Top.Mail.Ru

Анализ информации, размещенной на официальных сайтах органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности

 5758

 Анализ информации, размещенной на официальных сайтах органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности

ИВАНОВ И.В., генеральный директор ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора

Одним из механизмов улучшения функционирования системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности на уровне суектов РФ является оптимизация информационного обеспечения лечебно-диагностического процесса в сети Интернет. «ЦМИКЭЭ» Росздравнадзора провел исследование информационной прозрачности и общественной ориентированности сайтов региональных органов управления здравоохранением в части обеспечения открытости их деятельности, доступности размещенной информации, вовлечения граждан и заинтересованных организаций в принятие управленческих решений по вопросам организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности.


Развитие системы управления качеством в здравоохранении представляет собой поэтапный и длительный процесс, требующий основательного пересмотра сформировавшихся стереотипов качества оказания медицинских услуг и подходов к реформированию системы оказания медицинской помощи населению.

Обоснованный выбор оптимальных преобразований по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности позволит не только повысить качество и доступность услуг, но и достичь управляемой экономической эффективности работы ЛПУ. Важным критерием оценки деятельности учреждений здравоохранения является открытость информации и возможность общественного обсуждения мероприятий по улучшению качества и доступности медицинской помощи. Значимая роль в этом процессе отводится официальным интернет-сайтам медицинских организаций.

В соответствии с Федеральными законами от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 14, 79, 87, 91) и от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», государственные органы исполнительной власти, ведомства и учреждения обязаны использовать официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для публикации открытой информации, касающейся их деятельности.

Наличие интернет-сайтов и размещение на них необходимой информации способствует повышению эффективности деятельности медицинских организаций – предоставлению оптимального количества медицинской помощи, достижимого при используемых ресурсах с максимальным удовлетворением потребностей пациентов, следуя нормативным требованиям законодательства.
В соответствии с планом мероприятий по исполнению 1 раздела Государственного задания «Информационно-аналитическая и экспертная поддержка мероприятий по осуществлению контроля качества и безопасности медицинской деятельности», Федеральным государственным бюджетным учреждением ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора («ЦМИКЭЭ» Росздравнадзора) проведены изучение и анализ информации, размещенной на официальных сайтах в сети Интернет органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Целью изучения было исследование информационной прозрачности и общественной ориентированности сайтов региональных органов управления здравоохранением в части обеспечения открытости их деятельности, доступности размещенной информации, вовлечения граждан и заинтересованных организаций в принятие управленческих решений по вопросам организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Анализ информации проводился по следующим 12 показателям:

1.    наличие раздела «контроль качества и безопасности медицинской деятельности»;
2.    опубликование нормативных правовых актов по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности;
3.    наличие административных регламентов по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности;
4.    планирование осуществления ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
5.    результаты проверок и принятые меры;
6.    наличие учета обращений граждан по вопросам медицинской деятельности;
7.    анализ обращений граждан по вопросам медицинской деятельности;
8.    наличие Общественного совета;
9.    размещение на сайте персонального состава совета;
10.  размещение контактной информации о членах совета;
11.   наличие в планах работы Общественного совета вопросов контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
12.  наличие в протоколах заседаний Общественного совета рассмотренных вопросов контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Анализу информационного наполнения было подвергнуто 80 сайтов органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Сопоставление критериев сравнения по субъектам РФ выявило, что информация по всем 12 показателям не представлена ни на одном из изученных сайтов органов управления здравоохранением.

Наиболее полно возможности сетевого ресурса для обеспечения открытости и доступности информации по контролю качества и безопасности медицинской деятельности по 8–10 показателям используют 12 региональных органов управления здравоохранением: Республика Адыгея, Карелия, Башкортостан, Марий Эл, Тыва, Бурятия и Чувашская Республика, Забайкальский край, Курганская, Кемеровская, Свердловская и Тюменская области.

В группу субъектов по 5--7 показателям вошли 21 орган управления здравоохранением: Амурская, Воронежская, Омская, Ульяновская области, Камчатский край и др.

В 37 региональных органах управления здравоохранением информация на сайтах представлена только по 1--4 показателям: Республики Ингушетия, Калмыкия, Ставропольский край, Новосибирская, Сахалинская, Саратовская области и др.

Практически не освещается на сайтах деятельность по осуществлению ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в 10 регионах: Кабардино-Балкарской Республике, Костромской, Калужской, Кировской, Липецкой, Магаданской, Орловской, Пензенской, Самарской областях, городе Санкт-Петербурге (рис. 1).

