановлением правительства Красноярского края от 16.11.2010 №558-п);
- «Содействие занятости и социальная адаптация лиц, отбывающих и (или) отбывших наказание в виде лишения свободы в Красноярском крае» на 2010–2012 гг. (утверждена Постановлением правительства Красноярского края от 20.11.2009 №591-п).
Управление отмечает внедрение инновационных форм социального обслуживания в крае. Широкое распространение получили специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения. К ним относятся 2 многоквартирных девятиэтажных дома для ветеранов в г. Минусинске, поселок «Партизан» в Саянском районе Красноярского края, где в 25 индивидуальных одноэтажных домах с отоплением, горячим и холодным водоснабжением, приусадебным участком проживают граждане пожилого возраста. Клиентов указанных учреждений полностью обслуживают и предоставляют им все виды социальных услуг сотрудники комплексных центров социального обслуживания по месту нахождения этих специальных домов.
В 2010 г. с целью обеспечения стандартизации социального обслуживания в крае проведена оптимизация сети учреждений и их реорганизация. Были закрыты учреждения, в которых оказалось невозможным предоставлять услуги в соответствии с указанными требованиями и создать соответствующие возрасту и состоянию здоровья клиентов условия жизнедеятельности, в т.ч. устранить нарушения пожарной безопасности.
Несмотря на экономические трудности, закончилось строительство новых корпусов в домах-интернатах «Енисейский», «Большемуртинский», «Шилинский». В связи с этим ликвидирована очередь клиентов для помещения в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, которая насчитывала в 2008 г. 932 человека. В психоневрологические интернаты за тот же период очередь сократилась с 633 до 354 человек. Улучшению показателей способствовала совместная деятельность Управления и органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
С целью повышения эффективности и качества услуг в рамках стандартизации социального обслуживания в крае Управлением проведен ряд мероприятий по обеспечению взаимодействия с Министерством социальной политики, в т.ч. 5 совместных выездных проверок, 2 совместных рабочих совещания. Работа в данном направлении продолжится по плану контрольно-надзорных мероприятий на 2012 г.
Кроме того, в отношении учреждений социального обслуживания на общих основаниях осуществляется контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления набора социальных услуг, реабилитацией инвалидов, производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения, качеством лекарственных средств при гражданском обороте. В 2010 г. проверено 7 учреждений в части организации работы по обеспечению клиентов, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты, необходимыми лекарственными препаратами.
В 2 учреждениях (28%) были выявлены следующие нарушения:
- п. 2.6. приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»;
- приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 №255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»;
- приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
Учреждениям выданы соответствующие предписания. Проверки исполнения предписаний показали улучшение организационной работы по обеспечению клиентов лекарственными препаратами, нарушения устранены.
Проверки по контролю качества лекарственных средств проведены в 2010 г. в 16 учреждениях социального обслуживания населения. Во всех учреждениях выявлены нарушения, в связи с чем в Министерство социальной политики Красноярского края было направлено письмо «Об организации работы по контролю качества лекарственных средств». Проведено совместное рабочее совещание по вопросам социально-медицинского обслуживания граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания.
В ходе повторных проверок в 2011 г. отмечено, что работа по вопросу контроля качества лекарственных средств в учреждениях социальной защиты населения организована в соответствии с требованиями законодательства.
В 2012 г. Управление продолжает целенаправленную работу по обеспечению контрольно-надзорных мероприятий в сфере социального обслуживания населения. Под контроль взяты такие аспекты деятельности учреждений социального обслуживания, как проведение регулярной аттестации специалистов по социальной работе, обеспечение учреждений средствами реабилитации для инвалидов, в т.ч. оборудованием, предназначенным для облегчения ухода за лежачими больными, информационными системами (аппаратно-программным комплексом) и др.