
DOI: 10.21518/1561-5936-2020-10-10-12
Надежда Калинина,
«Эр Эм Аналитика»
Пандемия COVID-19 в 2020 г. нанесла серьезный ущерб мировой экономике, бросив вызов системам здравоохранения, правительствам стран и бизнесу в целом. В частности, аптечной розничной торговле также пришлось в экстренном режиме адаптироваться к новой реальности.
Pharmacy market for 9 months 2020: coronavirus and digital
Nadezhda Kalinina,
RM Analytics
The COVID-19 pandemic in 2020 has wreaked havoc with the global economy, challenging health systems, governments and businesses taken as a whole. In particular, the pharmacy retail trade also had to adapt to a new reality in an emergency mode.
КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ
Согласно данным IQVIA, объем розничного фармрынка по итогам 9 мес. 2020 г. составил 804,0 млрд руб. (в розничных ценах, без учета БАД). Относительно аналогичного периода прошлого года в текущем году рынок показал прирост реализации в рублях на 5,3%. В натуральных единицах измерения объем продаж ЛП составил 3,4 млрд упаковок, что на 2,3% меньше показателя 9 мес. 2019 г. Однако число упаковок проданных ЛП падает не первый год подряд: за 9 мес. 2019 г. этот показатель составил 3,5 млрд упаковок, с января по сентябрь 2020 г. включительно объем продаж лекарств в натуральных единицах измерения сократился уже до 3,4 млрд упаковок (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика объемов продаж аптечного рынка, 9 мес. 2019 г. – 9 мес. 2020 г.
Источник: розничный аудит IQVIA
Положительной динамике в стоимостном выражении способствовал ряд факторов, оказавших на потребителя заметное влияние: ажиотажный спрос на лекарства, рекомендованные для лечения COVID-19, и закупка их впрок, рост продаж дорогостоящих препаратов и общее увеличение цен. По данным IQVIA, средневзвешенная розничная стоимость одной упаковки в анализируемом периоде значительно выросла: за январь – сентябрь 2020 г. она превысила аналогичный показатель 2019 г. на 7,8% и составила 238,6 руб. Также изменилась структура ценовой сегментации в аптечном ретейле в пользу дорогостоящих ЛП: за девять месяцев потребление лекарств в категории «более 500 руб.» занимают уже 12% рынка в упаковках (рис. 2) и 48,5% – в стоимостном выражении. Доля недорогих препаратов с ценой «менее 50 руб.» в упаковках уменьшилась на 13% по сравнению с 9 мес. 2019 г. и составила 30,0%.
Рисунок 2. Ценовая сегментация аптечного рынка, 9 мес. 2019 г. – 9 мес. 2020 г., упак.
Источник: розничный аудит IQVIA
В долевом отношении в топ-10 АТС-групп 2-го уровня в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. произошли заметные сдвиги: изменение долей стоимостного объема составило +1,2%. Если сравнить абсолютные значения стоимостных объемов, то можно отметить увеличение продаж практически для всех АТС-групп (8 из 10 АТС-групп 2-го уровня продемонстрировали положительную динамику продаж). Наиболее значимый темп прироста показали группы C09 – «Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему», J01 – «Антибактериальные препараты для системного использования», N02 – «Анальгетики» (прирост продаж каждой из них составил +12% к 9 мес. 2019 г.) и J05 – «Противовирусные препараты для системного применения» (+50%).
Таблица 1. Топ-10 АТС-групп 2-го уровня аптечного рынка, 9 мес. 2020 г.
