
Численность населения Южного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 16,455 млн. человек – это 11,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЮФО в январе-марте 2019г. составил 31470 руб. (476,02 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (43944 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам I квартала 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЮФО в натуральном выражении сократился на 9% и был равен 98,575 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+8%), отрицательную - в долларовом (-7%), и был равен 15,909 млрд. рублей (240,826 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю округа приходилось 7,9% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС практически не изменилась в сравнении с предыдущим годом (2,91 долл.) и была равна 2,92 долл. в розничных ценах. За первые три месяца 2019г. жители ЮФО потратили на приобретение лекарств в среднем 17,54 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.
Лидирующие позиции в Топ-10 ведущих производителей на рынке Южного федерального округа по итогам первых трех месяцев 2019г. сохранили компании BAYER (+3%), SANOFI (+5%), TEVA (-8%) и OTCPHARM (+8%) (табл.1). Ниже произошли перестановки, в результате которых четыре представителя повысили свои рейтинги. Это компании BERLIN-CHEMIE/ MENARINI (+8%), SANDOZ (+12%), ABBOTT (+10%) и GLAXOSMITHKLINE (+6%), которые поднялись на строчку вверх, на пятое, шестое, восьмое и девятое места соответственно. В то же время SERVIER (+4%) и STADA (-1%), напротив, потеряли по два пункта и опустились на седьмую и последнюю строчки соответственно. Общая доля десяти ведущих компаний сократилась с 33,8% до 32,7%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,8 | 5 |
2 | 2 | SANOFI | 3,9 | 4 |
3 | 3 | TEVA | 3,4 | 4 |
4 | 4 | OTCPHARM | 3,3 | 3,3 |
5 | 6 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 3,2 | 3,1 |
6 | 7 | SANDOZ | 3,1 | 3 |
7 | 5 | SERVIER | 3,1 | 3,2 |
8 | 9 | ABBOTT | 2,8 | 2,8 |
9 | 10 | GLAXOSMITHKLINE | 2,6 | 2,7 |
10 | 8 | STADA | 2,6 | 2,8 |
Итого | 32,7 | 33,8 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В рейтинге ведущих брендов на рынке региона появилось два новых представителя: на пятую и девятую позиции поднялись XARELTO (+50%) и ESSENTIALE (+18%) (табл.2). Помимо них, более высокое место удалось занять лишь одному бренду: на первую строчку с пятой поднялся INGAVIRIN (+48%). Вторую, третью, а также седьмую позиции по-прежнему занимают NUROFEN (+19%), KAGOCEL (+20%) и MEXIDOL (+17%). Четыре бренда с более низкой динамикой: ACTOVEGIN (+7%), THERAFLU (+1%), THERAFLEX (+10%) и CONCOR (+9%), опустились на четвертое, шестое, восьмое и десятое места соответственно. Суммарная доля десяти ведущих брендов расширилась: 6,7% против 6,1% годом ранее.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 5 | INGAVIRIN | 0,9 | 0,6 |
2 | 2 | NUROFEN | 0,7 | 0,7 |
3 | 3 | KAGOCEL | 0,7 | 0,7 |
4 | 1 | ACTOVEGIN | 0,7 | 0,7 |
5 | 14 | XARELTO | 0,7 | 0,5 |
6 | 4 | THERAFLU | 0,6 | 0,7 |
7 | 7 | MEXIDOL | 0,6 | 0,6 |
8 | 6 | THERAFLEX | 0,6 | 0,6 |
9 | 12 | ESSENTIALE | 0,6 | 0,5 |
10 | 8 | CONCOR | 0,6 | 0,5 |
Итого | 6,7 | 6,1 |
Первую строчку в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований сохранил за собой XYLOMETAZOLINE хотя объемы его продаж сократились на 3% (табл.3). Также на занятых ранее местах, втором, пятом и десятом, остались PANCREATIN (+12%), BISOPROLOL (+13%) и KAGOCEL (+20%). На один пункт улучшили свои позиции МНН IBUPROFEN (+16%) и комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+24%), которые поднялись на третью и седьмую строчки. С 11 места на шестое поднялся впервые вошедший в рейтинг IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+48%). Одновременно с этим наименования NIMESULIDE (+5%), ROSUVASTATIN (+17%) и BLOOD (+7%) опустились на более низкие позиции, четвертую, восьмую и девятую. Итоговая доля «десятки» была равна 9,9%, тогда как в 2018 году – 9,5%
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,7 | 1,9 |
2 | 2 | PANCREATIN | 1,1 | 1,1 |
3 | 4 | IBUPROFEN | 1,1 | 1 |
4 | 3 | NIMESULIDE | 1 | 1 |
5 | 5 | BISOPROLOL | 0,9 | 0,9 |
6 | 11 | IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID | 0,9 | 0,6 |
7 | 8 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 0,9 | 0,7 |
8 | 7 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,8 |
9 | 6 | BLOOD | 0,8 | 0,8 |
10 | 10 | KAGOCEL | 0,7 | 0,7 |
Итого | 9,9 | 9,5 |
Лидирующие позиции в Топ-10 ведущих АТС групп сохранила и укрепила группа M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+10%) (табл.4). На занятых в прошлом местах, восьмом и десятом, остались также G03 Половые гормоны (+4%) и L03 Иммуностимуляторы (+9%). Среди оставшихся четыре группы повысили свои позиции. На вторую и третью строчки поднялись J05 Противовирусные препараты системного действия (+36%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+19%), потеснив на один пункт вниз J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+10%). С седьмого места на шестое поднялись R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+11%), а на девятой строчке расположился единственный новый представитель B01 Антикоагулянты (+26%). Снизившие продажи R01 Назальные препараты (-1%) и N02 Анальгетики (-0,2%) опустились на пятое и седьмое места соответственно. Суммарная доля десяти ведущих АТС групп расширилась на 1,4 п.п., до 37,5%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5 | 4,9 |
2 | 6 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 4,4 | 3,4 |
3 | 4 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 4,2 | 3,8 |
4 | 3 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 4 | 3,9 |
5 | 2 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,7 | 4 |
6 | 7 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,5 | 3,4 |
7 | 5 | N02 | ANALGESICS | 3,4 | 3,7 |
8 | 8 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,3 | 3,4 |
9 | 14 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,2 | 2,7 |
10 | 10 | L03 | IMMUNOSTIMULANTS | 2,9 | 2,8 |
Итого | 37,5 | 36,1 |
Заключение. По итогам января-марта 2019г. объем аптечного рынка ЮФО составил 19,064 млрд. руб. (288,576 млн. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи увеличились на 6%, тогда как в долларах, напротив, снизились на 8%. В натуральных показателях рынок сократился на 9% и был равен 98,575 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона составила 2,92 долл. – это практически столько же, как и годом ранее (2,91 долл.), но ниже средней по стране (3,26 долл.). Средние расходы жителей ЮФО на приобретение ГЛС в аптеках по итогам I квартала 2019г. также оказались ниже средних по стране (17,25 долл. против 24,94 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум