
Е.А. ВАСИЛЬЕВ 1,2 , к.м.н., доцент, руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Оренбургской области;С.М. ЧАКРЫГИНА 1, начальник отдела организации контроля качества медицинской помощи населению;Т.Д. БРОВИКОВА 1, старший государственный инспектор отдела организации контроля качества медицинской помощи населению;Р.Р. БАЙТУРИНА 1, главный специалист-эксперт отдела организации контроля качества медицинской помощи населению;Л.В. СЕМЁНОВА 1, главный специалист-эксперт отдела органи-зации контроля качества медицинской помощи населению.
1 Территориальный орган Росздравнадзора по Оренбургской области
2 Кафедра общественного здоровья и здравоохранения №1 Оренбургской государственной медицинской академии
Повышение качества и доступности медицинской помощи становится важнейшей составляющей политики государства, поскольку качество работы системы здравоохранения во многом определяет уровень здоровья и качество жизни населения [7]. В условиях модернизации отечественного здравоохранения, которая была обусловлена в т. ч. и неудовлетворенностью населения качеством и доступностью медицинской помощи, повышаются требования к организации работы по внутреннему контролю качества медицинской помощи.
Среди руководителей медицинских организаций и их заместителей сформировался стереотип деятельности в сфере обеспечения качества медицинской помощи, заключающийся в преобладании функции контроля за деятельностью. При этом не рассматриваются как значимые такие существенные функции управления, как планирование, организация, координация [8].
Недостаточное внимание, в т. ч. к вопросам соответствия медицинских учреждений установленным порядкам и стандартам медицинской помощи, приводит к невыполнению требований по оснащению медицинским оборудованием кабинетов и отделений и, как следствие, к невыполнению набора диагностических исследований, лечебных процедур. Невыполнение порядков оказания медицинской помощи и стандартов не позволяет обеспечить должное качество медицинской помощи.
В настоящее время нарушения порядков и стандартов,выполнение которых носит с 01.01.2013 обязательный характер, выявляются Росздравнадзором практически во всех проверяемых медицинских организациях [1, 5].
Территориальный орган Росздравнадзора по Оренбургской области в соответствии со своими полномочиями осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок, в т. ч. соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи [3]. Организация и проведение государственного контроля регламентируется Положением о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. №1152 [2].
К наиболее частым нарушениям, которые выявлялись специалистами Росздравнадзора в ходе проверок, относится несоблюдение утвержденных стандартов в части отсутствия необходимых консультаций специалистов, а также неполное проведение диагностических и лечебных мероприятий. Это является следствием недостаточной укомплектованности медицинских организаций врачебными кадрами, отсутствия необходимого медицинского оборудования и должного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Иногда даже при наличии дорогостоящего и высокотехнологичного оборудования в некоторых больницах отсутствует элементарное оснащение: функциональные кровати, пеленальные столы, негатоскопы.
Территориальным органом по итогам проверок руководителям учреждений выдаются предписания об устранении нарушений. В администрации городов и районов, в министерство здравоохранения области направляются информационные письма и акты проверок для принятия решений, в первую очередь для организационных мероприятий и укрепления материально-технической базы медицинских организаций.
Заместители главных врачей по клинико-экспертной работе (КЭР) участвуют в организации работы по внутреннему контролю качества медицинской помощи. Главная цель внутреннего контроля — обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества.
Полномочия заместителей главных врачей по КЭР регламентированы приказом Минздрава России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» [3]. В каждом медицинском учреждении в соответствии с приказом создается врачебная комиссия, которая, помимо прочих функций, осуществляет:
Еще один аргумент в пользу расширения полномочий заместителей главных врачей по КЭР заключается в следующем. Управлением Росздравнадзора за последние два года рассмотрено более 400 обращений граждан, в которых вопросы слабой организации оказания медицинской помощи составляют 16—20%. Основные вопросы граждан связаны с их неудовлетворенностью качеством и доступностью медицинской помощи из-за отсутствия узких специалистов в поликлиниках, наличия очереди на обследование, недостаточного обеспечения льготных категорий граждан медикаментами, незаконного получения средств с населения. К сожалению, руководители медицинских организаций не всегда оперативно реагируют на обращения, часто отсутствуют специалисты, способные разрешить конфликтную ситуацию на месте.
В настоящее время в каждой третьей из проверенных медицинских организаций попрежнему не решен вопрос об организации работы дежурных администраторов, к которым каждый гражданин мог бы обратиться при возникновении сложной ситуации.
Таким образом, в настоящее время деятельность заместителей главных врачей по клинико-экспертной работе следует рассматривать в более широком аспекте современных требований по обеспечению доступности и качества медицинской помощи, т. к. от внутреннего контроля качества, планирования, организации медицинской помощи, обязательного соблюдения порядков и стандартов зависит уровень ее доступности и качества населению.
