
Возрастающая сложность бизнес-процессов в медицине, использование дорогостоящих ресурсов, оказание индустриальных объемов медицинской помощи, проблемы качества и стандартизации медицинских услуг требуют использования эффективных управленческих приемов, которые невозможно реализовать без информационных технологий и современного коммуникационного обеспечения. Традиционная административная система управления исчерпала свои возможности. Российское здравоохранение работает с большим напряжением, но с очень низким КПД.
Для дальнейшего совершенствования рыночных механизмов требуются типовые решения и высокая дисциплина исполнения. По нашему мнению, основой для типового, системного решения должно стать утверждение, что медицинские учреждения необходимо отнести к типовым производственным единицам, имеющим перечень обязательных технологических параметров, которые должны быть понятны, измеряемы, достижимы и признанны, а технология работы соответствовать моделям, принятым на данный момент в мире, стране или регионе. Качественное здравоохранение трудно представить без соответствия ясным стандартам. Если средняя продолжительность жизни в Европе составляет 76–80 лет, то 68 лет – это явно плохо. Если методики лечения в кардиологии состоят из определенных технологических последовательностей, позволяющих снизить смертность, то несоответствие этим методикам следует расценивать как низкое качество или как нарушение технологической дисциплины, неизбежно приводящей к браку. Другими словами, здравоохранение должно пользоваться проверенными моделями, а потребитель вправе требовать надежных технологий.
Начав системную работу в этом направлении, нам удалось существенно увеличить объемы высокотехнологичных вмешательств при сердечно-сосудистых заболеваниях (ССЗ). Более того, Министерство здравоохранения Республики Татарстан пригласило экспертов для проведения независимого аудита оказания помощи при инфаркте миокарда. Несколько месяцев эксперты PA Consulting Servis (Англия) с привлечением ведущих специалистов ЕОК (Европейское общество кардиологов) изучали систему оказания медицинской помощи при инфаркте миокарда в Республике Татарстан и оценивали ее соответствие международным стандартам. Одними из предложений экспертов ЕОК в части рационального использования медицинских ресурсов сформулированы как необходимость создания единого информационного пространства, «медицинская помощь без границ», позволяющая активизировать межрегиональные связи при использовании высокотехнологичных ресурсов и обучении специалистов.
Несомненно, что кризис, поразивший мировую экономику в середине 2008 г., оказывает неблагоприятное влияние на здравоохранение. Однако хочется надеяться, что оно не будет деструктивным, и кризис станет поводом для пересмотра устаревших методов хозяйствования. В условиях «аварийной» экономики одним из стабилизирующих факторов служит централизация ресурсов и управления ими. При этом термин «централизация» следует правильно понимать и не путать с администрированием. Научно обоснованная централизация, основанная на процессном подходе и системных решениях, не имеет ничего общего с иерархическим способом управления.
Чем может ответить на это отрасль? Прежде всего, провести ревизию немалых ресурсов и перегруппировать их с позиций максимального удовлетворения запросов пациентов. И это сложнейшая проблема, потому что традиционно учреждения здравоохранения, используя государственные ресурсы, больше озабочены укреплением своей автономности, чем участием в системной организации технологического процесса здравоохранения региона.
Так, развивая высокотехнологичную медицинскую помощь, отрасль неизбежно столкнется с необходимостью использования типовых экономических принципов – диверсификацией ресурсов, созданием кластеров, позволяющих оптимизировать работу дорогостоящих медицинских центров и обеспечивать законченный цикл лечения. Не могут все лечебные учреждения быть высокотехнологичными медицинскими центрами, так же как и центры не должны заниматься всем. В этих условиях государство обязано структурировать ресурсы отрасли, исходя из интересов граждан и реальных возможностей бюджета и медицинских учреждений. Для государства проблема онкологии – это не проблема онкологического диспансера. Это проблема системы онкологической помощи. Проблема сердечно-сосудистых заболеваний – это не проблема кардиологического центра. Это необходимость создания системы оказания помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в соответствии с эффективными стандартами лечения, с целью реального снижения устранимых причин смертности.
В решении этой сложной задачи большая роль должна принадлежать информационным технологиям. Информационные технологии способны поддерживать в рабочем состоянии сложные динамические процессы в экономике, в управлении, конструировать системные комбинации и мониторировать исполнение в режиме реального времени. При этом следует понимать, что информационные технологии являются лишь инструментом и не более того.
Не следует ждать чуда от IT-проектов без правильно сформулированных задач. Поэтому, прежде всего, необходимо ответить на вопрос: какой выбор сделать? Или автоматизировать сложившийся беспорядок, или взять за основу принципы процессного управления, пригодные для моделирования сложных бизнес-процессов, независимо от отраслевой принадлежности? Автоматизировать архаичное и малоэффективное хозяйство нет смысла. Прежде его следует модернизировать и привести в соответствие с принятой внутригосударственной экономической моделью.
