Top.Mail.Ru

Государственная служба и кадровая политика Росздравнадзора


Государственная служба и кадровая политика Росздравнадзора
Ф.М. СЕМЁНОВ, начальник Управления государственной службы, кадров, антикоррупционной и правовой работы Росздравнадзора, к.м.н., профессор Академии военных наук, полковник медицинской службы, заслуженный врач РФ


Современная государственная гражданская служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных гражданских служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Сложившаяся на сегодняшний день в Росздравнадзоре система кадровой службы позволяет проводить качественное преобразование системы государственной службы, оптимизировать ее организацию и функционирование, внедрять современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.


Формирование новой российской государственности сопровождается возрастающим значением государственной службы. Глубокие политические преобразования, осуществляемые в России, обусловили качественные изменения важнейших конституционно-правовых институтов, к числу которых относится и государственная служба.
 
В настоящее время задачи по завершению качественного преобразования системы государственной службы, оптимизации ее организации и функционирования на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрения на государственной службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий ставит перед собой Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009--2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации 10.03.2009 №261. Целью программы стало «создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики».

Основные направления реализации этой программы являются основополагающими в организации работы Управления государственной службы, кадров, антикоррупционной и правовой работы по прохождению государственной гражданской службы и кадровому обеспечению Росздравнадзора.

В связи с многообразием направлений деятельности, реализуемых государственными органами, требуется обеспечить поступление на государственную гражданскую службу граждан, обладающих необходимым профессиональным образованием, стажем гражданской службы или стажем работы по специальности, направлению подготовки, профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для исполнения конкретных должностных обязанностей, определенных исходя из задач и функций государственного органа.

Главной целью кадровой политики Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении позволял бы обеспечивать эффективное функционирование и развитие Росздравнадзора.

Под кадровым потенциалом имеется в виду совокупная способность кадров государственных служащих Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения к эффективному исполнению должностных обязанностей, достигаемая посредством профессионального образования, практических навыков, опыта и других служебных ресурсов.

Основные приоритеты работы кадрового подразделения состоят в обеспечении:

- Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения квалифицированными кадрами государственных гражданских служащих;
- высокого профессионализма, культуры и нравственности государственных гражданских служащих;
- служебного развития государственных служащих;
- эффективного использования кадрового потенциала;
- оптимального сочетания преемственности кадров с их сменяемостью.

Конечной целью работы кадрового подразделения Росздравнадзора является формирование профессионального, стабильного и сбалансированного по необходимым параметрам состава государственных служащих, способного эффективно, гибко, последовательно и оптимально обеспечивать осуществление полномочий и функций Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Суть кадровой работы состоит в привлечении, закреплении и адекватном использовании на государственной службе высококвалифицированных специалистов, в создании условий по реализации ими своего профессионального потенциала для успешного исполнения должностных обязанностей и обеспечении на этой основе эффективного функционирования Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

За время существования Росздравнадзора кадровая работа прошла большой путь своего развития.

С момента образования в 2004 г. Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее -- Росздравнадзор) кадровая работа осуществлялась отделом кадров Управления делами. Численность отдела составляла 3 штатных единицы. Это было обусловлено численностью как центрального аппарата -- 131 штатная единица, так и территориальных органов Росздравнадзора -- 50 штатных единиц, которые были переданы Росздравнадзору при сокращении предельной численности работников территориальных органов упраздненного Министерства труда и социального развития Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2004 №252 «О некоторых вопросах организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости и Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»).

После создания территориальных органов Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития стала осуществлять свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии со схемой размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития было создано 78 территориальных органов Росздравнадзора (Управления Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации) (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.11.2005 №683 «Об утверждении схемы размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития»).

По мере совершенствования законодательства и увеличения функций федеральной службы увеличивался и кадровый потенциал. Особенно это коснулось территориальных органов.

Количество территориальных органов Росздравнадзора увеличилось до 79 управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации и до 2 межрегиональных управлений Росздравнадзора. Общая численность их возросла до 1 050 штатных единиц.

Уже к концу 2009 г. штатная численность территориальных органов составила 1 550 штатных единиц, а численность центрального аппарата Росздравнадзора -- 211 штатных единиц (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2009 №249 «О внесении изменений в законодательные акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития»). В связи с новыми полномочиями каждый раз при проведении организационно-штатных мероприятий, проводимых в Росздравнадзоре, разрабатывались и утверждались новые структуры и штатные расписания как в центральном аппарате Росздравнадзора, так и в управлениях Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации.

