
А.А. МЕЛЕХОВ, к.м.н., руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Красноярскому краю, М.А. ЛАПТЕВА, бакалавр информационных систем, специалист 1 разряда отдела контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Красноярскому краю.
На основе разработанного программного продукта проведен анализ результатов мониторинга ассортимента и цен ЖНВЛП в амбулаторном и госпитальном сегментах фармацевтического рынка Красноярского края за 2014 г. В процессе анализа цен на ЖНВЛП осуществлялось сравнение показателей, введенных в мониторинг субъектами обращения лекарственных препаратов за январь и декабрь 2014 г.
В соответствии с Положением, утвержденным приказом Минздрава России от 13.12.2012 №1040н, и Положением, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения №2325-ПР/13 от 06.06.2013, Территориальный орган Росздравнадзора по Красноярскому краю проводит мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
На территории Красноярского края розничную реализацию лекарственных препаратов (ЛП) в полном объеме осуществляют 394 хозяйствующих субъекта, которые имеют около 1300 структурных подразделений (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски). В мониторинге принимают участие 66 хозяйствующих субъектов.
Участвующие в мониторинге субъекты имеют в своих структурах свыше 800 аптечных организаций.
Структура аптечных учреждений, участвующих в мониторинге, исходя из фактического наличия учреждений и их технических возможностей, распределилась в следующем порядке: аптеки составили 70,1%, аптечные пункты -- 28,4%, аптечные киоски -- 1,5%. Перечень аптечных учреждений представлен аптечными учреждениями (организациями) всех форм собственности.
В мониторинге участвуют аптечные учреждения крупных аптечных сетей, которые осуществляют централизованный закуп лекарственных препаратов и единое ценообразование. Их общий объем реализации лекарственных препаратов составляет не менее 75% от общего лекарственного товарооборота края. В мониторинге также принимают участие аптечные организации районов Крайнего Севера и районов, приравненных к Крайнему Северу, что позволяет проанализировать цены и ассортимент ЖНВЛП на разных территориях.
Перечень ЛПУ, участвующих в мониторинге, сформирован по следующим основаниям: в перечень включены все федеральные учреждения здравоохранения, все краевые многопрофильные учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную помощь, центральные районные и городские больницы, в т. ч. г. Норильска. Краевые специализированные учреждения здравоохранения, оказывающие стационарную помощь, представлены головными крупными диспансерами и больницами по всем профилям: наркология, онкология, туберкулез, дерматовенерология и психоневрология.
Лекарственное обеспечение специализированных учреждений здравоохранения на территории края унифицировано и осуществляется на основании централизованного закупа по их заявкам и распределения препаратов, закупаемых по целевым программам.
Политика лекарственного обеспечения по направлениям специализированных служб формируется головными ведущими учреждениями, включенными в перечень для мониторинга.
Предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных препаратов установлены на территории Красноярского края постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 №705-п «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и утверждении поправочных коэффициентов дифференциации к расчетным размерам оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
В связи с тем, что протяженность Красноярского края с севера на юг очень велика, предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам утверждены указанным постановлением не только с учетом ценовых категорий, но и с учетом географических зон:
- районы Крайнего Севера,
- местности, приравненные к районам Крайнего Севера,
- города и районы края, за исключением районов Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Это один из факторов, влияющих на разброс розничных цен на одни и те же наименования лекарственных препаратов в крае.
В январе 2015 г. был проведен анализ результатов мониторинга ассортимента и цен на ЖНВЛП в амбулаторном и госпитальном сегментах фармацевтического рынка Красноярского края за 2014 г.
При проведении анализа цен на ЖНВЛП осуществлялось сравнение показателей, введенных в мониторинг субъектами обращения лекарственных препаратов за январь 2014 г. и декабрь 2014 г. При этом были рассмотрены цены на лекарственные препараты перечня ЖНВЛП по полному совпадению наименования, дозировки и производителя. Проанализированы цены в амбулаторном и госпитальном сегментах. Для сравнения были отобраны в амбулаторном сегменте: 607 наименований лекарственных препаратов отечественного производства и 615 наименований импортных лекарственных препаратов в госпитальном сегменте: 165 наименований лекарственных препаратов отечественного производства и 155 наименований импортных лекарственных препаратов. Анализ проводился в различных ценовых категориях: до 50 руб. включительно, свыше 50 до 500 руб., свыше 500 руб.
При осуществлении мониторинга ассортимента и цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, отмечено, что в 2014 г. нарушений в части превышения установленных постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 №705-п предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, не выявлено.
Динамика уровня цен в амбулаторном сегменте
Анализ цен на лекарственные препараты отечественного производства показал, что наибольший прирост уровня закупочных и розничных цен отмечен в ценовой категории свыше 500 руб., что составило 5,22% и 6,1% соответственно (табл. 1).
Динамика средних закупочных и розничных цен на отечественные лекарственные препараты представлена на рисунках 1 и 2.