В Республике Татарстан трудятся около 13 тыс. врачей и 37 тыс. медицинских работников, функционируют свыше 2 тыс. учреждений здравоохранения, развернута 31 тыс. коек, выполняются сотни тысяч исследований и т.д. Сегодня насчитывается более 10 тыс. заболеваний, свыше 3 тыс. лекарственных препаратов, 300 различных радиологических процедур и 1 тыс. лабораторных исследований. Становится очевидным, что держать в голове такой объем информации невозможно.
Необходимы другие принципы работы. Не менять, а научить систему действовать по-другому. Предоставить убедительные аргументы и расчеты для этого. Невидимое сделать видимым, измеряемым и понятным. Фактически речь идет о необходимой составляющей любого сложного бизнес-процесса – диспетчеризации, выполняемой на базе современных информационных технологий.
Следует признать, что информатизация отрасли здравоохранения в Республике Татарстан сталкивается с типичными проблемами, характерными для всей страны, что осложняет процесс реформирования. К ним относятся:
- хаотичная предистория развития IT-систем;
- использование несовместимых технических процедур, что требует пересмотра многих решений с позиций интеграционных процессов;
- многократное дублирование затрат, когда каждое учреждение стремится создать свою модель и инфраструктуру;
- сложность ввода и функционирования обособленных систем в эксплуатацию;
- сопротивление со стороны персонала.
В Республике Татарстан в последние годы ведется планомерная работа по модернизации сферы здравоохранения. Она включает в себя улучшение материально-технической базы, внедрение современных технологий лечения, комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества медицинского обеспечения, эффективного использования имеющихся ресурсов, расширение объемов высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечение доступной и качественной медицинской помощи для жителей Республики Татарстан.
Показатели деятельности системы здравоохранения Республики Татарстан находятся в числе лучших в России, при этом обеспеченность основными ресурсами (обеспеченность койками, врачами) одна из самых низких в России, что говорит о высокой эффективности их использования. Основой для эффективных управленческих решений служат системные информационные и коммуникационные проекты и решения, разработанные нашими специалистами.
Республика Татарстан может предложить для тиражирования проект «Диспетчерский центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан» и ряд комплексных информационно-аналитических систем управления лечебными учреждениями.
Создание единого информационного пространства способствует успешному функционированию медицинских учреждений разных форм собственности, позволяет формализовать лечебно-диагностические, логистические бизнес-процессы и процедуры их выполнения, осуществлять мониторинг деятельности и использования дорогостоящих ресурсов по единым стандартам, принимать оперативные обоснованные управленческие решения, готовить аналитические отчеты и т.д. Основой для развития Диспетчерского центра стал реализованный проект «Электронное правительство Республики Татарстан» и создание Центра информационных технологий Республики Татарстан, который взял на себя функцию координатора IТ-проектов в социальной сфере.
Координация деятельности учреждений здравоохранения с использованием Диспетчерского центра позволяет организовать процесс лечения по принципу «одного окна», когда пациент взаимодействует только с медицинским учреждением по месту жительства. При этой схеме пациент не заботится о том, каким образом попасть на лечение в высокотехнологичный медицинский центр. Его маршрут лечения от поликлиники до высокотехнологичной операции и последующей реабилитации в санаторном учреждении будет четко спланирован с помощью единой системы управления. Все необходимые согласования и организацию предварительного обследования производят Диспетчерский центр и направляющее учреждение без присутствия пациента. Кроме того, Диспетчерский центр обеспечивает централизованную архивацию данных и доступ в соответствии с правами доступа к ней. Целями проекта являются: повышение эффективности управления и межведомственного взаимодействия ресурсов здравоохранения, повышение информационной открытости и оптимизация предоставления услуг гражданам, т.е. создание клиентоориентированной системы, действующей по принципу «должна «бегать» информация, а не граждане».
Современная организация медицинской помощи основывается на участии многих учреждений в реализации протокола лечения больного. Соответственно, планирование оптимального маршрута при лечении пациента позволяет рационально использовать этапы лечебно-диагностического процесса в зависимости от специализации, загрузки медицинских учреждений и стоимости лечения.
Основой функционирования Диспетчерского центра является разработанная Информационно-аналитическая система управления высокотехнологичными медицинскими ресурсами (далее – ИАСУ ВТМР), разработанная компанией «Корпоративные информационные рутины» (КИР), г. Казань. Внедрение ИАСУ ВТМР – это инновационный проект, в рамках которого проводится оптимизация процесса предоставления жителям республики высокотехнологичной медицинской помощи. В 2007–2008 гг. была реализована первая очередь проекта.