1 Территориальный орган Росздравнадзора по Оренбургской области
2 Кафедра общественного здоровья и здравоохранения №1 Оренбургской государственной медицинской академии
Повышение качества и доступности медицинской помощи становится важнейшей составляющей политики государства, поскольку качество работы системы здравоохранения во многом определяет уровень здоровья и качество жизни населения [7]. В условиях модернизации отечественного здравоохранения, которая была обусловлена в т. ч. и неудовлетворенностью населения качеством и доступностью медицинской помощи, повышаются требования к организации работы по внутреннему контролю качества медицинской помощи.
Среди руководителей медицинских организаций и их заместителей сформировался стереотип деятельности в сфере обеспечения качества медицинской помощи, заключающийся в преобладании функции контроля за деятельностью. При этом не рассматриваются как значимые такие существенные функции управления, как планирование, организация, координация [8].
Недостаточное внимание, в т. ч. к вопросам соответствия медицинских учреждений установленным порядкам и стандартам медицинской помощи, приводит к невыполнению требований по оснащению медицинским оборудованием кабинетов и отделений и, как следствие, к невыполнению набора диагностических исследований, лечебных процедур. Невыполнение порядков оказания медицинской помощи и стандартов не позволяет обеспечить должное качество медицинской помощи.
В настоящее время нарушения порядков и стандартов,выполнение которых носит с 01.01.2013 обязательный характер, выявляются Росздравнадзором практически во всех проверяемых медицинских организациях [1, 5].
Территориальный орган Росздравнадзора по Оренбургской области в соответствии со своими полномочиями осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок, в т. ч. соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи [3]. Организация и проведение государственного контроля регламентируется Положением о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. №1152 [2].
К наиболее частым нарушениям, которые выявлялись специалистами Росздравнадзора в ходе проверок, относится несоблюдение утвержденных стандартов в части отсутствия необходимых консультаций специалистов, а также неполное проведение диагностических и лечебных мероприятий. Это является следствием недостаточной укомплектованности медицинских организаций врачебными кадрами, отсутствия необходимого медицинского оборудования и должного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Иногда даже при наличии дорогостоящего и высокотехнологичного оборудования в некоторых больницах отсутствует элементарное оснащение: функциональные кровати, пеленальные столы, негатоскопы.
Территориальным органом по итогам проверок руководителям учреждений выдаются предписания об устранении нарушений. В администрации городов и районов, в министерство здравоохранения области направляются информационные письма и акты проверок для принятия решений, в первую очередь для организационных мероприятий и укрепления материально-технической базы медицинских организаций.
Заместители главных врачей по клинико-экспертной работе (КЭР) участвуют в организации работы по внутреннему контролю качества медицинской помощи. Главная цель внутреннего контроля — обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества.
Полномочия заместителей главных врачей по КЭР регламентированы приказом Минздрава России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» [3]. В каждом медицинском учреждении в соответствии с приказом создается врачебная комиссия, которая, помимо прочих функций, осуществляет:
- принятие решений по вопросам профилактики, диагно-стики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;
- оценку качества, обоснованности и эффективности ле-чебно-диагностических мероприятий, в т. ч. назначения лекарственных препаратов;
- оценку соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
- разработку мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
- изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти;
- организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- рассмотрение обращений (жалоб) граждан.
Еще один аргумент в пользу расширения полномочий заместителей главных врачей по КЭР заключается в следующем. Управлением Росздравнадзора за последние два года рассмотрено более 400 обращений граждан, в которых вопросы слабой организации оказания медицинской помощи составляют 16—20%. Основные вопросы граждан связаны с их неудовлетворенностью качеством и доступностью медицинской помощи из-за отсутствия узких специалистов в поликлиниках, наличия очереди на обследование, недостаточного обеспечения льготных категорий граждан медикаментами, незаконного получения средств с населения. К сожалению, руководители медицинских организаций не всегда оперативно реагируют на обращения, часто отсутствуют специалисты, способные разрешить конфликтную ситуацию на месте.
В настоящее время в каждой третьей из проверенных медицинских организаций попрежнему не решен вопрос об организации работы дежурных администраторов, к которым каждый гражданин мог бы обратиться при возникновении сложной ситуации.
Таким образом, в настоящее время деятельность заместителей главных врачей по клинико-экспертной работе следует рассматривать в более широком аспекте современных требований по обеспечению доступности и качества медицинской помощи, т. к. от внутреннего контроля качества, планирования, организации медицинской помощи, обязательного соблюдения порядков и стандартов зависит уровень ее доступности и качества населению.
Список источников вы можете запросить в редакции.