К 2012 г. количество функций Федеральной службы возросло практически вдвое. Одновременно с этим увеличилось количество задач, возлагаемых на кадровое подразделение. В Росздравнадзоре появилось самостоятельное структурное подразделение -- Отдел государственной службы и кадров штатной численностью 10 единиц. На сотрудников отдела были возложены дополнительные обязанности, такие как участие в проведении комплексных выездных проверок территориальных органов Росздравнадзора. Были назначены должностные лица кадровых служб, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2010 №1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предельную штатную численность Росздравнадзора необходимо было сократить на 20%. Поэтому на 01.01.2014 предельная штатная численность составляла: в центральном аппарате -- 139 штатных единицы, в территориальных органах Росздравнадзора -- 1193 штатных единицы (табл.).
 

Таблица. Динамика штатной численности и количества государственных функций Росздравнадзора

Годы

2004

2007

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Штатная численность центральный аппарат/ территориальные органы (нормативно-правовой акт)

131/

50

131/

1 050

211/

1 550

185/

1 528

176/

1 452

166/

1 375

139/

1 193

283

1 193

(Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 №155)

(Постановление Правительства РФ от 06.04.2007 №200)

(Постановление Правительства РФ от 24.03.2009 №249)

(Постановления Правительства РФ от 20.08.2010 №650, от 20.08.2010 №651)

(Постановление Правительства РФ от 28.01.2011 №39)

(Постановление Правительства РФ от 28.01.2011 №39)

(Постановление Правительства РФ от 28.01.2011 №39)

(Постановление Правительства РФ от 03.02.2014 №75)

Количество государственных функций

34

На протяжении этого периода ряд государственных функций был передан в Минздравсоцразвития России. В то же время Росздравнадзор наделен дополнительными функциями в связи с вступлением в силу федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

50

53

Полномочия Росздравнадзора значительно расширились в соответствии с вступлением в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ и Федеральных законов от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 25.11.2013 №317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации», что послужило основанием для увеличения штатной численности центрального аппарата до 283 штатных единиц (постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 №75 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. №137»).

По мере увеличения штатной численности центрального аппарата и территориальных органов Росздравнадзора, а также совершенствования законодательства по вопросам государственной службы и кадров увеличивалось количество задач, поставленных перед кадровой службой. В Росздравнадзоре создано Управление государственной службы, кадров, антикоррупционной и правовой работы. В состав Управления входят: отдел государственной службы и кадров, отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений, юридический отдел и отдел административно-правового обеспечения. Штатная численность Управления в 2014 г. составила 30 штатных единиц.

Увеличение штатной численности центрального аппарата Росздравнадзора предполагает повышение качества и эффективности исполнения ключевых контрольно-надзорных функций, возложенных на Росздравнадзор. Исходя из этого, основными задачами, стоящими перед кадровым подразделением, являются:

- рациональное планирование штатного расписания с учетом возложенных на Росздравнадзор полномочий и имеющейся численности гражданских служащих;
- комплектование штата надежными профессиональными специалистами;
- снижение текучести и стабилизация кадрового состава;
- создание необходимых социальных и материальных условий деятельности;
- контроль за выполнением должностных обязанностей, исключая возможность нарушений трудовой дисциплины, злоупотреблений служебным положением;
- профессиональное развитие государственных гражданских служащих;
- предоставление возможности дополнительного профессионального роста государственных гражданских служащих;
- повышение эффективности механизмов урегулирования конфликтов интересов, обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений, запретов и принципов служебного поведения в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также ответственности за их нарушение;
- формирование у государственных служащих Росздравнадзора и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росздравнадзором, отрицательного отношения к коррупции.

Одной из основных задач, стоящих перед кадровым подразделением в настоящее время, является подбор высококвалифицированных кадров.

Один из способов решения этой задачи -- проведение конкурсов на замещение вакантных должностей в центральном аппарате и территориальных органах Росздравнадзора.

Только в 2014 г. на заседаниях конкурсной комиссии Росздравнадзора по проведению конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы рассмотрено более 80 кандидатур на замещение вакантных должностей.

Большое внимание уделяется работе территориальных органов Росздравнадзора. В настоящее время разработаны и утверждены штатные расписания территориальных органов Росздравнадзора, которые структурированы по функциональным подразделениям.

Другая немаловажная задача кадрового подразделения -- организация прохождения государственными гражданскими служащими государственной службы Российской Федерации.

На основании критериев, установленных Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», в 2013 г. прошли аттестацию 55 руководителей территориальных органов и 39 заместителей территориальных органов Росздравнадзора. В 2014 г. планируется проведение очередной аттестации государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Росздравнадзора.

В целях реализации требований законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе проводится работа по присвоению классных чинов государственным гражданским служащим. Все государственные гражданские служащие центрального аппарата территориальных органов Росздравнадзора имеют классные чины. Только за 2013--2014 гг. 69 гражданским служащим центрального аппарата Росздравнадзора, 11 руководителям и 46 заместителям руководителей территориальных органов Росздравнадзора присвоены классные чины в соответствии с замещаемыми должностями.

