Top.Mail.Ru

Государственный контроль оказания социальной помощи населению: специфика проведения контрольных мероприятий


Государственный контроль оказания социальной помощи населению: специфика проведения контрольных мероприятий
С.В.БОНДАРЕВ, начальник Управления организации государственного контроля качества оказания социальной помощи населению Росздравнадзора, к.м.н., BondarevSV@roszdravnadzor.ru;
М.В.КОЗЛОВА, начальник отдела организации контроля качества оказания социальной помощи Росздравнадзора
    
В рамках исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания Росздравнадзор систематически проводит проверочные мероприятия и мониторинг деятельности системы социальных служб страны, что позволяет осуществлять надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания, выявлять как положительные, так и отрицательные тенденции в работе органов управления социальной защитой населения субъектов Российской Федерации.
   
Социальная помощь в Российской Федерации – это прежде всего забота государства и общества о гражданах, нуждающихся в помощи, и содействие в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, иных выплат, а также социального обслуживания, которое представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Все социальные службы страны входят в единую систему, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, деятельность которых должна соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания [2].
Государственный контроль оказания социальной помощи населению проводится Росздравнадзором в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323, в рамках исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания [3].
В настоящее время в Российской Федерации принято к применению 26 Национальных стандартов Российской Федерации социального обслуживания населения, которыми установлены основные виды социальных услуг, а также требования к порядку и условиям их оказания [4].

Учитывая тот факт, что установление государственных стандартов социального обслуживания, согласно Федеральному закону от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации», осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Росздравнадзором и его территориальными органами при осуществлении контроля и надзора в первую очередь обращается внимание на работу органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и принятию государственных стандартов социального обслуживания населения субъектов Российской Федерации.

Принятие государственных стандартов социального обслуживания населения в субъектах Российской Федерации предусматривает включение в них нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации, определяющей предоставление социальных услуг в форме финансовых и натуральных нормативов, которые являются обязательными для исполнения.

Государственная функция по контролю и надзору за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания исполняется Росздравнадзором в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и включает в себя такие мероприятия, как получение и анализ сведений о соблюдении государственных стандартов социального обслуживания населения (мониторинг), а также проведение проверочных мероприятий.

В настоящее время модернизация контрольно-надзорной деятельности, включающая получение и анализ сведений, невозможна без внедрения современных информационных технологий и коммуникационных средств связи.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №632-р «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.» позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе информационно-коммуникационных технологий и значительно повысить эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития систематически проводит мониторинг деятельности системы социальных служб страны, что позволяет осуществлять надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания населения, выявить как положительные, так и отрицательные тенденции в работе органов управления социальной защитой населения субъектов Российской Федерации. Мониторинг мероприятий можно считать одним из основных инструментов контрольно-надзорной деятельности, в связи с чем необходимо рассмотреть некоторые его определения.

Мониторинг – это процесс наблюдения за объектом, оценка его состояния, осуществление контроля над происходящими событиями, предупреждение нежелательных тенденций развития. Мониторинг должен способствовать определению состояния процесса и создавать предпосылки к его совершенствованию и повышению качества результатов [6].

Мониторинг – это отслеживание в ходе какой-либо деятельности происходящих в реальной предметной среде процессов и явлений, с тем чтобы незамедлительно включить результаты текущих наблюдений в управленческую деятельность. Мониторинг способствует эффективности управленческой деятельности [5].

Так, в 2011 г. в соответствии с приказом Росздравнадзора от 04.02.2011 №444 введен ежеквартальный автоматизированный мониторинг исполнения государственных контрольно-надзорных функций Росздравнадзора в социальной сфере. Результаты мониторинга за I квартал 2011 г. были направлены в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах для принятия мер реагирования.

Анализ показателей мониторинга в социальной сфере за I полугодие 2011 г. в сравнении с мониторингом I квартала 2011 г. показал положительные тенденции развития отрасли и подтвердил актуальность и необходимость ведения данного мониторинга.

Так, мониторинг позволил выявить слабые стороны в социальном обслуживании населения и реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации, актуализировать работу в данном направлении, побудить органы государственной власти субъектов Российской Федерации к принятию мер организационного характера по совершенствованию деятельности в социальной сфере.

Проверки, проводимые Росздравнадзором, делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся в соответствии с планом контрольно-надзорных мероприятий, согласованным с органами прокуратуры. Внеплановые, в свою очередь, проводятся по ряду причин, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проверки соблюдения государственных стандартов социального обслуживания населения проводятся как специалистами центрального аппарата Росздравнадзора, так и специалистами его территориальных органов – управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации.

