
Цифровые технологии для пациентов
Участники конференции отмечали, что за последние 2 года было создано множество веб-инструментов, мобильных приложений и цифровых устройств для самостоятельного мониторинга пациентами состояния своего здоровья. В большинстве случаев они предназначены для людей, страдающих серьезными заболеваниями - артериальной гипертонией, сахарным диабетом, ожирением и т.д. Только для больных гемофилией разработаны и представлены цифровые решения для самоконтроля (в iTunes Store) как минимум 4 крупнейшими фармацевтическими компаниями.
Зарубежный опыт свидетельствует, что качество медицинской помощи от выхода на рынок таких дополнительных сервисов существенно выигрывает (при условии их сертификации регулирующими органами). Получив в распоряжение Интернет-контент, созданный компаниями либо независимыми организациями, а также доступ к огромному числу приложений по медицинской тематике, пациенты обретают значительную самостоятельность в поиске информации о здоровье. В то же время мнение врача остается главным фактором в принятии решений о лечении, независимо от его вовлеченности в цифровые технологии.
В ожидании стремительной динамики
Согласно исследованию «MEDI-Q «Мнение практикующих врачей», апрель 2012, 6 специальностей» порядка 64% российских врачей используют Интернет дома или на работе, причем активность пользователей во многом зависит от их специализации. Наиболее высокий показатель зафиксирован среди урологов и кардиологов – более 70%,тогда как статистика по некоторым другим специальностям говорит о неготовности определенной части российского врачебного сообщества обращаться к цифровым коммуникациям. Подобная тенденция наблюдается и других странах. Так, например, в США онкогематологи, эндокринологи, акушеры-гинекологи намного более активны в использовании Интернет-коммуникаций, чем аллергологи и урологи.
Если же говорить в целом об уровне подготовленности медицинского сообщества к интеграции digital решений в свою профессиональную деятельность, то по оценке аналитиков, в развитых странах он значительно выше, чем в России. Согласно исследованию Manhattan Research: Taking the Pulse US 2012, около 85% американских врачей используют смартфоны в повседневной профессиональной практике, 62% имеют планшет (чаще всего iPad), 39% используют для общения с пациентами on-line-связь (электронную почту, конференции, сообщения). При этом еще в 2011 г. пользователей планшетов среди американских врачей было на 30% меньше, и в целом значение digital инструментов для них было не столь существенным, как в следующем году.
Значительный прогресс наблюдается среди российских врачей. Исследования показали, что пользователей Интернета среди них в 2010 г. было на 15% меньше, чем два года спустя. Стремительный прогресс может означать, что дистанцию, отделяющую основную долю российских врачей от цифровых технологий, удастся преодолеть уже в обозримом будущем.
Причем перемены могут придти непосредственно в ЛПУ. Косвенным основанием для такого прогноза может служить заявленный фондом «Сколково» перечень направлений развития информационных технологий в медицине и здравоохранении:
- разработка и внедрение программно-аппаратных комплексов для телемедицины, включая телерадиологию, теледерматологию, телехирургию и т.д.;
- создание приложений для мобильных беспроводных диагностических устройств и планшетных компьютеров, работающих в перспективных беспроводных сетях;
- разработка и внедрение информационных систем в научных лабораториях, медицинских и страховых учреждениях для анализа больших массивов данных, поддержки принятия диагностических решений врачами и визуализации комплексной клинической информации, как на основе традиционных ПК, так и на основе планшетных устройств;
- разработка и внедрение информационных систем для использования стандартизованных электронных медицинских карт пациентов (EHR, electronic health record).
Неотложные задачи
Драйверами внедрения digital технологий в здравоохранении стали фармацевтические компании, заинтересованные в эффективной коммуникации со своими целевыми аудиториями. «Применение инструментов digital pharma не только позволяет интегрировать сообщения в современный формат потребления информации, но и обеспечивает широкий, потенциально неограниченный охват целевой аудитории, таргетированную коммуникацию, оптимизацию логистики, динамичный, легко актуализируемый контент и постоянную обратную связь», - подчеркнул Михаил Елкин, к.м.н., управляющий партнер группы компаний Market Group, в структуру которой входит Агентство медицинских коммуникаций Da Signa.
Спектр возможностей digital инструментов, а главное, их практику применения проанализировало агентство Across Health, проведя опрос 392 представителей фармацевтических и биотехнологических компаний в разных странах мира. Отчет Across Health Digital Barometer - 2012 указывает на разнообразие освоенных технологий (рис. 1). Самый популярный вид digital решений – обеспечение присутствия в Интернете - используют абсолютно все участники фармрынка, представляя свои продукты, продвигая корпоративные ценности, актуализируя медицинскую проблему или демонстрируя социальные проекты. Сейчас прослеживается тенденция утраты приоритетности продуктовых сайтов в маркетинговых программах.
Интерес к ним со стороны профессионального сообщества и потребителей в целом довольно невелик. По мнению экспертов Eyeforpharma (FC Business Intelligence), будущее Интернет-продвижения фармацевтических брэндов связано с интеграцией с системами CRM, развитием образовательных программ, а также формированием социальных сетей профессионалов здравоохранения и пациентов.
Но веб-решениями практика фармкомпаний не ограничивается. Сегодня с помощью digital достаточно успешно решается проблема, связанная с законодательными ограничениями взаимодействия медицинских представителей компаний и врачей.
В частности, в ходе опроса Across Health выяснилось, что около половины респондентов оптимизировали это взаимодействие с помощью e-detailing на планшете. Суть решения заключается в следующем: медицинский представитель, работающий с e-detailing, оперативно находит и демонстрирует врачу необходимые факты, адаптированные именно под текущий визит, а также может тут же передать информацию от врача. Поскольку контент в планшете медицинского представителя синхронизируется с основным хранилищем информации (в «облаке»), то обновление происходит так часто, как это необходимо. Автоматическая генерация отчета и возможность контроля местонахождения медицинских представителей с помощью GPS позволяют практически в on-line режиме определять результативность их работы и соответственно корректировать планы.
Кроме того, экспертами Across Health был зафиксирован скачок в использовании e-detailing на планшете. В частности, на ведущих западноевропейских рынках онкологических препаратов использование e-detailing на планшете увеличилось с 15% в конце 2011 г. до 85% в конце 2012 г. Также отмечено, что теледетейлинг (одновременный просмотр информации врачом и медицинским представителем во время общения по телефону) используется по-прежнему нечасто (10%), но положительное восприятие этого метода коммуникации врачами заметно увеличилось.
Михаил Елкин уверен в перспективности использования новых digital инструментов на российском фармацевтическом рынке: «Фармкомпании в России уже сейчас активно занимаются «дигитализацией» не на отдаленную перспективу или ради имиджа инновационности, а для решения неотложных практических задач. Одна из них - оптимизация работы медицинских представителей в сегменте рецептурных препаратов. Если у большинства наших врачей пока нет iPad и смартфона, как у их американских коллег, то это не значит, что фармкомпания не может предложить им привлекательный формат коммуникации с использованием цифровых технологий на профессиональных мероприятиях, на рабочем месте или дома».
Рисунки - в приложении