Ivanov_Fig_1_.jpgСпециальные разделы «контроль качества и безопасности медицинской деятельности» или «независимая оценка качества работы учреждений» имеются на сайтах 36 органов управления здравоохранением субъектов РФ (45%). На официальных сайтах 44 регионов (55%) отсутствуют специальные разделы по контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Несмотря на наличие разработанных и утвержденных методических материалов по организации ведомственного и внутреннего контроля качества, на сайтах Республики Хакассия, Калужской, Кемеровской, Оренбургской областей, Хабаровского края они отсутствуют.

Нормативные правовые акты органов управления здравоохранением по вопросам организации ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности имеются на 26 сайтах (32,5%). Административный регламент ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности размещен на 17 сайтах (21,2%).

Планы проведения проверок ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях имеются на 19 сайтах (23,7%), информация о результатах проверок -- на 15 сайтах (18,7%). Детальная информация о результатах ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и принятых мерах размещена на сайтах министерств здравоохранения Республик Калмыкия, Марий Эл, Департамента здравоохранения Приморского края. Отсутствуют планы и результаты проверок на сайтах в республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской, Тыва, Астраханской, Архангельской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Калининградской областей.

Наличие учета обращений граждан в органы управления здравоохранением по вопросам медицинской деятельности представлены на 26 сайтах (32,5%), анализ обращений граждан -- на 13 сайтах (16,2%).

Департаментом здравоохранения Воронежской области, министерствами здравоохранения Республик Башкирия, Мордовия, Саха (Якутия), Свердловской, Челябинской областей представлен подробный анализ причин обращений граждан по вопросам здравоохранения, в т. ч. жалоб на недостатки и неудовлетворительную работу лечебно-профилактических учреждений, с указанием принятых мер при их подтверждении. Не представлен анализ причин обращений граждан по вопросам оказания медицинской помощи на сайтах Амурской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Владимирской, Новгородской, Омской и других областей.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 №256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» на 61 сайте (76,2%) органов управления здравоохранением субъектов РФ имеется информация о создании Общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания медицинских услуг медицинскими организациями и по защите прав потребителей, сведения о их персональном составе -- на 52 сайтах (62,5%).
Не представлена информация о создании Общественных советов на сайтах Республики Алтай, Коми, Брянской, Курской, Новосибирской, Пензенской, Самарской областях. В 65% органах управления здравоохранением субъектов РФ в планах работы и протоколах заседаний Общественных советов отсутствуют вопросы ведомственного и внутреннего контроля качества медицинской деятельности.

Ivanov_Fig_2_.jpg

Особо следует отметить, что в ряде субъектов РФ информация на сайтах обновляется несвоевременно. Так, на сайтах органов управления здравоохранением Республики Карелия, Еврейской автономной области, Ставропольского края, Тюменской, Ярославской областей, г. Москвы последняя информация об обращениях граждан и анализ обращений представлены за 2013 г., информация о результатах ведомственного контроля в Республике Мордовия -- за 2011 г., в Нижегородской области -- за 2013 г., протоколы заседаний Общественного совета в Республике Карелия и Краснодарском крае -- за 2013 г.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В соблюдении органами управления здравоохранением субъектов РФ требований действующего законодательства в части использования официальных сайтов в сети Интернет для публикации открытой информации, касающейся их деятельности, имеются значительные пробелы:

•    вопросы контроля качества и безопасности медицинской деятельности не являются приоритетными в деятельности ряда органов управления здравоохранением субъектов РФ, что противоречит вышеприведенным законодательным актам РФ;
•    недостаточно используется возможность официальных сайтов как актуального информационного ресурса, обеспечивающего открытость и доступность полных и достоверных сведений по вопросам организации обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Для соблюдения принципов открытости в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями законодательства РФ необходимо:

•    обеспечивать полноту, достоверность и своевременность предоставления информации о деятельности, подлежащей раскрытию в обязательном порядке;
•    формировать и развивать действенные механизмы оперативного реагирования на обращения граждан;
•    обеспечивать объективность и публичность процедуры формирования общественных советов, создаваемых при органах исполнительной власти, наделять их необходимыми полномочиями;
•    повышать доступность информации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности для всех заинтересованных лиц в сети Интернет;
•    внедрять процессы и инфраструктуру, в том числе электронные сервисы и услуги, для проведения публичных онлайн-консультаций с гражданами и организациями, упрощая способы взаимодействия с гражданским обществом.

Таким образом, одним из механизмов улучшения функционирования системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности на уровне субъектов РФ является оптимизация информационного обеспечения лечебно-диагностического процесса в сети Интернет. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности должен работать по единой организационной технологии, соответствующей требованиям законодательства РФ и принципам современного менеджмента.



Специалистам здравоохранения