В составе ИАСУ ВТМР реализована высокоэффективная подсистема мониторинга, построения отчетов и выполнения аналитических задач. С ее помощью проводится автоматизированный мониторинг эффективности использования ресурсов ВТМЦ (дорогостоящее диагностическое оборудование – магнитно-резонансные и компьютерные томографы, ангиографические системы) с еженедельным предоставлением отчетов руководству Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Мониторинг проводится по следующим показателям:
- количество оказанных услуг диагностики по каждому отдельно взятому аппарату, установленному в ВТМЦ;
- выполнение квот на исследования, установленных Министерством здравоохранения
Республики Татарстан ВТМЦ на годовой период в соответствии с Программой государственных гарантий по оказанию населению Республики Татарстан медицинской помощи по линии обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) –
- по каждому виду исследований и по каждому отдельно взятому аппарату;
- количество платных услуг, оказываемых с помощью диагностического оборудования ВТМЦ в сравнении с показателями выполнения исследований плановым пациентам по линии ОМС.
К концу 2008 г. в рамках кардиологического кластера к системе управления подключен дополнительный перечень ЛПУ: три казанские поликлиники, городская клиническая больница, а также шесть ЛПУ по Республике Татарстан (центральные районные больницы и высокотехнологичные медицинские центры таких городов, как Набережные Челны и Альметьевск). В 2009 г. к пилотной зоне проекта будут подключены четыре высокотехнологичных медицинских центра республиканского подчинения – Республиканская клиническая больница, Детская республиканская клиническая больница, Республиканский клинический онкологический диспансер и т.д.
Развитие Диспетчерского центра предусматривается по четырем стратегическим направлениям:
- расширение перечня медицинских бизнес-процессов, управляемых с помощью системы ДЦ (процессы: оказание высокотехнологичной медицинской помощи – диагностика и лечение, обеспечение лекарственными средствами, диспансеризация и т.д.);
- создание единых защищенных хранилищ и баз данных медицинской и персонифицированной информации (Архив диагностических изображений, Архив паспортов пациента, Архив медицинских классификаторов, Реестр застрахованного населения и т.д.);
- расширение перечня управленческих и экономических задач (мониторинг и обследование учреждений, мониторинг выполнения государственного заказа и квот, мониторинг лекарственного обеспечения и т.д.);
- организация межведомственного взаимодействия на основе интеграции систем управления здравоохранением, социальной сферы, различных министерств и ведомств (Фонд ОМС, ЗАГС, МВД и т.д.).
Первый опыт работы пилотного функционала Диспетчерского центра говорит о его перспективности и может быть рекомендован как универсальное управленческое решение для сложных бизнес-процессов в здравоохранении. По состоянию на 1 декабря 2009 г. к Диспетчерскому центру подключено 20 лечебных учреждений (в. т.ч. в Казани – 10), создано около 4600 заявок на госпитализацию, подключено 62 цифровых аппарата по РТ, архивировано 24 726 изображений, мониторируется работа ЯМР-томографов, КТ, ангиографов. Имеются данные по 3841 случаю острого нарушения мозгового кровообращения, ведется мониторирование случаев инсультов в межмуниципальных сосудистых центрах.
Выводы
1. Возрастающая сложность бизнес-процессов в здравоохранении требует постоянного и объективного их мониторинга и аналитической обработки данных с целью принятия адекватных управленческих решений.
2. Повышение эффективности работы отрасли во многом связано с рациональным использованием и правильным распределением ресурсов.
3. Возрастает значение и роль централизованного управления ресурсами, основанного на объективных и своевременно поступающих данных.
4. Повышается сложность в понимании организационно-структурных схем и вариантов оказания помощи для потребителей медицинских услуг.
5. Традиционные административные схемы управления тормозят развитие отрасли, необходимо внедрение новых схем, опирающихся на экономику.
6. Большое число этапов и участников бизнес-процессов в здравоохранении является следствием административной системы управления. Необходимо сократить число звеньев в управленческой цепочке, максимально автоматизировать отчетность.
7. Отставание IТ-технологий от потребностей отрасли в здравоохранении выше, чем где-либо. Необходимо тщательно анализировать накопленный в отрасли опыт, продвигать лучшие, реально работающие разработки, работать с профессиональными, высокоспециализированными разработчиками.
8. Необходимо учить работников здравоохранения системному подходу в управлении, экономике, основам информатики и использованию средств вычислительной техники.
И, наконец, главный вывод: отрасль нуждается в реформировании путем создания системного управления, построенного на современных индустриальных принципах: автоматизации, оптимизации и экономике. Диспетчерский центр, как инструмент, полностью отвечает данной задаче.