Top.Mail.Ru

Использование автоматизированной информационной системы Росздравнадзора для оптимизации контрольно-надзорной деятельности (на примере работы Управления Росздравнадзора по Краснодарскому краю)

 11303

Использование автоматизированной информационной системы Росздравнадзора для оптимизации контрольно-надзорной деятельности (на примере работы Управления Росздравнадзора по Краснодарскому краю)
Статья посвящена вопросам использования информационной системы Росздравнадзора при осуществлении контрольно-надзорной деятельности территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Раскрываются функции системы, предлагаются пути ее оптимизации.
(на примере работы Управления Росздравнадзора по Краснодарскому краю)

В соответствии с действующим законодательством Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляется более 60 государственных функций и полномочий.

Обеспечение контрольно-надзорной деятельности в настоящее время невозможно без применения современных информационных систем, поддерживающих полноту представления информации, оперативное информационное взаимодействие всех структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы. АИС Росздравнадзора – единая автоматизированная информационная система, обеспечивающая информационную поддержку контрольной и надзорной деятельности Службы, объединяя в единое информационное пространство территориальные органы Росздравнадзора с центральным аппаратом.

Рассмотрим работу системы в части сбора и обработки статистической информации в аспекте подготовки отдельных отчетов Управления Росздравнадзора по Краснодарскому краю (далее – Управление) по контрольным показателям.
Одной из ключевых информационных подсистем является подсистема «Проверки», которая аккумулирует информацию, начиная с формирования единого плана проверок на год до внесения результатов проведенных плановых и внеплановых проверок в режиме реального времени.

При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий Управление руководствуется нормами Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона при составлении ежегодного плана проверок должны быть указаны следующие сведения: наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), места нахождения юридических лиц и места фактического осуществления ими своей деятельности. Следуя пп. 8 и 9 ст. 9 Федерального закона №294-ФЗ, необходимо учитывать, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является определенный временной интервал со дня государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и окончания проведения его последней плановой проверки. Вся эта информация доступна в АИС: специалисты Управления анализируют сведения, содержащиеся в справочнике организаций и реестре лицензий для формирования плана проверок и последующего согласования его в установленном порядке в прокуратуре. Получив согласованный и утвержденный план контрольно-надзорных мероприятий, мы вносим его в раздел «Планирование» подсистемы «Проверки». В дальнейшем, непосредственно после завершения каждого контрольного мероприятия, данные о проверке вносятся в этом же раздел на вкладке «Результаты».

Каждая внеплановая проверка, будь то выездная или документарная, также начинается с анализа имеющейся в АИС информации об организации (ее организационно-правовая форма, ОГРН, ИНН, юридический адрес, места осуществления деятельности и пр.). Затем при выезде в организацию специалистами Управления производится проверка достоверности полученных сведений.

Поскольку ст. 11 Федерального закона №294-ФЗ определено, что «предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля», то в процессе проведения документарной проверки должностными лицами Управления в первую очередь рассматривается информация, имеющаяся в АИС, а это – полная история хозяйствующего субъекта по лицензируемому виду деятельности: сведения о всех лицензиях организации, об изменении их статуса, переоформлениях, акты предыдущих проверок, результаты проверок, предписания и своевременность и полнота их исполнения, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях.

По сути, АИС – это базовая платформа в обеспечении контрольно-надзорной деятельности Росздравнадзора. В систему АИС вносится информация по контрольно-надзорным мероприятиям по всем лицензируемым видам деятельности, а теперь еще и по предлицензионным проверкам, как документарным, так и выездным, которые регистрируются как внеплановые. Вносится информация по контрольно-надзорным мероприятиям при осуществлении государственного контроля качества лекарственных препаратов, контроля за реализацией мероприятий программ модернизации здравоохранения и за ходом выполнения приоритетного национального проекта «Здоровье», контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи и за осуществлением медицинских экспертиз, контроля за осуществлением расходов субвенций из федерального бюджета, контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания и контроля за порядком организации и осуществления реабилитации инвалидов и многим другим мероприятиям, проводимым Росздравнадзором при осуществлении государственных функций.

Таким образом, в системе АИС Росздравнадзора аккумулируется значительный массив информации по всем направлениям деятельности Службы в реальном времени.

