Top.Mail.Ru

Контроль за соблюдением прав граждан при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения в субъектах Российской Федерации


Контроль за соблюдением прав граждан при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения в субъектах Российской Федерации

В.С. ФИСЕНКО, к.фарм.н., начальник управления, Н.И. РОГИНКО, заместитель начальника управления, А.А. ДОРОФЕЕВ, главный специалист-эксперт отдела мониторинга, анализа и отчетности, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Управление контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения

В статье приведены данные по контролю за соблюдением прав граждан при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения в субъектах Российской Федерации. Перечислены типичные нарушения, выявленные Росздравнадзором в ходе контрольных мероприятий в 2014 г. Обозначены цели, критерии эффективности, а также этапность и кратность проведения диспансеризации.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ) любой гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и право на получение медицинской помощи, в том числе на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Одним из основных приоритетов в сфере охраны здоровья граждан является развитие профилактических мероприятий, обеспечивающихся путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в т. ч. программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними, проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 12 Федерального законы № 323-ФЗ).

Медицинские осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. К ним относится профилактический медицинский осмотр, который проводится в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

Диспансеризация граждан также является частью профилактических мероприятий. Она представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей, и предполагает применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ).

С 2013 г. в соответствии с приказом Минздрава России от 03.12.2012 № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» (далее – приказ Минздрава России № 1006н) начата диспансеризация определенных групп взрослого населения путем углубленного обследования состояния здоровья граждан.

Цели диспансеризации:

1) раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации (далее -- хронические неинфекционные заболевания), основных факторов риска их развития (повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела или ожирение), а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
2) определение группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями (состояниями), а также для здоровых граждан;
3) проведение краткого профилактического консультирования граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, здоровых граждан, а также проведения индивидуального углубленного профилактического консультирования и группового профилактического консультирования (школ пациента) граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском;
4) определение группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и иными заболеваниями (состояниями), а также граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

Критерии эффективности диспансеризации

Основными критериями эффективности диспансеризации взрослого населения являются:

1) охват диспансеризацией населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации;
2) уменьшение частоты выявления и регистрации факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди граждан, проходящих диспансеризацию;
3) уменьшение числа граждан с первично выявленными заболеваниями на поздних стадиях их развития;
4) снижение инвалидности и смертности от хронических неинфекционных заболеваний среди граждан, проходящих диспансеризацию;
5) увеличение числа граждан, относящихся к I группе здоровья, и уменьшение числа граждан, относящихся ко II и III группам здоровья.

Кратность проведения

Диспансеризация проводится 1 раз в 3 года в возрастные периоды, предусмотренные приложением № 1 к Порядку, утвержденному приказом Минздрава России № 1006н, за исключением инвалидов Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Данная категория населения проходит диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста (пп. 1 п. 2 ст. 18 Федерального закона № 5-ФЗ, п. 5 приказа Минздрава России № 1006н).

Этапность

Диспансеризация проходит в два этапа.

Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза на втором этапе диспансеризации.

Первый этап заканчивается приемом (осмотром) врача-терапевта, включающим определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения и проведение краткого профилактического консультирования.

Первый этап диспансеризации считается законченным в случае выполнения не менее 85% от объема обследования, установленного для гражданина данного возраста и пола (с учетом осмотров врачами-специалистами и исследований, выполненных ранее вне рамок диспансеризации (в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу проведения диспансеризации), и отказов гражданина от прохождения отдельных осмотров и исследований).

Второй этап диспансеризации осуществляется с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования и включает в себя проведение по определенным на первом этапе показаниям целого ряда инструментально-лабораторных методов исследования и осмотров специалистов.

Второй этап диспансеризации считается законченным в случае выполнения осмотров врачами-специалистами, исследований и иных медицинских мероприятий, указанных в приложении №1 к Порядку (утв. приказом Минздрава России № 1006н), необходимость проведения которых определена по результатам первого этапа диспансеризации.

Контрольная деятельность Росздравнадзора за соблюдением прав граждан при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения

Росздравнадзором в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 232, осуществляется контроль за соблюдением прав граждан при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения.
По данным территориальных органов Росздравнадзора, по итогам 2014 г. диспансеризацию прошли 92,78% от запланированного количества, что на 16% выше, чем в 2013 г. (в 2013 г. количество прошедших диспансеризацию составило 76,27% от запланированного количества).

В настоящее время в диспансеризации участвуют 3 757 медицинских организаций из 3 759 запланированных (99,95%). Так, например, в Удмуртской Республике из 54 запланированных медицинских организаций в диспансеризации принимают участие лишь 49 организаций.