- до 50 руб. включительно: в январе 2014 г. средняя закупочная цена на отечественные ЛП составила 21,64 руб., в декабре 2014 г. -- 22,16 руб.;
- свыше 50 руб. до 500 руб.: в январе 2014 г. средняя закупочная цена на отечественные ЛП составила 155 руб., в декабре 2014 г. -- 159,3 руб.;
-
свыше 500 руб.: в январе 2014 г. средняя закупочная цена на отечественные ЛП составила 888,8 руб., в декабре 2014 г. -- 935,2 руб.
- до 50 руб. включительно: в январе 2014 г. средняя розничная цена на отечественные ЛП составила 29,84 руб., в декабре 2014 г. -- 30,63 руб.;
- свыше 50 руб. до 500 руб.: в январе 2014 г. средняя розничная цена на отечественные ЛП составила 206,2 руб., в декабре 2014 г. -- 212,55 руб.;
- свыше 500 руб.: в январе 2014 г. средняя закупочная цена на отечественные ЛП составила 888,8 руб., в декабре 2014 г. -- 935,2 руб.
В процессе анализа цен на импортные лекарственные препараты было выявлено, что в ценовой категории до 50 руб. отмечен прирост розничных цен на импортные лекарственные препараты на 2,42%, а в ценовой категории свыше 500 руб. розничная цена на импортные лекарственные препараты снизилась на 1,32%.
Динамика средних закупочных и розничных цен на импортные лекарственные препараты представлена на рисунках 3 и 4.
- до 50 руб. включительно: в январе 2014 г. средняя закупочная цена на импортные ЛП составила 26,04 руб., в декабре 2014 г. -- 26,8 руб.;
- свыше 50 руб. до 500 руб.: в январе 2014 г. средняя закупочная цена на импортные ЛП составила 185,7 руб., в декабре 2014 г. -- 188,14 руб.;
- свыше 500 руб.: в январе 2014 г. средняя закупочная цена на импортные ЛП составила 1343,9 руб., в декабре 2014 г. -- 1340,9 руб.
- до 50 руб. включительно: в январе 2014 г. средняя розничная цена на импортные ЛП составила 35,95 руб., в декабре 2014 г. -- 36,82 руб.;
- свыше 50 руб. до 500 руб.: в январе 2014 г. средняя розничная цена на импортные ЛП составила 243,7 руб., в декабре 2014 г. -- 243,8 руб.;
- свыше 500 руб.: в январе 2014 г. средняя закупочная цена на импортные ЛП составила 1682,38 руб., в декабре 2014 г. -- 1660,14 руб.
Динамика уровня цен в госпитальном сегменте
Анализ цен на отечественные лекарственные препараты показал, что в ценовых категориях до 50 руб. включительно и свыше 50 до 500 руб., уровень цен возрос соответственно на 7,55% и 5,93%, а в ценовой категории свыше 500 руб. уровень цен снизился на 5,35% (табл. 2).
Анализ цен на импортные лекарственные препараты показал, что рост уровня цен произошел во всех ценовых категориях, при этом наибольший рост наблюдается в ценовой категории до 50 руб. включительно -- 4,63%.
Динамика средних цен на отечественные и импортные лекарственные препараты представлена на рисунках 5 и 6.
- до 50 руб. включительно: в январе 2014 г. средняя цена на отечественные ЛП составила 22,52 руб., в декабре 2014 г. -- 24,23 руб.;
- свыше 50 руб. до 500 руб.: в январе 2014 г. средняя розничная цена на отечественные ЛП составила 166,23 руб., в декабре 2014 г. -- 176,1 руб.;
- свыше 500 руб.: в январе 2014 г. средняя закупочная цена на отечественные ЛП составила 967,5 руб., в декабре 2014 г. -- 915,7 руб.
- до 50 руб. включительно: в январе 2014 г. средняя розничная цена на импортные ЛП составила 22,91 руб., в декабре 2014 г. -- 23,97 руб.;
- свыше 50 руб. до 500 руб.: в январе 2014 г. средняя розничная цена на импортные ЛП составила 217,83 руб., в декабре 2014 г. -- 221,98 руб.;
- свыше 500 руб.: в январе 2014 г. средняя закупочная цена на импортные ЛП составила 4447,93 руб., в декабре 2014 г. -- 4553,24 руб.
Таким образом, уровень средних розничных цен на включенные в мониторинг лекарственные препараты в Красноярском крае за 2014 г. увеличился приблизительно на 2%. По России в целом за прошедший год рост уровня цен на препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в среднем составил 2,3% . При этом наибольший прирост уровня цен по Красноярскому краю отмечен в амбулаторном сегменте на отечественные лекарственные препараты.
Для проведения анализа цен на ЖНВЛП Территориальным органом Росздравнадзора по Красноярскому краю был разработан программный продукт в среде разработки Microsoft Visual Studio 2012 на языке программирования C#. Данная программа дала возможность произвести выборку лекарственных препаратов по полному совпадению наименования, дозировки и производителя, позволила увеличить объем анализируемой выборки лекарственных препаратов до 1 542 наименований, что в свою очередь обеспечило получение корректных результатов, а также позволило сократить временные затраты на проведение анализа.