Проверки, проводимые центральным аппаратом Росздравнадзора в субъектах Российской Федерации, включают в себя контроль за деятельностью органов управления социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, учреждений социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов, для семьи и детей, психоневрологического и общесоматического профиля, стационарных, полу- и нестационарных учреждений) и предусматривают оценку ситуации в сфере социального обслуживания в регионе в целом, в то время как проверки территориальными органами Росздравнадзора нацелены в большей степени на выявление нарушений при оказании социальных услуг в каждом отдельном учреждении социального обслуживания населения.

Согласно Национальному стандарту социального обслуживания ГОСТ 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в обществе;
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан [4].

При контроле качества социально-бытовых услуг проверяется, насколько своевременно, квалифицированно и в полном объеме оказана клиентам помощь в решении их проблем и какова ее эффективность. Качество жилой площади, предоставляемой клиентам стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания, специалисты Росздравнадзора контролируют путем проверки ее соответствия санитарно-гигиеническим нормам по размерам, состоянию зданий и помещений, их комфортности, обеспечению удобства проживания клиентов и по другим жизненно важным показателям. Одновременно проверяется, насколько учитывается при размещении клиентов в жилых помещениях их физическое и психическое состояние, психологическая совместимость.

Контроль качества помещений, предоставляемых для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, осуществляется путем их сопоставления на соответствие требованиям по размеру и расположению. Кроме того, все жилые, служебные и производственные помещения проверяются на соответствие следующим требованиям, определяющим их качество:
- требованиям противопожарной безопасности;
- требованиям по обязательному оснащению телефонной связью и обеспечению всеми видами коммунально-бытового обслуживания;
- требованиям по защищенности от воздействия различных факторов (повышенной температуры, влажности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье персонала, клиентов и на качество предоставляемых услуг;
- требованиям по обязательному оборудованию помещений специальными устройствами, приспособлениями для передвижения инвалидов (пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтовыми подъемниками и т.д.) [4].

Для оценки предоставления социально-бытовых услуг в учреждении социального обслуживания населения специалистам Росздравнадзора необходимо владеть нормативной правовой базой, регламентирующей данный вид деятельности: федеральными законами, санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.

При контроле качества оказания помощи клиентам социальной службы в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг Росздравнадзором оценивается, насколько своевременно и в необходимом ли объеме оказываются эти услуги и как учитывается при их оказании характер заболевания, медицинские показания, физическое и психическое состояние клиентов.

Качество услуг по оказанию или содействию в оказании медицинской помощи клиентам стационарных учреждений социального обслуживания в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования контролируется проверкой полноты и своевременности выполнения всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных указанными программами, и оценкой их эффективности.

Контроль качества социально-медицинских услуг требует знания законодательства об оказании гражданам медицинской помощи, в том числе Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, стандартов качества оказания медицинской помощи в Российской Федерации.

При контроле качества социально-психологических услуг специалистами Росздравнадзора оценивается, насколько квалифицированно и полно они были проведены, обеспечило ли их оказание клиентам необходимую помощь в решении их проблем, связанных с налаживанием межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, а также налаживанием детско-родительских, супружеских и других значимых отношений. Для проведения качественной оценки предоставления социально-психологических услуг необходимы знания по психотерапии и психодиагностике, методов психопрофилактической работы [4].

Контроль качества социально-педагогических услуг осуществляется при проведении оценки своевременности и полноты проведения и обеспечения оказания клиентам необходимой помощи в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем (родительско-детские отношения, воспитание и развитие детей, формирование супружеских и семейных отношений, включая сексуальные, предупреждение и преодоление педагогических ошибок, формирование межличностных отношений в семье и т.д.).

Кроме того, в ходе контроля также оценивается организация получения или содействия в получении образования инвалидами (в том числе детьми-инвалидами на дому) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, проверяются возможности создания необходимых условий в учреждениях и на дому для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования по специальным программам, а также для получения образования взрослыми инвалидами по специальным программам [4].

Для оценки качества предоставления социально-правовых и социально-экономических услуг специалистам Росздравнадзора необходимы знания по юриспруденции, налоговому и бюджетному законодательству, семейному и гражданскому праву. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что контроль оказания социальной помощи населению, проводимый Росздравнадзором, носит комплексный многогранный характер и требует от специалистов достаточных знаний и умений.

Таким образом, целенаправленная и системная деятельность Росздравнадзора по контролю и надзору за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания населения способствует повышению объема и улучшению качества предоставляемых социальных услуг населению, конечным результатом деятельности является улучшение качества жизни социально уязвимых слоев населения.

Источники

1. Конституция (основной закон) Российской Федерации. – М., 1993.
2. Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации».
3. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323.
4. Национальные стандарты Российской Федерации социального обслуживания населения.
5. Абрамовских Н.В. Педагогический мониторинг воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе: Дис. канд. пед. наук. 13.00.06. Екатеринбург, 1999.
6. Захарова С.В. Педагогический мониторинг экологического образования школьников: Дис. канд. пед. наук. 13.00.02. Екатеринбург, 1999.


Специалистам здравоохранения