Это позволяет Управлению, во-первых, осуществлять контроль исполнения плана контрольно-надзорных мероприятий; во-вторых, значительно облегчает документооборот между территориальными органами и центральным аппаратом: результаты проверок в прикрепленных файлах доступны для чтения сразу же по окончании контрольно-надзорного мероприятия; в третьих, позволяет собирать некоторую статистическую и аналитическую отчетность по отдельным запросам пользователя. Однако в системе АИС нет самого главного для рядовых исполнителей – формирования регулярных статистических ежемесячных отчетов в автоматическом режиме.

Ежеквартально территориальными органами Росздравнадзора по поручению руководителя Росздравнадзора от 01.10.2010 №57 в соответствии с приказом Росстата от 27.09.2010 №331 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в АИС вносится информация в форму №1 «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». И ежемесячно по приказу Росздравнадзора от 05.06.2009 №4565, а с 1 февраля 2012 г. по приказу Росздравнадзора №8429 «О сборе и учете показателей государственных контрольно-надзорных функций Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» в АИС заполняется достаточно емкий модуль.

В то же время значительная часть сведений для формирования этих статистических отчетов может быть получена при корректном и полном заполнении существующих модулей в подсистеме «Проверки», а при соответствующем расширении и дополнении окон редактирования модулей практически возможно получить полную информацию для следующего этапа модернизации АИС – формирования автоматической выгрузки стандартных отчетов. При этом сбор и учет показателей должны формироваться как на уровне территориального органа, так и как свод по направлениям деятельности в центральном аппарате.

Для аналитической работы с имеющейся базой информации по результатам проверок необходимо доработать и окна редактирования, расширив их ровно на ту информацию, которая требуется в отчеты, и доработав систему фильтров, которая позволит путем комбинации разных значений получать все необходимые сведения для формирования отчетности.

Так, например, заполняя окно «Объект проверки», программа предлагает выбрать подобъекты – по адресам осуществления деятельности, а значит, есть фактическая возможность сосчитать в отчетном периоде количество проверенных обособленных объектов (это требуется в отчете) – надо только программно прописать выбор этого значения. В окне «Основание» для внеплановых проверок необходимо предусмотреть справочник, включающий позиции в соответствии с основаниями проверок по Федеральному закону от 26.12.2008 №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», такие как поступление информации об угрозе причинения вреда жизни, здоровью, причинении вреда жизни, здоровью, нарушении прав граждан, необходимость контроля (или в связи с истечением срока) за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений, поручения Минздравсоцразвития России, Росздравнадзора, прокуратуры. Также в качестве основания для внеплановых проверок предусмотреть получение сведений о возможных нарушениях законодательства, допущенных органами государственной власти субъектов РФ при осуществлении переданных полномочий, несоответствие и наличие расхождений в сведениях, представленных в отчетах органов государственной власти субъектов РФ, и поступление заявлений от соискателей и лицензиатов.

В целях реализации системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), специалистом нашего Управления ежеквартально формируется в АИС информация о расчетно-нормативных затратах на оказание соответствующих государственных услуг. При этом контрольным показателем для большинства государственных функций, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, является количество проведенных проверок. Этот контрольный показатель можно получить в АИС на основе введенных фактически исполненных плановых и внеплановых проверок за исследуемый период при условии установления тождества между вносимым значением в окно «Предмет проверки» (вносится одна тема при тематической проверке и набор тем – при проведении комплексной проверки) и исполняемой при осуществлении по этой теме контрольно-надзорного мероприятия государственной функцией. В таком случае при соответствующих настройках программы выбор исполненной государственной функции за отчетный период позволит посчитать количество проверок, затронувших исполнение определенной государственной функции, т.е. получить корректный контрольный показатель для расчета норматива затрат в системе БОР.

АИС – уникальная система, объединяющая в единое информационное пространство большие блоки баз данных, являющаяся действенным механизмом, позволяющим получать оперативную, статистическую и аналитическую информацию в разрезе видов деятельности. Ее дальнейшее развитие должно служить не только цели получения сводной и аналитической информации для принятия руководящих решений, но и отвечать потребностям пользователя по оптимизации работы и облегчению рутинного труда рядовых исполнителей.  


Специалистам здравоохранения