Диспансеризация проходила с отставанием от плана-графика с марта 2014 г. в республиках Калмыкия, Хакасия, Ингушетия, Ростовской области. Самый низкий охват граждан диспансеризацией по итогам 2014 г. наблюдался в Еврейской автономной области (23,90%), Камчатском крае (53,61%), Магаданской области (56,16%), Хабаровском крае (59,76%) и Чеченской Республике (60,73%).

В 7 регионах план диспансеризации выполнен от 65% до 80% (Вологодская, Иркутская, Мурманская, Новосибирская, Псковская области, Удмуртская Республика, Чукотский автономный округ).

В 16 регионах охват диспансеризацией составил от 80% до 90% (Брянская, Владимирская, Калужская, Кировская, Курская, Ленинградская, Московская, Новгородская, Сахалинская, Тверская, Челябинская, Ярославская области, Пермский и Забайкальский края, республики Марий Эл и Коми).

В 13 регионах охват диспансеризацией составил от 90 до 95% (Амурская, Волгоградская, Курганская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Саратовская, Ульяновская области; республики Адыгея, Дагестан, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Чувашская Республика).

В 25 регионах охват диспансеризацией составил от 95 до 100% (г. Москва, Архангельская, Астраханская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Самарская, Свердловская, Тюменская области; Ханты-Мансийский автономный округ -- Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Алтайский, Красноярский, Ставропольский края; республики Алтай, Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская, Карелия, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва).

Диспансеризация выполнена на 100% и более в 17 регионах (г. Санкт-Петербург, Белгородская, Кемеровская, Липецкая, Омская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская, Томская, Тульская области; Краснодарский и Приморский края; республики Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Хакасия; Ненецкий автономный округ).

Типичные нарушения, выявляемые в ходе контрольных мероприятий:

- нарушения при оформлении медицинской документации и результатов диспансеризации (отсутствие описания статуса при осмотре «узкими» специалистами, отсутствие рекомендаций врача-терапевта при заключительном осмотре у прошедших дополнительную диспансеризацию, отсутствие отметки о группе здоровья и др.) (Амурская, Курганская, Курская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Тверская, Челябинская области; Алтайский, Краснодарский, Пермский края; республики Алтай, Калмыкия, Карелия);
- нарушения порядков проведения диспансерного наблюдения пациентов, страдающих хроническими заболеваниями (Амурская, Белгородская, Костромская, Курская, Новгородская области);
- низкая укомплектованность медицинскими кадрами (Брянская, Костромская, Челябинская области);
- отсутствие информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства, отсутствие должного оформления отказа от прохождения диспансеризации (Амурская, Белгородская, Курганская, Магаданская, Московская, Мурманская, Ульяновская, Челябинская области, Краснодарский и Пермский края);
- отсутствие обучения по вопросам профилактики хронических неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни у ряда медицинских работников кабинетов (отделений) медицинской профилактики (Амурская и Белгородская области);
- отсутствие записей консультативного осмотра при I и/или II этапе диспансеризации (республики Калмыкия, Карелия, Коми; Пермский край; Амурская, Тверская, Челябинская области);
- проведение неполного объема осмотров «узкими» специалистами, диагностического и лабораторного обследования (республики Алтай, Бурятия, Калмыкия, Карелия, Коми; Камчатский край; Амурская, Белгородская, Курская, Нижегородская, Тверская, Томская, Псковская, Челябинская области);
- проведение углубленного профилактического консультирования не в полном объеме (Амурская, Белгородская, Курская, Псковская, Ульяновская области; Краснодарский, Пермский края);
- недостаточное использование выездных форм работы (использование передвижных флюорографов и маммографов) с целью проведения диспансеризации в отдаленных и труднодоступных регионах (Республика Карелия, Вологодская область);
- граждане в случае необходимости не направляются на II этап диспансеризации (Республика Карелия; Амурская, Курганская, Ярославская области).

В ряде регионов выявлялись подтвержденные случаи фальсификации данных о результатах диспансеризации. В Курской области Росздравнадзором подтверждены 372 подобных случая, в т. ч. ранее умерших граждан.

В Нижегородской области при анализе законченных случаев I и II этапов диспансеризации выявлено:

- 1 226 случаев включения в счет на оплату медицинской помощи и реестр счетов посещений, не подтвержденных первичной медицинской документацией;
- 460 случаев непредоставления первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи.

В рамках межведомственного взаимодействия территориальные органы Росздравнадзора направляют в территориальные фонды ОМС информацию о выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушениях прав граждан при проведении диспансеризации.

Таким образом, выявляемые недостатки носят системный характер, препятствуют своевременному проведению профилактических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий и нарушают права граждан при проведении диспансеризации.

Росздравнадзор и в дальнейшем будет продолжать контроль за соблюдением прав граждан при проведении диспансеризации.



Специалистам здравоохранения