
Демографические показатели и объемы оказания медицинской помощи
Основная деятельность учреждений здравоохранения республики в 2005-2010 гг. была направлена на сохранение объемов, доступности и качества медицинской помощи, обеспечение максимально эффективного использования выделяемых ресурсов. В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения республики по совершенствованию организации медицинской помощи гражданам удалось улучшить ряд показателей воспроизводства населения. Отрадным фактом можно считать рост рождаемости в регионе в течение последних лет: общий показатель рождаемости в целом по республике за пять лет возрос с 8,6 до 9,7 родившихся на 1000 человек населения.
Показатель смертности детей на первом году жизни, относящийся к важнейшем интегрированным демографическим показателям, отражающим социально-экономическое благополучия общества, качество, доступность и эффективность медицинской помощи, за последние десять лет регистрировался ниже, чем в России и составил на 01.01.2011 г. 6,2 на 1000 детей, родившихся живыми (РФ – 7,5 на 1000 детей, родившихся живыми, Приволжский округ – 7,3).
Кроме того, начиная с 2006 года, наблюдается тенденция к снижению показателя общей смертности, который в 2010 году составил 15,7. Коэффициент смертности лиц трудоспособного возраста составлял в 2008 году - 660,8 на 100 тыс. человек соответствующего возраста, в 2009 году – 627,8 на 100 тыс. человек соответствующего возраста, в 2010 году 618,8 на 100 тыс. человек соответствующего возраста (РФ – 682,1, ПФО – 698,3).
За прошедший год поставленные задачи по обеспечению эффективности расходования средств Министерством здравоохранения Республики Мордовия в целом были выполнены: - обеспеченность койками в 2010 году доведена до 94,5 на 10 тысяч населения; - успешно работают 152 общеврачебные практики. Обеспеченность врачами общей практики составляет 1,84 на 10 тысяч населения, а в сельской местности – 2,5, что по-прежнему в 4,5 раза выше среднероссийского и в 2,5 раза среднеокружного показателей (РФ – 0,44, ПФО – 0,82). На сегодняшний день перед муниципальным здравоохранением ставится задача организации постоянного наблюдения за здоровьем каждого человека.
Медицинские кадры
Основными направлениями кадровой политики остаются приоритеты в формировании и закреплении кадрового потенциала, принципы планирования и использования кадров на основе системы непрерывного образования. Необходимо отметить, что за последние годы значительно повысилась квалификация медицинских работников, в том числе первичного звена.
В 2005-2010 годах за счет средств федерального и республиканского бюджетов, бюджета Мордовского республиканского фонда обязательного медицинского страхования 6087 врачей-специалистов прошли подготовку и переподготовку. В целевую ординатуру и аспирантуру направлено более 100 врачей. Число аттестованных врачей, работающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Мордовия, доведено до 51,5% против 45,5% в 2005 году, средних медицинских работников до 59,1% против 52,3% в 2005 году.
За достигнутые успехи в деле охраны здоровья материнства и детства МУЗ «Городской родильный дом № 2» стал лауреатом Национального конкурса «Лучшие родильные дома Российской Федерации» с вручением знака «Надежная репутация».
В 2010 году Республиканский госпиталь для ветеранов войн стал дипломантом I степени III Международного конкурса на звание «Лучшее учреждение стран СНГ по профилактике заболеваний, укреплению здоровья и реабилитации ветеранов войн и участников локальных конфликтов», врач-уролог ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» А.В. Крылов стал номинантом Всероссийского конкурса «Лучший врач года».
Высокотехнологичная медицинская помощь
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовия, реализации демографической политики – главной стратегической задачей здравоохранения республики на сегодняшний день является обеспечение населения качественной и доступной медицинской помощью, в том числе высокотехнологичными видами лечения.
Опыт ряда стран Европы свидетельствует о том, что при условии снижения нагрузки воздействия на население факторов риска, а также активного участия самих граждан в сохранении и укреплении здоровья можно обеспечить дальнейший рост продолжительности и улучшение здоровья людей, также, за счет повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Этот вид помощи выполняется с использование сложных и уникальных медицинских технологий высококвалифицированными медицинскими кадрами и направлен на снижение уровня инвалидности, смертности и укрепления здоровья населения Российской Федерации. Обеспеченность высокотехнологичной медицинской помощью за последние 5 лет значительно выросла. Так, в 2005 году на высокие технологии в федеральные центры Российской Федерации было направлено 362 жителя республики, в 2006 году 430 человек, в 2007 году 520 человек, в 2008 году – 650 человек, в 2009 году – 926 человек, в 2010 году – 1083 человека.
