
На сегодняшний день в нашей стране отсутствует системное и полное государственное регулирование в сфере оборота и производства лекарственных средств. Нет четкой инфраструктуры управления фармацевтической отраслью. Ситуация, сложившаяся с кадрами в области фармации, чрезвычайно сложная, считает руководитель управления Росздравнадзора по Ставропольскому краю, заслуженный врач РФ, д.м.н. Анатолий АНТОНЕНКО. Для исправления сложившейся ситуации необходимо приложить немало усилий.
– Анатолий Дмитриевич, с 2004 г. Управление Росздравнадзора по Ставропольскому краю контролирует деятельность аптечных учреждений Ставрополья. Какие проблемные аспекты розничного сегмента фармацевтического рынка, на Ваш взгляд, требуют особого внимания?
– Статистика нарушений, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий в аптечной сети Ставропольского края, свидетельствует о наличии проблем как в решении организационных вопросов, так и в вопросах исполнения требований нормативных актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность. В этой связи особо следует подчеркнуть значимость кадрового потенциала аптечного учреждения, правильности расстановки специалистов, а также уровня их профессиональной подготовки.
– «Кадры решают все», – эта фраза для нас давно стала аксиомой. И действительно, именно высококвалифицированный персонал сегодня является фундаментом любого проекта. Однако реалии нашей жизни таковы, что пациент не всегда может получить грамотную консультацию со стороны аптечных работников. Сегодня аптека воспринимается как торговая организация, а не как учреждение здравоохранения. Возникает определенный профессиональный вакуум, почему?
– Нужно признать, что действующее в сфере обращения лекарственных средств законодательство небезупречно и не дает четкий алгоритм организации работы аптечного учреждения и его персонала.
На фармацевтическом рынке Российской Федерации находятся в обращении более 70 тыс. лекарственных средств с учетом различных дозировок, лекарственных форм и производителей. Значительная часть лекарств – это денежно-емкий и актуальный товар, на котором можно заработать. Привлекательность рынка медикаментов способствовала развитию фармацевтического бизнеса, в котором, к сожалению, смещен акцент с решения профессиональных задач в системе здравоохранения к навыкам эффективных продаж в условиях жесткой конкуренции на рынке.
Аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины законом отнесены не к учреждениям здравоохранения, а к организациям розничной торговли лекарственными средствами, и сегодня во всех проверяемых аптечных учреждениях мы видим ярко выраженную специфику торговой организации.
Такая расстановка акцентов диктует ряд и других организационных особенностей, не способствующих качественному и профессиональному предоставлению работ и услуг аптечными учреждениями.
– Можно привести конкретные примеры негативных последствий от решения организационных вопросов в аптечных учреждениях исключительно с учетом интересов бизнеса?
– Например, во многих проверенных учреждениях трудится небольшое число провизоров и фармацевтов при максимально расширенном графике работы учреждения. Все специалисты, включая заведующего, задействованы в основной функции – реализации товара; все остальные задачи, такие как контроль качества и сроков годности лекарственных препаратов, обеспечение необходимых условий их хранения, решаются попутно, «между делом». При формировании штата аптечного учреждения предпочтение отдается фармацевтам, и нередко можно встретить провизора, занимающего должность фармацевта.
Как правило, в аптеках и аптечных пунктах не выделены отделы рецептурного отпуска лекарственных препаратов. Нагрузка, связанная с отпуском лекарств по рецепту врача, в этом случае не учитывается, и специалист не может претендовать на предусмотренный законодательством сокращенный на 1 час рабочий день, а также 12 дополнительных дней к отпуску.
Принцип оплаты труда фармспециалиста предполагает прямую зависимость размера денежного вознаграждения от объема реализации. Учитывая, что заработную плату специалист получает ежемесячно, а административные взыскания за допущенные нарушения при осуществлении фармацевтической деятельности к нему могут быть предъявлены при проведении внешнего контроля (примерно 1 раз в 3 года), часть участников фармацевтического рынка откровенно пренебрегает обязанностями, неисполнение которых значимо не отражается на их финансовом благополучии.
Перечисленные примеры стали возможными в условиях, когда действующие нормативно-правовые акты не определяют номенклатуру должностей в аптечных организациях, а также не устанавливают конкретных требований к их штатной численности. Кроме того, законодательством не определено соответствие фармацевтических специальностей замещению определенных фармацевтических должностей, не установлены требования и к квалификации фармацевтических специалистов, занимающих разные должности в сфере обращения лекарственных средств.
– Скажите, как исполнение требований нормативных актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность, связано с решением организационных вопросов в аптечных учреждениях?
– Совершенно очевидно то, что в аптечных учреждениях должны работать профессионалы. Между тем выявляемые в ходе контрольных мероприятий нарушения свидетельствуют об отсутствии у специалистов знаний нормативных актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность, и установленных ими требований, а также слабый уровень последипломной профессиональной подготовки.
