
С.М.ЧАКРЫГИНА, начальник отдела организации контроля качества медицинской и социальной помощи населению;
Т.Д.БРОВИКОВА, старший государственный инспектор отдела организации контроля качества медицинской и социальной помощи населению;
Р.Р.БАЙТУРИНА, главный специалист-эксперт отдела организации контроля качества медицинской и социальной помощи населению;
Л.В.СЕМЕНОВА, главный специалист-эксперт отдела организации контроля качества медицинской и социальной помощи населению
В настоящее время актуальным является вопрос о возможности осуществлять контроль за порядком производства экспертизы в рамках рассмотрения обращений граждан. В ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ приведен перечень оснований для проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения обращений граждан и организаций, а именно заявления или информация о фактах возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан или нарушение прав потребителей.
Вышеприведенные аргументы, как правило, не содержатся в обращениях граждан на производство экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН). Не содержится оснований и в обращениях руководителей в случаях, вызывающих сомнения обоснованности выдачи листков нетрудоспособности. Как следствие, в рамках рассмотрения обращений граждан провести внеплановую проверку Управлению Росздравнадзора в ряде случаев не представляется возможным. Сотрудничество с Оренбургским региональным отделением Фонда социального страхования позволяет нам контролировать порядок производства ЭВН при поступлении обращений в рамках принятого фондом решения о проведении проверки с привлечением специалиста Управления Росздравнадзора.
Контроль порядка производства медицинской экспертизы осуществляется Управлением Росздравнадзора по Оренбургской области в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 №205.
Медицинская экспертиза согласно административному регламенту Росздравнадзора, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 31.12.2006 №900, включает в себя медико-социальную, судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу, а также экспертизу временной нетрудоспособности.
Осуществление экспертизы временной нетрудоспособности регламентировано следующими нормативными документами:
1. Приказ Минздрава РФ и Фонда социального страхования РФ от 06.10.1998 №291/167 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности».
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 №514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» (с изменениями от 27.10.2008, 18.12.2008).
Контроль порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности с 2008 г. осуществляется управлением совместно с региональным отделением Фонда социального страхования.
Совместные проверки проводятся в соответствии с положениями федеральных законов от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 16.06.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Проверки осуществляются на основании совместного плана работы, а также при поступлении обращений граждан или работодателей.
При проведении проверки осуществляется контроль:
- правомочности производства экспертизы;
- соблюдения законных прав граждан;
- обоснованности выдачи листков нетрудоспособности;
- соблюдения порядка выдачи и продления листков;
- ведения медицинской документации;
- госпитализации, применения стационарозамещающих технологий;
- своевременного направления на медико-социальную экспертизу.
Всего с 2008 г. совместно с отделением фонда проведено более 160 проверок обоснованности выдачи листков нетрудоспособности.
Сведения о количестве проведенных проверок в 2008–2010 гг. представлены в таблице.
В 2010 г. из 13 плановых проверок нарушения были выявлены в 12 учреждениях. Отмечались нарушения нескольких видов:
1) необоснованная выдача и продление листков нетрудоспособности, например:
- случаи выдачи листков нетрудоспособности за прошедшее время без решения врачебной комиссии;
- нарушение срока закрытия листка при установлении инвалидности;
- выдача листка нетрудоспособности без отметки о нарушении режима при неявке пациентов на прием к врачу;
- продление листков без записи в медицинской документации данных о состоянии здоровья пациента, обосновывающих необходимость освобождения от работы;
2) нарушение ведения медицинской документации, а именно то, что в медицинских картах амбулаторного (стационарного) больного не указываются сведения о закрытии листка, заключительном диагнозе; в журналах учета клинико-экспертной работы и журнале выдачи листков нетрудоспособности не заполняются все предусмотренные учетной формой графы;
3) нарушение ориентировочных сроков временной нетрудоспособности - чаще всего пролонгация при острых респираторных вирусных заболеваниях, хроническом гастрите, мочекаменной болезни;
4) нарушения оформления бланков листков нетрудоспособности.
Кроме того, выявлены факты недостаточного внутриведомственного контроля; осуществления безлицензионной медицинской деятельности; нарушения хранения бланков листков нетрудоспособности.
По результатам проверок руководителям 12 медицинских организаций выданы предписания об устранении нарушений, составлено 3 административных протокола. Информация о результатах проверок направлена в Министерство здравоохранения Оренбургской области, прокуратуру. Фондом социального страхования были предъявлены финансовые претензии 5 учреждениям на общую сумму более 53 тыс. руб.
Необходимо отметить, что эффективность совместно проводимой Управлением Росздравнадзора и отделением фонда деятельности состоит не только в количестве привлеченных к административной ответственности и величине штрафов, но и в исправлении выявленных нарушений.
В учреждениях проведены проверки исполнения ранее выданных предписаний. С удовлетворением можно отметить, что нарушения организациями были устранены:
- получены лицензии на работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности;
- соблюдаются ориентировочные сроки временной нетрудоспособности;
- хранение бланков осуществляется в соответствии с установленными требованиями;
- улучшилось качество ведения медицинской документации;
- выдача и продление листков нетрудоспособности проводится
в соответствии с утвержденным порядком.
В области ежегодно проводятся совместные совещания территориального Управления Росздравнадзора, регионального отделения Фонда социального страхования, главного бюро МСЭ по Оренбургской области, Министерства здравоохранения области с приглашением заместителей главных врачей по ЭВН. На совещаниях подробно анализируются нарушения, выявленные в медицинских организациях, обсуждаются вопросы взаимодействия при осуществлении контроля. На совещании, проведенном в июне 2011 г., обозначена необходимость усиления внутриведомственного контроля.
Сотрудничество с фондом позволило управлению проводить проверки по обращениям граждан и юридических лиц, применять комплексные меры реагирования в отношении учреждений, допустивших нарушения. Это, безусловно, повысило качество и эффективность проводимой управлением контрольно-надзорной деятельности.
Таблица - в приложении