Основной ресурс, обеспечивающий выполнение непростых задач Росздравнадзора – это высококвалифицированные специалисты.

Повышение профессионального уровня гражданских служащих Росздравнадзора, целью которого является совершенствование механизмов, связанных с организацией дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих для повышения эффективности государственного управления, осуществляется путем освоения гражданскими служащими новых способов решения профессиональных задач.

Основным показателем в этой работе является соотношение фактической численности гражданских служащих, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования, и общей численности гражданских служащих Росздравнадзора, запланированной для прохождения дополнительного профессионального образования в 2013 г. в рамках выделенных бюджетных ассигнований в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 №149-р «Об утверждении государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2013 год».

В 2013 г. было организовано повышение квалификации 362 государственных служащих Росздравнадзора, из них 47 гражданских служащих центрального аппарата и 315 гражданских служащих территориальных органов Росздравнадзора. В 2014 г. планируется направить на повышение квалификации 52 государственных гражданских служащих центрального аппарата и 185 государственных гражданских служащих территориальных органов Росздравнадзора.

На основании ежегодно утверждаемого плана проведения выездных проверок территориальных органов Росздравнадзора на постоянной основе осуществляется деятельность по координации работы по вопросам государственной службы и кадров в территориальных органах и подведомственных учреждениях, в т. ч. с выездом в территориальные органы Росздравнадзора.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 №63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», в 2009 г. создана комиссия для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Росздравнадзора единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Основным показателем эффективности работы данной комиссии является количество федеральных государственных гражданских служащих, получивших единовременную субсидию на приобретение жилого помещения.

За прошедший период комиссией проведено 25 заседаний, рассмотрено 39 заявлений гражданских служащих центрального аппарата Росздравнадзора о постановке на учет для выделения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и 112 заявлений гражданских служащих территориальных органов Росздравнадзора. Всего было поставлено на учет 29 гражданских служащих центрального аппарата и 81 гражданский служащий территориальных органов Росздравнадзора. Приняты решения о выделении субсидии 19 гражданским служащим центрального аппарата Росздравнадзора и 13 гражданским служащим территориальных органов Росздравнадзора, что позволило закрепить в системе Росздравнадзора значительное число перспективных сотрудников.

С целью повышения эффективности использования кадрового состава государственной гражданской службы, создания условий для служебного и профессионального роста государственных гражданских служащих, обеспечения равных возможностей для развития служебной карьеры и противодействия коррупции, в соответствии со ст. 60.1 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приказом Росздравнадзора от 18.10.2013 №5863-Пр/13 утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Росздравнадзора, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих.

Основными задачами отдела являются профилактика коррупционных и иных правонарушений в Росздравнадзоре, обеспечение деятельности по соблюдению государственными служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения, а также оптимизация и совершенствование работы по усилению контроля за соблюдением требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов гражданских служащих.

Отдел обеспечивает соблюдение федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, а также соблюдение исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. С этой целью систематически осуществляется работа по разъяснению гражданам Российской Федерации, поступающим на государственную службу в Росздравнадзор, а также гражданским служащим Росздравнадзора положений действующего законодательства Российской Федерации о порядке прохождения федеральной государственной гражданской службы, правах и обязанностях гражданского служащего, ограничениях и запретах, связанных с гражданской службой. Приказом Росздравнадзора от 25.04.2011 №2224-Пр/11 утвержден Порядок уведомления гражданскими служащими Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Принимаются меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе. Для этого создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Всего проведено 39 заседаний Комиссии центрального аппарата Росздравнадзора по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов с участием независимых экспертов, на которых рассмотрено 68 вопросов, касающихся принятия мер по обеспечению соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению, требований об урегулировании конфликта интересов и осуществления мер по противодействию коррупции.

В функции отдела также входит проведение служебных проверок. Было проведено 74 служебные проверки в центральном аппарате Росздравнадзора, по результатам которых вынесено 29 дисциплинарных взысканий. Все служебные проверки проведены на основании поступившей информации о совершении гражданскими служащими Росздравнадзора дисциплинарных проступков. В части осуществления контроля за соблюдением гражданскими служащими Росздравнадзора ограничений и запретов, а также принципов служебного поведения осуществляется мониторинг исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, проходящими государственную службу на должностях, замещение которых связано с коррупционным риском. С этой целью проводятся проверки:

- достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими;
- соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению;
- соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений в случае заключения ими трудового договора после ухода с федеральной государственной службы.

По результатам указанных проверок нарушений, связанных с коррупционными проявлениями, не выявлено.

Осуществляется взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.