Минимальная штатная численность сотрудников аптеки исключает возможность отвлечения фармацевтического специалиста от рабочего процесса и не способствует созданию благоприятных условий для полноценного повышения профессиональной квалификации сотрудников. Исполнение установленного норматива аудиторных занятий при повышении квалификации фармспециалистов предполагает отрыв от производственной деятельности. Работодателю невыгодно предоставлять работнику учебный отпуск, точно так же, как и работнику невыгодно нести издержки, связанные с обучением, поэтому они ищут возможность формального обучения. Есть практика, когда работодатель финансирует затраты на повышение квалификации специалистов и при этом считает свидетельство о повышении квалификации и сертификат своей собственностью в течение срока их действия, на руки специалистам документы не выдает, а использует данный факт как дополнительный механизм закрепления кадров к рабочему месту.
Сегодня на рынке платных образовательных услуг имеются многочисленные предложения в кратчайшие сроки практически без отрыва работников аптечной организации от производства провести сертификационный цикл и снабдить свидетельством о повышении квалификации и сертификатом.
В связи с отменой положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, субъектам, которым дано право выдачи сертификата специалиста, предоставлено право самим определять порядок и условия сдачи квалификационного экзамена.
Образовательное учреждение, осуществляющее последипломную подготовку на платной основе, самостоятельно оценивает эффективность проведенного им учебного процесса - и в таких условиях становится возможным необоснованное сокращение часов аудиторных занятий и фактической продолжительности учебного цикла, а то и вовсе заочное оформление документов (свидетельства о повышении квалификации и сертификата) специалистам. Кроме того, приходится констатировать, что добровольная аттестация фармацевтических специалистов, как способ дополнительного государственного регулирования профессиональной квалификации, в последнее время утратила свою актуальность и практически не используется как механизм, стимулирующий познавательно-образовательную деятельность как в плане повышения квалификации, так и стимулирования размера заработной платы.
– Очевидно, все эти вопросы требуют, прежде всего, законодательного решения?
– Разумеется, без грамотного изменения законодательно-нормативной базы установить цивилизованные отношения на современном фармацевтическом рынке весьма сложно. Сегодня первостепенным вопросом остается формирование ясной и четкой государственной политики в области фармации, которая должна быть обеспечена законодательно. Система обучения, поддержания контроля и подтверждения уровня профессиональной квалификации фармацевтических работников является одной из основных составляющих системы государственных мер, позволяющих государству гарантировать охрану здоровья граждан и, несмотря на значительное обновление нормативно-правовых документов, регламентирующих эту область, на наш взгляд, требует совершенствования.
– Анатолий Дмитриевич, какие законодательные нормы нуждаются в совершенствовании в первую очередь?
– В первую очередь необходимо изменить закрепленное в законодательстве определение «фармацевтическая деятельность», исходя из значимости и функций фармацевтической отрасли и фармспециалистов в системе здравоохранения, а не просто специфического вида торговли. Нужно законодательно определить номенклатуру фармацевтических должностей и критерии для расчета штатной численности аптечных организаций.
Требуется оптимизировать номенклатуру фармацевтических специальностей на этапе последипломного обучения и пересмотреть положения о должностях работников аптечных учреждений, для того чтобы деятельность и уровень квалификации соответствовали современным кадровым потребностям в обеспечении лекарственной помощи населению.
В действующие стандарты розничной и оптовой торговли, на наш взгляд, необходимо включить конкретные требования к квалификационному уровню специалистов, занимающих разные должности в сфере обращения лекарственных средств. А в целях повышения престижа аттестации фармацевтических специалистов и наличия квалификационной категории по избранной специальности целесообразно ввести в действующие стандарты требования об обязательном наличии в штате фармацевтических специалистов, имеющих квалификационную категорию по основному виду фармацевтической деятельности.
Необходимо установить ответственность для работодателей, препятствующих созданию благоприятных условий для проведения полноценного повышения профессиональной квалификации сотрудников, и законодательно определить их обязательства в этом вопросе.
В Ставропольском крае, к сожалению, пока отсутствует практика работы профессиональных фармацевтических организаций по проведению проверочного испытания фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности и выдачи по его результатам сертификатов специалиста. А ведь профессиональные ассоциации, в отличие от образовательных учреждений, являются независимыми от учебного процесса организациями и могут объективно оценить знания и способность к самостоятельной работе провизора. Надеемся, что совместными усилиями с фармацевтической общественностью края такая практика появится.
Беседу вели Ирина МИХАЛЕВА, главный государственный инспектор отдела лицензирования фармацевтической деятельности и государственного контроля обращения медицинской продукции; Алла НАУМЕНКО, пресс-секретарь Управления Росздравнадзора по Ставропольскому краю, pressa-roszdrav@mail.ru