Рейтинг | АТС-группа 2-го уровня | Объем розничных продаж, 9 мес. 2020 г. | ||
---|---|---|---|---|
9 мес. 2019 г. | 9 мес. 2020 г. | млрд руб. | млн упак. | |
1 | 1 | C09 – Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему | 43,6 | 142,8 |
2 | 2 | M01 – Противовоспалительные и противоревматические препараты | 39,7 | 174,5 |
11 | 3 | J05 – Противовирусные препараты для системного применения | 32,0 | 71,8 |
5 | 4 | B01 – Антикоагулянты | 29,1 | 46,3 |
6 | 5 | J01 – Антибактериальные препараты для системного использования | 28,7 | 144,8 |
7 | 6 | N02 - Анальгетики | 28,0 | 308,7 |
4 | 7 | R01 – Назальные препараты | 27,2 | 205,5 |
3 | 8 | G03 – Половые гормоны и модуляторы половой системы | 26,9 | 26,6 |
8 | 9 | C05 – Ангиопротекторы | 23,0 | 57,9 |
10 | 10 | R05 – Препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях | 22,4 | 138,4 |
Источник: розничный аудит IQVIA
На долю топ-10 ТН аптечного рынка по итогам 9 мес. 2020 г. пришлось 6,3% в стоимостном выражении. В целом состав рейтинга за 9 мес. 2020 г. изменился незначительно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В рейтинг снова вошел противовирусный препарат Арбидол, продемонстрировавший наибольший прирост продаж в десятке лидеров не только в рублях, но и в упаковках (+208% и 149% соответственно, табл. 2).
Таблица 2. Топ-10 ТН аптечного рынка, 9 мес. 2020 г.
Рейтинг | ТН (корпорация) | Объем продаж, 9 мес. 2020 г. | ||
---|---|---|---|---|
9 мес. 2019 г. | 9 мес. 2020 г. | млрд руб. | млн упак. | |
1 | 1 | Ксарелто (Bayer Healthcare) | 7,71 | 2,14 |
9 | 2 | Ингавирин («Валента») | 6,13 | 8,64 |
2 | 3 | Детралекс (Servier) | 5,63 | 3,26 |
6 | 4 | Мирамистин («Инфамед») | 5,05 | 11,71 |
84 | 5 | Арбидол («Отисифарм») | 4,62 | 9,93 |
11 | 6 | Эликвикс (Pfizer) | 4,44 | 2,21 |
5 | 7 | Кардиомагнил (Stada) | 4,37 | 17,37 |
3 | 8 | Мексидол («Фармасофт») | 4,32 | 9,32 |
8 | 9 | Пенталгин («Отисифарм») | 4,25 | 22,75 |
4 | 10 | Актовегин (Takeda) | 3,76 | 3,70 |
Источник: розничный аудит IQVIA
Также в топ-10 вошел антикоагулянт прямого действия – ЛП Эликвикс, прирост продаж которого составил +208% в рублях и +149% в упаковках. Стоит отметить, что наибольшие темпы роста продаж показали препараты, предназначенные для терапии ОРВИ Арбидол и Ингавирин, а также антисептический раствор для местного применения Мирамистин, что является результатом спроса на данные средства в связи с пандемией коронавируса в стране.
ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ ФАРМРОЗНИЦЫ
COVID-19 стал не только серьезной угрозой 2020 г. и самой обсуждаемой темой в СМИ, но и катализатором интенсивных изменений фармацевтической отрасли в целом. С июня законодательно стартовала дистанционная торговля лекарствами, в связи с чем аптечные сети оформляют разрешения на дистанционную торговлю, активно осваивая новую нишу. Пока это касается только продаж безрецептурных препаратов, однако не исключено, что на следующем этапе будет легализована торговля лекарствами по рецепту, как это давно происходит во многих странах мира.
Общий объем онлайн-продаж или бронирования продукции аптечного ассортимента в России по итогам первых двух кварталов 2020 г. оценивается в 63,8 млрд руб., более половины которых (73%) от этой суммы приходится на игроков, входящих в топ-15 на розничном фармрынке1.
1 Режим доступа: https://rncph.ru/.
По данным компании RNC Pharma, объем онлайн-продаж аптечного ассортимента первых 15 компаний за первое полугодие 2020 г. составил 46,75 млрд руб. Аналитики включили в рейтинг только организации, у которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция и которые могут рассматриваться именно в качестве представителей фармацевтической розницы2.
2 В рейтинг не включены www.ozon.ru и www.zdravcity.ru.
Однако вопросы доставки лекарств на законодательном уровне так и остаются нерешенными. Воспользуется ли рынок возможностями существующих операторов доставки – покажет время. В любом случае сервисы по поиску и бронированию, доставка лекарств – ближайшие планы в новых реалиях фармацевтического розничного рынка.