Сотрудники отдела регулярно оказывают федеральным государственным служащим консультативную помощь по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, а также с уведомлением представителя нанимателя, органов прокуратуры Российской Федерации и иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими коррупционных и иных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Организуется правовое просвещение федеральных государственных служащих, осуществляется разъяснение гражданским служащим действующего антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Подготовлен стенд «Антикоррупция». Также разработаны памятки государственным гражданским служащим Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе и для планирующих увольнение с федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации. Проводится мониторинг наполнения и обновлений материалов в подразделе «Противодействие коррупции» на официальном сайте Росздравнадзора, налажена работа «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции.

В соответствии со своей компетенцией отдел подготавливает проекты нормативных правовых актов о противодействии коррупции. До настоящего времени разработаны и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 39 приказов Росздравнадзора.

В связи с внесением изменений в законодательство Российской Федерации планируется продолжать формирование и совершенствование нормативной правовой базы Росздравнадзора по вопросам противодействия коррупции.

Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений собирает и обрабатывает сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в установленном порядке, а также осуществляет контроль своевременности их представления. Обеспечивает подготовку этих сведений к размещению на официальном сайте Росздравнадзора.

Коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться, поэтому для Управления государственной службы, кадров, антикоррупционной и правовой работы Росздравнадзора становится необходимым осуществление постоянной антикоррупционной политики с целью устранения причин и условий возникновения коррупции. В стране утвержден Национальный план противодействия коррупции, и со стороны государственной власти предпринимаются активные меры по искоренению этого порока на всех уровнях. Необходимо, чтобы система антикоррупционных мер в Росздравнадзоре охватывала все направления деятельности и исполняемые Службой государственные функции.

Управлением проводится разъяснительная работа с сотрудниками Росздравнадзора. По итогам проведенных комплексных проверок в целях обеспечения качественной обратной связи кадровой службы центрального аппарата с кадровыми службами территориальных органов Росздравнадзора и обеспечения единства подходов при применении положений законодательства Российской Федерации на регулярной основе проводятся семинары с представителями кадровых служб территориальных органов Росздравнадзора, на которых рассматриваются актуальные вопросы и проблемы реализации законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации, разъясняется существующая практика применения положений законодательства Российской Федерации по наиболее важным направлениям. Для руководства в работе и прохождения государственной гражданской службы в Росздравнадзоре разработаны нормативные правовые документы и методические рекомендации, разъясняющие законодательство Российской Федерации.

Разработан и утвержден Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Росздравнадзора, который включает в себя общие принципы профессиональной этики и основные правила служебного поведения. Все государственные служащие независимо от должности с ним ознакомлены и руководствуются Кодексом.

С учетом возложенных на Росздравнадзор полномочий особое внимание уделяется работе в подведомственных Росздравнадзору организациях. За последний год были внесены изменения в положения и уставы организаций, положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений (далее -- ФГБУ), подведомственных Росздравнадзору.

В целях повышения управляемости учреждений, повышения уровня исполнительской дисциплины проведена работа по укрупнению структурных подразделений по видам деятельности, согласованы с руководителем Росздравнадзора и утверждены штатные расписания. Внесены изменения в трудовые договоры с работниками ФГБУ, подведомственных Росздравнадзору, по обеспечению соблюдения работниками ФГБУ ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации для федеральных государственных служащих, в соответствии с Федеральными законами от 03.12.2012 №231-ФЗ и от 07.05.2013 №102-ФЗ. Внесены изменения в должностные инструкции работников ФГБУ, подведомственных Росздравнадзору.

За годы существования Росздравнадзора сформирован высококвалифицированный кадровый состав сотрудников Росздравнадзора. В центральном аппарате имеют два и более высших образования -- 15 человек; ученую степень кандидата наук -- 12 человек; ученую степень доктора наук -- 4 человека; ученое звание профессора -- 2 человека; ученое звание доцента -- 2 человека. В территориальных органах Росздравнадзора имеют два и более высших образования – 157 человек; ученую степень кандидата наук -- 50 человек; ученую степень доктора наук -- 13 человек; ученое звание профессора -- 5 человек; ученое звание доцента -- 1 человек.

Руководство Росздравнадзора высоко оценивает труд государственных гражданских служащих. За многолетний плодотворный труд, профессиональное мастерство и высокие личные достижения в области здравоохранения, стабильные показатели в работе многие государственные гражданские служащие Росздравнадзора поощрены государственными наградами Российской Федерации, а также ведомственными наградами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Росздравнадзора.

Таким образом, успешная реализация федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009--2013 гг.)» в Росздравнадзоре и сложившаяся на сегодняшний день система кадровой службы позволяют проводить качественное преобразование системы государственной службы, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрять на государственной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.



Специалистам здравоохранения