Проводится строительство республиканской клинической больницы, ее оснащение высокотехнологичной медицинской аппаратурой, которое позволило активно развивать центры высоких медицинских технологий, таких, как спортивной медицины и ранней медицинской и социальной реабилитации спортсменов, ветеранов спорта и инвалидов. Успешно работают центры эндопротезирования крупных суставов нейрохирургический центр. В отоларингологическом отделении внедрены эндоскопические операции на гайморовых и решетчатых пазухах, полости носа, биопсия и удаление новообразований носоглотки. В ближайшей перспективе создание единого по республике аудиологического центра и внедрение операции по вживлению кохлеарных имплантантов. В кардиохирургическом центре внедрены оперативные вмешательства при остром коронарном синдроме.
В рамках инвестиционного проекта совместно с немецкой фирмой «Фрезениус - Нефро» на территории вновь строящейся Республиканской больницы в 2009 году завершено строительство диализного центра. Это позволило значительно улучшить условия оказания помощи пациентам, находящимся на хроническом программном гемодиализе и поднять ее уровень до современного стандарта.
1 июля 2010 года открыт Региональный сосудистый центр на базе МУЗ «Городская клиническая больница № 4» и три первичных сосудистых отделения. За время работы Регионального сосудистого центра в республике на 2,5% снизилась летальность от острых нарушений мозгового кровообращения, за счет активной реабилитации на 47% улучшились показатели восстановления вышеуказанной категории пациентов.
В рамках реализации мероприятий по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на базе пяти муниципальных учреждений здравоохранения будут созданы травматологические центры трех уровней, где будет оказываться помощь пациентам данных и прикрепленных районов с патологией костно-суставной системы, политравмой, травматическим шоком. Организован порядок доставки и оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях вдоль федеральной автомобильной дороги М-5 «Урал», поставлено медицинское оборудование. Травматологические центры начали функционирование в 2011 году.
В республике созданы и функционируют 3 межмуниципальных перинатальных центра. Задачей центров районного уровня является оказание экстренной медицинской помощи женщинам и новорожденным детям с пороками развития, ведение осложненной беременности, решение вопросов о сроке и методе родоразрешения, мониторинг состояния плода в родах, бережное родоразрешение.
В 2011 году Республика Мордовия включена в перечень субъектов, в которых начата реализация мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями.
Лекарственное обеспечение
Обеспечение граждан Республики Мордовия, имеющих право получение льготных лекарств по рецептам врача бесплатно, осуществляется по трем направлениям. Первое - это обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; Второе - это обеспечение «дорогостоящими» лекарственными средствами больных, страдающих семью высокозатратными нозологиями. Третье направление льготного лекарственного обеспечения населения республики осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 октября 1998 г № 462. В 2010 году отпущено медикаментов населению республики по программе ОНЛС на сумму 144455,9 тыс. рублей. Средняя стоимость льготного рецепта, отпущенного федеральным льготникам в 2010 году составила – 937,30 рублей.
В региональный регистр больных, страдающих семью высокозатратными нозологиями по состоянию на 1 января 2011 года было включено 765 больных, фактически нуждались в дорогостоящем лечении 385 человек. Отпущено лекарственных средств в 2010 году по 3756 рецептам на сумму на 221283,8 тыс. рублей. Средняя стоимость льготного рецепта, отпущенного федеральным льготникам данной категории составила в 2010 году – 58914,70 рублей.
На 2010 год гражданам, имеющим право на безвозмездное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по постановлению № 462 бюджетом Республики Мордовия было выделено 150437,7 тыс. рублей.
За бесплатной выпиской рецептов обратилось 136535 граждан, отпущено лекарственных средств на сумму 161274,6 тыс. рублей по 208460 рецептам. Средняя стоимость льготного рецепта по региональной льготе составила 774 рубля. Общая сумма отпуска лекарственных средств всем категориям льготников в 2009 году составила 527014,3 тыс. рублей.
В настоящее время Министерство здравоохранения Республики Мордовия проводит работу над проектом Региональной программы модернизации здравоохранения Республики Мордовия на 2011-2012 годы по проекту «Качество жизни (Здоровье)» Партии «Единая Россия». Решение поставленной задачи предполагает существенную модернизацию здравоохранения. Сегодня мы начинаем большую и кропотливую работу по выстраиванию системы здравоохранения нашего региона, «заточенной» под его потребности - с учетом структуры заболеваемости, смертности, особенностей демографической ситуации, кадрового состава медицинских работников.